Таллин. Древняя гавань

суббота, 6 июля 2013 г.



Древняя гавань города Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин) хранит немало морских тайн.

На морскую тему меня вдохновила прогулка на паруснике, посещение Морского музей и ресторан Корсар.



Причалы современного Таллина (фото мои)




В этом посте у меня собрана история прошлого и настоящее старой гавани.




Гавань Ревеля в 1827 году, рис. И. Гау


Пираты Ревеля




Пираты расположились на островах близ Ревеля - Аэгна и Найссаар. Они ночью зажигали костры, создавая видимость маяка, заманивая проходящие мимо суда на прибрежные скалы, а потом грабили.

В 16 веке для борьбы с пиратами в Ревеле снарядили флот, моряки которого вскоре сами приступили к пиратской практике, грабя датские и шведские суда.

Чтобы торговля проходила только через Ревель, каперы также не подпускали английские и голландские суда к Нарве, которая была захвачена Иваном Грозным.

В 1561 году во время Ливонской войны городу пришлось обратиться за покровительством к королю Швеции, пиратские набеги на шведские суда были прекращены.



Дом одного из пиратов. Он вместе с подельщиками разжигал костры, заманивая суда в ловушку.

Когда ушел на покой, его состояния хватило на такой домик


В 1569 году датские корабли атаковали суда Ревеля прямо в бухте, 30 кораблей было сожжено. В ответ 11 июля 1569 года ревельские солдаты палили из пушек со стен крепости по датским кораблям, захватившим побережье.


Цитадель Петра Великого




По свидетельству подводного археолога Велло Мяса, воды таллиннской бухты скрывают крепость, которая была построена Петром I в 1715-1718 году для защиты от нападения шведских кораблей.

Крепость находится под водой на расстоянии 900 метров от берега.
петр1-3

Крепость Петра под водой. Фото Postimees

петр1-4


петр1


петр1-2





Вело Мяса так описывает свое открытие:

«Морская вода в Эстонии мутная, так что далеко не увидишь. Под водой начинающему дайверу без дополнительных приборов не понять, на какой глубине он находится. Поскольку видимость была плохая, то развалины цитадели появились совсем неожиданно, как какое-то сказочное привидение из другого мира.

Сначала мы увидели одиночные бревна, потом — высокую стену из бревен. Вообще-то стен было две, одна построена внутри другой, вместе они образовывали сруб или ряж, напоминающий каркас башни площадью примерно сто квадратных метров. Между внутренними стенами был плотно уложен известняк. Таких ряжей было три. По словам Мясса, когда то цитадель была морской крепостью, пушки которой защищали вход в таллиннский порт».


P1150849

Гавань наших дней

P1150831


P1150851



Последний пункт отправления кораблей




Бухта Ревеля стала последним пунктом отправления кораблей, крушения которых были самыми трагичными в истории российского флота. Покинув Ревель, эти суда не вернулись.

Гибель парусника «Лефорт»


Линейный корабль «Лефорт», следовавший из Ревеля в Кронштадт, затонул 5 октября 1857 года. Причина гибели судна неизвестна.

Погибло более 800 человек, в том числе 66 женщин и 19 детей.


айвазовский

Гибель "Лефорта", рис. И. Айвазовский




Историк Владимир Шигин пишет: «В те времена перевозка на военных судах членов семей моряков была вполне обычным делом. В данном случае корабль уходил на зимовку в другой порт, и любящие жены отправились туда за своими мужьями. В числе пассажиров, отправлявшихся на "Лефорте" в Кронштадт, была жена командира с двумя племянницами-подростками (...) жена унтер-цейхвахтера Никитина, жена состоящего по адмиралтейству прапорщика Иванова, жена подполковника корпуса морской артиллерии Дмитриева с сыном. На "Лефорте" находилось немало и матросских жен, часть из которых были с детьми».

Корабль был найден 4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс.


лефорт4

Останки корабля "Лефорт"

лефорт1


лефорт2


лефорт3



«В ходе обследования морского дна гидроакустической станцией вчера был обнаружен большой подводный объект, который был предварительно идентифицирован, как корабль, лежащий на морском дне. Это парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи "Лефорт", затонувший осенью 1857 года. До сегодняшнего дня его местонахождение оставалось неизвестным», — по заявлению главы пресс-службы западного военного округа Андрея Бобруна.


Гибель броненосца «Русалка»


7 сентября 1893 года в 8.40 броненосец «Русалка» вышел из порта Ревеля.

В 10 часов в Финском заливе начался шторм, в 11.40 по свидетельству экипажа судна «Туча» - броненосец скрылся из виду в тумане. Больше «Русалку» никто не видел.

На борту пропавшего судна находилось 177 человек. Событие вызывало волнения в царской России, был создан фонд помощи семьям погибших моряков. Трагедию вспоминали несколько лет.

Пропавшее судно найти не смогли.

Только в 2003 году археолог Велло Мясс обнаружил место гибели броненосца в 25 км южнее Хельсинки.


FOTO_3

Броненосец "Русалка". Фотографии из фондов Эстонского Исторического музея.

русалка


FOTO_2


FOTO_1


FOTO_11

7 сентября 1902 года благодаря пожертвованиям был поставлен памятник погибшим,

скульптор А.Г. Адамсон.



Газета «Ревельские известия» о трагедии:

«Гибель сердца жгучей болью отозвалась в сердцах русского народа; горькими слезами оплакивалась товарищами судьба погибших моряков; неутешным горем поразила она их родственников и друзей, — продолжало издание. — Горе было тяжелее от той необычной обстановки, той таинственностью, которою было покрыто исчезновение броненосца среди бела дня у берегов родины. Нет человеческих сил, способных передать те душевные муки, которые должны были испытать люди долга, расставаясь с жизнью в волнах родного моря, в нескольких милях от родины и друзей».


Газета «Новое время» о памятнике броненосцу:

«Над погибшими воинами ставят памятники, над могилами близких людей – кресты. К ним приходят помолиться, вспомнить покойных; нужно, значит, подумать и о памятниках геройским жертвам водяной стихии, нашим отважным морякам».


Парусник «Kajsamoor»




Поискать подробности этих историй меня вдохновили рассказы капитана парусника.

«Kajsamoor» (год постройки 1939 год) - шотландское судно, на котором во времена второй мировой войны перевозили оружие. Фашисты не принимали парусники всерьез и никогда не проверяли. Судно несколько раз меняло порт приписки в разных странах Европы, и теперь принадлежит Эстонии.
P1150689

Красивый парусник.

На него бы успели в последний момент после экскурсии на телебашне

P1150685


P1150592

Наш капитан


P1150593

Наши на борту. lenchen и samiznaetekto


P1150601

Наши поднимают паруса samiznaetekto


P1150651

и oksa_sun


P1150602

oksa_sun за привычным делом


P1150625

Капитан рассказывает


P1150599

Сначала был чай с печеньками, а потом гостей угостили вкусной наваристой ухой


P1150623


P1150626


P1150624

Вид на Старый город


P1150628

Интерьер парусника


P1150634


P1150637


P1150640


P1150639


P1150669

А наша Оксана oksa_sun смогла влезть на мачту


P1150675


P1150678


P1150683


Ресторан «Корсар»




Любителям пиратской романтики обязательно нужно тут побывать.

P1150447

Вход в ресторан находится в холле бара "Бирхаус"


P1150492


P1150493

Пиратский зал


P1150496

Пиратская сервировка


P1150495

Пиратский повар


P1150494

Пиратские официанты


P1150505


P1150504

Пиратский туалет


P1150503

Пиратские пепельницы


P1150502

в пиратской курилке


P1150498


P1150499


P1150500


P1150501


P1150490


P1150491


На этом морскую тему Таллина не заканчиваю, мы еще побывали в Морском музее.


Обновление блога в моем паблике вконтакте


Мои посты о Таллине

Легенды старого Таллина. Городская площадь

Штурм Таллинской телебашни


И еще новый вкусный пост от Оксаны

http://oksa-sun.livejournal.com/197 171.html


Спасибо нашим партнерам


HotelLook - сравнение цен и подбор отелей


Напрокат.ру - это возможность арендовать новые автомобили во многих городах России.


Физика вождения - курсы экстремального вождения для автомобилистов в Петербурге.