В гостях у абашевской игрушки

вторник, 31 декабря 2013 г.




Современные детские магазины изобилуют самыми разнообразными игрушками. Зайдешь - глаза разбегаются. Традиционные же русские игрушки сегодня, пожалуй, больше забава для взрослых. Часто они проносят свой облик через века, они не привязаны к популярному сейчас мультфильму или компьютерной игре и не изготавливаются массово китайцами, отыскать же их легче в магазине сувенирном, нежели игрушечном. Да и стоят, как правило, не так уж дешево, ведь это не заводская штамповка.

Игрушки на Руси делали преимущественно из глины и дерева. Оба этих материала много где водились в изобилии, да и сейчас тоже острого дефицита в них у нас не наблюдается. Где только не лепили глиняные игрушки. На территориях древних русских городов находили игрушки возрастом в 10-11 веков. Лепили еще когда наши предки поклонялись языческим богам, что, кстати, и до сих пор улавливается в игрушках многих оставшихся промыслов. Игрушку делали на русском Севере, в центральной России, в Поволжье. Где-то традиции сохранились и поныне, что-то уже безвозвратно потеряно, что-то доживает свои дни в лице часто не молодых мастеров. Не станет одного единственно оставшегося мастера, не передал он никому свои знания... вот и исчез еще один промысел с карты России. Сложно сейчас поверить, что когда-то существовала, например, московская глиняная игрушка, хотя её еще можно увидеть в музеях. И таких исчезнувших наименований на самом деле очень много, больше, пожалуй, чем оставшихся. А в некоторых краях, например, игрушки вообще делали только для себя, как обереги, если хотите. Такие игрушки никогда не продавались (хотя на ярмарках глиняные игрушки были ходовым товаром).


Даже для непосвященного зрителя очевидно, что игрушки в каждом регионе разные. Зависит это и от местных традиций, и от местной глины. Даже неокрашенные игрушки специалист всегда различит по школе, а уж после росписи... Везде свои правила. Что изображают игрушки... часто это все, что окружало людей в былые времена. Изображали непосредственно людей (особенно популярны барыни, солдаты), животных - как настоящих, так и волшебных. Традиция расписывать игрушку тоже есть не везде, где-то игрушки оставляют без цвета. Да и сюжеты не стоят на месте - мастера придумывают новые, изменяют и дополняют давно сложившиеся. Даже традиционные промыслы не стоят на месте - вспомните, как мастера Палеха изменили свои сюжеты с установлением советской власти.


Я уже наловчился отличать дымковскую игрушку от каргопольской, филимоновскую от абашевской... Все они очень разные и самобытные. А вот именно к абашевской игрушке мы и отправимся в гости. Даже среди разнообразия игрушек разных регионов, абашевская сильно выделяется на фоне остальных. Во-первых, она очень яркая, причем, цвет доминирует практически по всей площади игрушки, с небольшими фрагментами других цветов. Очень редко можно увидеть белые или неокрашенные области. Волшебных, сказочных животных, про которых я упоминал выше, здесь представлено очень много. И даже привычные сюжеты выглядят очень фантастично. Взять хотя бы знаменитого абашевского оленя (видали ли когда-нибудь в тех краях оленя?) выглядит он так, будто прилетел с другой планеты.


Небольшое предисловие. Город Спасск мы проезжали неоднократно (до Абашево оттуда недалеко), слышал я про местную игрушку и про то, что в городе есть музей, где она представлена. Неоднократно видел фотографии игрушки в интернете и увиденное впечатляло. А в марте мы посетили замечательную выставку "Ладья", которая, как я понял, проходит два раза в год (подозреваю, существуют и другие выставки подобного рода). Народные промыслы нашей огромной страны там были представлены в изобилии. Набрел я и на абашевскую игрушку. Один из продолжателей древних традиций абашевских гончаров Владимир Ворожейкин проводил мастер-класс по лепке для всех желающих, но желающих было крайне много. Что было справедливо почти для любого мастера на этой выставке.



1.


К Ворожейкину мы так и не попали, хотя, к счастью, дети полепили под чутким руководством Михаила Шмарова (Петровская игрушка, Костромская область). Кстати, большинство детей от этого процесса в совершеннейшем восторге. Купите или наберите детям глины и садитесь творить вместе с ними!


Потом я подошел к стенду абашевской игрушки и долго смотрел на эти удивительные работы. Взял телефон с твердым намерением в следующий раз, как будем проезжать мимо Спасска, обязательно заехать в гости. К означенному дню телефон куда-то потерялся и нашелся только через несколько месяцев после поездки.



2.



3.



4.


Первый раз мы заехали в сам Спасск. В некоторых источниках упоминалось, что в городе есть музей народного творчества, где представлена в том числе и абашевская игрушка. Но на деле по указанному адресу шел ремонт и музея на сегодняшний момент там нет (будет ли - вопрос, вроде обещали ко дню города). В следующий приезд мы заранее созвонились с рядом людей в Спасске и в итоге нам посчастливилось попасть на Иду Софиевну Калимулину. Ида Софиевна - организатор общества "Фонд возрождения абашевской игрушки", она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лаборатории. Есть в небольшом Абашево и такая замечательная лаборатория, где творят местные детишки, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки. А вообще, Абашево место удивительное, мы заезжали сюда на часик-другой, а уехали часов через 5-6 да и то только от того, что предстоял еще длинный путь.


Абашево относилось к Шацкому уезду, к Наровчатовскому, позже стало относится к Беднодемьяновскому району, который в свою очередь не так давно переименовали в Спасский. Все эти административные изменения едва ли как-то повлияли на отменную местную глину или талант местных умельцев, все это оставалось и остается неизменным. Откуда пошло название, точно никто не знает, но упоминают про татарского князя Адашева, который владел землями в этих краях. В 1681 году местные крестьяне подняли бунт против помещицы. Для усмирения и наказания батогами был прислан из Шацка отряд стрельцов и пушкарей. Крестьянские бунты, подавленные с помощью солдат, происходили также в 1842 и 1843 годах. В эти же края бежали старообрядцы (беглопоповцы). Да так активно, что, например, по данным 1877 года в Абашево, насчитывающем на тот момент 218 дворов, половина жителей были старообрядцами. А гончаров было и того больше - в 1902 из 264 дворов в 200 работали гончары. С середины 19 века кроме гончарной посуды здесь стали делать глиняные игрушки. Это вообще характерно для многих гончарных центров - игрушка была как бы побочным (на остатках глины) производством.


Встретившись с Идой Софиевной в Спасске, мы все вместе отправились в Абашево. От Спасска это километров 10-15 по хорошей асфальтированной дороге. Село фактически тупиковое. Дальше только Свищево с разрушенным храмом и меньше, чем сотней жителей. Конечно, можно изловчиться уехать на Наровчат или еще куда-нибудь, но это полями и бездорожьем. Поэтому нет в Абашево транзитного транспорта, да по-большому счету и случайных людей, тишь да гладь. Практически отстроена деревянная часовня, отпускает нехитрую продукцию местный магазин да редко прожужжит какой-нибудь мотоцикл. Обычное русское село.



5.


Первым делом удивительная Ида Софиевна зовет нас к себе в гости. Здесь мы можем немного передохнуть с дороги и подкрепиться. Можно сказать, что музей начинается уже здесь. По дому сразу видно, что здесь живет художник и большой любитель народных художественных промыслов.



6.


Ида Софиевна родом из Башкирии. Переехала сюда довольно давно. Художник по образованию, она сначала просто приезжала сюда для изучения местной игрушки, да так и осталась. Сегодня она не только продолжает заниматься созданием глиняной игрушки, но и ведет записи, восстанавливает родословные игрушечников, делает зарисовки, собирает старинные посуду и игрушки, предметы быта, фольклор. То ,что здесь живет уникальный музей - ее заслуга и настоящий подвиг.


Ида Софиевна успела поучиться еще у старых мастеров Денея Трифоновича Малышева и Евдокии Зоткиной. Удалось выкупить несколько старинных домов, в которых когда-то жили местные мастера. Это позволило открыть частный музей, в котором представлены уникальные материалы о династиях гончаров, собраны уникальные образцы их творчества. Этому уникальному музею, который во многом жив благодаря титаническим усилиям и бесконечному энтузиазму Иды Софиевны приходится непросто. Не хватает средств, очень ждут волонтеров, будут рады любой посильной помощи.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14. Такие находки нередки для мест с гончарными традициями.


Первые сведения об абашевском гончарном промысле относятся к 1842 году. Глину добывали в 4 километрах от села, с большой глубины, возили на тачках. Секреты лепки и обжига передавались из поколения в поколение.


Глиняные изделия обжигали в горнах округлой либо овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 метра и высотой 2 метра. Использовали дрова из березы или дуба.



15.


В XIX - начале ХХ веков Абашево становится одним из ведущих гончарных центров России. Местные гончары делали горшки, кувшины, чашки, а игрушки создавались из остатков глины. Как правило это были свистульки или, как еще их называли, "дудки". Мастеров, специализирующихся на этом было немного, всего 16. Однако все меняется в 1910-х годах, гончарное дело потихоньку угасает (что связано с распространением дешевой фабричной посуды), а вот игрушка, напротив, выделяется в самостоятельный промысел. Число мастеров, специализирующихся на игрушке заметно возрастает.



16.


Традиционные мотивы абашевской игрушки очень устойчивы. Это конь, курица, корова, собака, играющая со щенком, козёл с саблевидными рогами и баран — с округлыми. Это медведь и олень, несущий на голове не просто рога, а целый ветвистый куст (возможно, древний магический знак дерева).



17.


Поверхность абашевской игрушки первоначально не дро­билась росписью, а покрывалась однотонной краской и глазурью. Так отчётливее были видны пластика фигуры, лаконизм и целостность формы. Рога и уши зверей, хохолки и гребешки птиц, небольшие скульптурные налепи на груди, а также шляпы и элементы костюма барынь и всадников нередко подкра­шивались серебряной или бронзовой краской. Приём этот назывался «оживкой» — расписанные таким образом игрушки и впрямь становились живее и ярче.



18.


На волне возникшего вначале XX в. интереса к на­родному творчеству игрушки из села Абашева стали попадать на выставки в Москву, Лондон, Париж. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Например, в музее-заповеднике «Царицыно» хранится подлинный шедевр Лариона Зоткина — «Всадник» из белой глины, покрытый розовой эмалевой краской. Известная династия Зоткиных ведет свой отчет с середины прошлого века и подарила ряд замечательных мастеров.



19. Из музея мы неспешно переместились в лабораторию (которая выполняет также и функцию музея). Здесь нас ждала местная глина, мастер-класс и продолжение общения с удивительной Идой Софиевной.



20.



21. Многие местные ребята занимаются в этой школе и промысел продолжает жить.



22.



23. Не помню, сколько по времени просвистели Настя с Темой, но продолжалось это долго...


В 1930-е гг. в с. Абашево организована гончарная артель. В 1962 в Беднодемьяновске открыта керамическая фабрикака, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 фабрика привлекла к ручному изготовлению игрушек мастера А. Ф. Зоткина (1883 – 1974). С 1972 эту работу продолжили Т. Н. и В. А. Зоткины, И. Ф. и П. И. Краюшкины, В. В. Челышев, И. И. Зюзенков, Т. Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в Абашево – керамическая лаборатория.



24.


Абашевская игрушка невероятно яркая.



25.


Вот так из незамысловатых даров Земли руками мастеров появляются на свет уникальные и радостные творения.



26.



27.



28. Дети были в восторге. И хотя мы взялись за самые простые фигурки, давалось нелегко.



29.



30. Ида Софиевна настроила нас на определенный лад общением. И вообще в мастерской надо забыть обо всем, сконцентрироваться на творчестве, вложить душу в свою работу. Еще в Каргополе, где нам посчастливилось побывать на мастер-классе у Валентина Дмитриевича Шевелева, я обратил внимание на руки и глаза этих удивительных людей. В глазах свет и радость. Волшебные же руки, кажется, существуют сами по себе...



31.



32.



33.



34.



35.



36.


Ида Софиевна - потрясающий человек и энтузиаст своего дела. И в ее удивительном царстве нет духа коммерции. Нет у нее ни фиксированной платы за мастер-классы, не продает она своих игрушек, разве что дарит. Немного сердится, если отвлекаться во время работы на что-то постороннее. Она терпеливо и заботливо работала с нами. И никто не обращал внимание на время. Когда мы вышли из лаборатории, уже вечерело, оказалось, мы провели здесь несколько часов и даже того не заметили. Уезжать не хотелось, а мысль вернуться при первой же возможности зародилась почти сразу.



37.



38. Наши неумелые попытки. Конечно, Ида Софиевна дала нам в дорогу волшебной абашевской глины. Но к волшебной глине необходимы еще волшебные руки и глаза, такие, которые бывают только у мастеров.



39. А это подарок от Иды Софиевны, за который мы очень благодарны. И который занял почетное место рядом с дымковской, каргопольской, хлудневской и торжокской игрушками. Справа - подарок, а слева - покупка в сувенирном магазине у ж/д вокзала в Пензе.


Кстати, посмотреть на абашевскую игрушку можно и в ряде московских музеев и, конечно же в пензенских (это тоже в планах). В Пензе же ее можно купить в сувенирных магазинах. Но лучше всего приезжайте в гости к Иде Софиевне, настоящая абашевская игрушка конечно же живет только в Абашево!


Использованные материалы:

1) Шинкарук М. - Русские художественные промыслы, Аванта +, 2011

2) http://inpenza.ru/

3) http://abashevoschool.ucoz.com/