Николай Леонтьевич Бенуа. Часть четвёртая. Наследие и наследники.

четверг, 25 июля 2013 г.


Предыдущая запись





архитектура


Гармоничная, художественная цельность впечатления, оставляемая архитектурными созданиями Н.Л. Бенуа, усиливается еще и тем, что на всех его творениях лежит отпечаток благородства и скромности – качеств, присущих глубоко даровитым художникам... Полное отсутствие в линиях, в очертаниях, в тонах чего-либо бьющего на эффект – одно из самых отличительных свойств Н.Л. Бенуа...

журнал Зодчий, из статьи к 50-летию творческой деятельности Бенуа



Портрет архитектора Николая Леонтьевича Бенуа

Василий МАТЭ




Свой первый орден Николай Бенуа получил в 1854 году от императора Николая Павловича за строительство великолепных готических конюшен в Петергофе. Это был орден Св. Владимира IV степени, согласно статуту которого, эта степень автоматически давала кавалеру ордена права потомственного дворянства. Непосредственно пожалование диплома на дворянство вместе с гербом последовало несколько позже.


Герб Бенуа.

В лазоревом щите с горностаевой главой серебряная готическая колонна с золотым небольшим крестом в капители. По ее сторонам по золотой лилии. Символика очевидна: колонна свидетельствует о профессиональных занятиях гербовладельца, а золотые лилии в сочетании с лазурью гербового поля намекают на его французские корни.
Одной из несомненных удач Николая Леонтьевича было участие его в строительстве ансамбля лесного техникума на территории лесничества Лисино-Корпус. Он был учреждён в 1834 году по инициативе министра финансов России Егора Канкрина и по личному Указу императора Николая I в Лисинской казенной лесной даче, как первое в стране учебное лесничество и школа практической подготовки слушателей Санкт-Петербургского лесного института. При лесничестве было открыто и специальное Егерское лесное училище.

В генеральном плане строений лесничества, составленном архитектором в 1853 году, содержалось 23 объекта: главный дом для 40 практикантов, дом для высочайших особ (Охотничий дворец), флигель для служащих при лесничестве, корпуса егерского училища, дом священника, дом для мастеровых и кучерская, лазарет, флигели для чиновников, кузница, баня и др. 10 июня 1853 г. Бенуа собственноручно сделал разбивку территории под будущие строения, а 26 июня того же года состоялась их закладка, во время которой в фундамент были положены медные позолоченные доски с гравированными надписями, золотые и серебряные монеты. Вот несколько основных объектов.





Дом для 40 практикантов, 1852-55 гг.


Образное решение дома было задумано как флорентийское палаццо эпохи Возрождения. Но в процессе многократных пересмотров проекта в сторону удешевления, планы были упрощены. В результате дом для 40 практикантов стал простым прямоугольником с центральным внутренним коридором, по обе стороны которого цепочкой расположены жилые и учебные помещения. В здании три лестницы: главная, начинающаяся от центрального входа, и две вспомогательные от входов, декоративная отделка фасада тоже минимальна: цокольный этаж рустован, два основных этажа выложены из мелкого красного кирпича. Охваченные сверху стрельчатой аркой окна, крупные в центральном этаже и более мелкие в расположенных по обеим сторонам заднего фасада.



Проект дворца в Лисино-Корпус. Первоначальные фасады. 1853 г.


Одновременно со зданием для 40 практикантов Бенуа проектировал и строил миниатюрный дворец - Дом для помещения приезжающих гостей (Охотничий дом для царя). Это работа стала своего рода предвидением зодчего. Практически за полвека до своего воцарения в европейской архитектуре, в этом здании появились элементы будущего стиля модерн.



Охотничий домик императора Александра II

Строение было очень уютное. Представить внутренний облик охотничьего дома помогает журнал Нива за 1885 год: Убранство комнат зимнего павильона чрезвычайно просто. На стенах висят картины, оленьи головы с огромными ветвистыми рогами, барельефы, оружие и прочие украшения. В комнатах расставлены чучела разных диких зверей, убитых на высочайших охотах. Между этими чучелами особенно бросается в глаза чучело большого медведя, убитого покойным императором близ ст. Белой. В одной из комнат дворца находится небольшая оранжерейка, убранная, как и прочие комнаты, в охотничьем вкусе. Внутреннее убранство дворцовых комнат не походит на роскошное убранство санкт-петербургских дворцов: в лисинском дворце все дышит деревенской простотою .



Интерьер главного зала дворца, 1854 г.

В отделке центральной залы сочетались парадность и декоративность: сложная деревянная резьба плафона, атрибуты охоты, узкие полосы зеркал, изящно прорисованные горки с посудой, изразцовые камины, декоративная пластика на стенах.
Страстный охотник, император Александр II очень любил Лисино и бывал здесь восемьдесят шесть раз. К сожалению, и Охотничий домик оказался сейчас под угрозой уничтожения, начались протечки, ветшают и плесневеют, некогда украшенные картинами, стены. Его не ремонтировали уже много лет, почти век эксплуатировали не по назначению. Ещё при большевиках из императорского охотничьего домика вынесли все трофеи. После войны, дворец был отдан студентам под общежитие. Сейчас он в запустении.


Церковь во имя праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Лисино-корпус


В 1858 году в Лисино была заложена церковь во имя праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В окончательном виде храм является вариацией на тему византийских храмов. Он имеет в плане форму креста с короткими концами, замыкающуюся на востоке многоугольной апсидой.

Строительство храма было закончено в 1862 году, работа Николая Леонтьевича была одобрена императором. Храм, как в художественном, так и в техническом отношении построен с большим искусством. Резной дубовый иконостас, паркетный дубовый пол, шпиль колокольни из английского кирпича, золотые грани и звезды купола церкви, вызолоченные главы, бронзовые осмиконечные, вызолоченные через огонь кресты, словом, все частности сделаны с безукоризненной отчетливостью и чистотой и церковь поражает зрителя согласием целого с подробностями: изящному стилю соответствует чистота и тщательность отделки, - писал один из петербургских журналов. За заслуги по возведению лисинских построк Бенуа был награждён орденом Станислава II степени.



Главный корпус сельскохозяйственной Академии (здание аудиторий). Главный фасад


В начале 60-годов Николаю Леонтьевичу Бенуа была предложена интересная и необычная работа над проектом по переустройству старой подмосковной усадьбы Петровско-Разумовское под Земледельческую академию (ныне Академия им. К.А. Тимирязева) - первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения, которое должно было готовить специалистов по сельскому хозяйству и принимать студентов всех сословий. Для строительства было выкуплено имение графа Разумовского, в котором должен был быть создан образцовый академический городок. На месте графского деревянного дворца и был в 1865 году Бенуа был построен главный корпус Академии (здание аудиторий). Как и прежний дворец, корпус академии выходил главным (восточным) фасадом на полукруглую площадь (ныне на Тимирязевскую улицу), а противоположным (западным) — в парк и был стилизован под архитектуру барокко.




Интерьеры учебного заведения Бенуа спроектировал на современном уровне, были предусмотрены обширные, светлые аудитории, лаборатории, удобные рекреации, залы. Создавая главный фасад здания аудиторий, зодчий придал ему строгость, сделав более деловым, соответствующим назначению официального учебного заведения.




Главный корпус сельскохозяйственной Академии (здание аудиторий). Внутренний фасад


А вот западный фасад, обращенный к парку, Николай Леонтьевич решил по-другому. Он разительно отличался от главного, трудно было поверить, что это одно и то же здание. Это был стиль нарышкинского барокко. Его коринфские колонны с парадными вазами, изящное кованое кружево балконов, многочисленные лепные детали, а также контрастная окраска (розовые стены, белые колонны, наличники, темная лепнина) подчеркнули "дворцовость" постройки. Что удивительным образом гармонировало с парковым ансамблем XVIII века.



Благодаря уникальным финским сферическим стеклам, выбранным Бенуа на Всероссийской выставке в 1864 году в Москве, необычно выглядели оконные проёмы, в них причудливо преломлялся и играл свет. Казалось, что окна светятся изнутри. За возведение построек для Петровской Земледельческой и Лесной Академии в 1865 году архитектор получил орден св. Владимира III степени.

К сожалению, Главное здание современной Тимирязевской сельскохозяйственной академии стало единственной крупной постройкой Николая Леонтьевича Бенуа в Москве.



В 60-70-годах XIX века по всей России в крупных и в провинциальных городах широко развернулось строительство театральных зданий. В 1863 году с должности главного архитектора императорских театров удалился по болезни Альберт Катаринович Кавос, на этом посту его сменил Николай Леонтьевич Бенуа. Работа эта была знакома архитектору, так как он неоднократно помогал тестю в реконструкции театральных зданий, например Большого театра в Петербурге, в 1850 году, который Кавос поручил сделать Бенуа.


Шведский театр в Хельсинки

Первой самостоятельной работой Бенуа в этой области был театр в Гельсингфорсе (Хельсинки), построенный на месте сгоревшего в этом же году Шведского театра (архитектор Хевиц). На конкурс было представлено 9 проектов восстановления, но ни один из них не был принят. Тогда за дело взялся Бенуа и через три года театр был выстроен по его проекту в неоклассическом стиле практически заново, так как от старого здания остались только фундаменты.


Проект Шведского театра в Гельсингфорсе. Эскиз зрительного зала.

Для театра были разработаны новые варианты интерьеров, учитывая, что все в новом театре должно быть по-петербургски роскошно. На стенах появились зеркала, в нишах - скульптурные бюсты, зрительный зал с высокими колоннами и стенами был выдержан в красных и золотых оттенках. Архитектор стремился использовать при устройстве сцены новейшие достижения техники и всевозможные усовершенствования: пол зрительного зала приподнимался с помощью специального устройства для того, чтобы во время балов или маскарадов можно было сравнять его с полом сцены. Была остроумно решена проблема вентиляции лож — воздушные трубы были вделаны в перила ограждений, разработаны вопросы технического оснащения и огнестойкости сцены. В зале были удачно расположены места, и главное он отличался прекрасной акустикой.


Фасад шведского театра в 1936 году был перестоен по проекту архитекторов Ярла Эклунда и Ээро Сааринена. Однако зрительный зал сохранён в том же виде, в котором был спроектирован Николаем Бенуа.
В качестве главного архитектора императорских театров Н.Л. Бенуа работал и по перестройке старых театральных зданий, не отвечавших возраставшим техническим требованиям, это например, проекты благоустройства Александринского театра в Петербурге. Если верить Александру Бенуа, то архитектор активно участвовал в постройке и изысканной отделке Мариинского театра: При постройке работами заведовал мой отец, т.к. дед (А.К. Кавос) был тяжело болен. Возможно, что именно ему принадлежит очаровательное убранство зрительного зала.



Театр при Павловском воксале


В 1875 году правление Царскосельской железной дороги предложило Николаю Бенуа составить проект летнего деревянного театра для Павловска. Здание должно было находиться неподалеку от Павловского вокзала, поэтому архитектор решил тактично вписать постройку в сложившееся окружение. Первый вариант театра он выполнил стилизованным под вокзал. Тем более, что театр официально именовался "Театром при Павловском воксале". Проект, представленный Бенуа в апреле 1875 года, был одобрен и принят. Однако великий князь Константин Николаевич, хозяин Павловска, велел переделать проект здания театра в модном тогда стиле русской садовой архитектуры.
Четырехъярусный театр был оснащён большим, удобным залом, вмещавшим до 2000 человек. Ложи и коридоры обслуживались снаружи окружающей зал галереей на столбиках, выходящей на фасад и составляющей его архитектурно-декоративную основу. Галерея изобиловала деревянной профильной резьбой, заимствованной из древнерусского зодчества. Торжественное открытие театра состоялось 18 мая 1876 года. Здесь с большим успехом шли и драматические спектакли (на его подмостках играл знаменитые артисты, в том числе и Мария Ермолова), и оперетты. В 1930-годах здание театра в Павловске сгорело.



Николай Леонтьевич Бенуа в 1890-гг.


Николай Леонтьевич был человеком спокойным, с уважением и тактом относился к коллегам, как писал его сын Александр: В нем не было и тени интриганства или хотя бы простой хитрецы, ему были омерзительны всякие хлопоты за себя и менее всего он был способен на пресмыкательство или подсиживание товарищей. И вот почему Николай Леонтьевич Бенуа, будучи несомненно самым даровитым и знающим из архитекторов своего времени в России, все же остался в какой-то тени...
Может быть и поэтому в родном городе для архитектора нашлось не очень много самостоятельной работы. Во время правления Александра II Бенуа стал получать всё меньше государственных заказов, так как император ввёл режим экономии. Николай Леонтьевич начал работать над частными проектами. Не всегда они были интересными и большими, часто носили чисто утилитарный характер. И естественно широкого поля для творчества не было, так как нужно было учитывать не всегда грамотные, но зачастую напыщенные вкусы заказчиков, не совпадавшие с таковыми у зодчих, и пытаться выйти из положения, не навредив собственной репутации. Надо отметить, что Николаю Леонтьевичу это удавалась, его здания всегда отличали сдержанность, лаконичность, следование выбранному стилю.



Проект фасада дома Апраксина на Литейном проспекте в Петербурге. 1858 г.


Достаточно много Бенуа строил и перестраивал жилые и доходные дома. Одним из лучших проектов, выполненных Николаем Леонтьевичем в 1858 г. в стиле барокко, являлся фасад доходного дома И.А. Апраксина на Литейном проспекте. Знающие люди утверждают, что если бы фасад этого дома был сохранен, то несомненно стал бы украшением Литейного. Но, увы! Здание неоднократно перестраивалось и от былого барокко не осталось и следа.
Бенуа были надстроены жилые флигеля во дворе дома Голенищева-Кутузова на Михайловской площади, он проектировал также дома князя Касаткина-Ростовского, Шульца на Литейном проспекте, Кребера, Дом Паулуччи - Здание Общества взаимного поземельного кредита, арестный дом в Александроневской части (совместно с А.Р. Гешвендом) и др. Вот некоторые из сохранившихся:



Дом Касаткина-Ростовского по набережной реки Мойки, 84




Доходный дом В.К. Кребера на углу Спасской и Надеждинской (нынче улиц Рылеева и Маяковского)




Здание Общества взаимного поземельного кредита. Дом Паулуччи. Проект, фасад.





Городской Арестный дом, 1877 г.


Арестный дом - первый в России дом для заключённых лиц по приговорам мировых судей. Выстроен на берегу р. Монастырки. В проекте была тщательно решена функциональная сторона. Как писал журнал Зодчий: Бенуа с честью вышел из предстоявшей ему нелегкой задачи. Сейчас это областная больница им. доктора Фёдора Гааза - медицинское учреждение Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН).
В начале царствования Александра II столичными городскими властями было дано разрешение на устройство римско-католического кладбища на Выборгской стороне. Для строительства часовни был приглашён архитектор Н.Л. Бенуа.


Часовня во имя Успения Пресвятой Девы Марии



Проект. Фасад. 1856-1879 гг. Бумага, перо, кисть, тушь, карандаш



Л. Н. Бенуа. Дарохранительница для церкви, вид спереди и сбоку, верхний и нижний разрезы.


Он спроектировал её в романском стиле. Часовня была заложена 2 июля 1856 г. Освящение состоялось в 1859 г. во имя Успения Пресвятой Девы Марии. В таком виде часовня просуществовала почти двадцать лет.


Костёл Посещения Пресвятой Девой Марией святой Елизаветы


В 1877 г. разбогатевший польский приход принял решение перестроить часовню, превратив ее в костёл. Проект перестройки вновь был заказан Н.Л. Бенуа. Зодчий соорудил над западным притвором башенную надстройку в виде восьмигранной колокольни с ярусом звона и высоким шатром, увенчанным католическим крестом. Костёл был оснащен шестью алтарями. Росписи интерьеров выполнил художник А.И. Шарлемань. Освящение состоялось в 1879 г. под новым именем - Посещения Пресвятой Девой Марией святой Елизаветы. В храме были устроены фамильные усыпальницы семьи Бенуа и графов Потоцких. 14 декабря 1898 г. здесь был погребен и сам строитель церкви архитектор Николай Бенуа.
В 1938 г. храм закрыли, внутренние помещения перестроили под промышленную лабораторию чугунолитейного завода, возведенного по соседству. В течение следующего десятилетия было ликвидировано и старинное кладбище.



Часовенка




Каплицы




Внутреннее убранство каплиц


На территории бывшего Выборгского римско-католического кладбища сохранилась надмогильная часовня и руины двух каплиц перед входом на кладбище.


Николай Бенуа занимался кроме творческой работы и активной общественной деятельностью. В 1868 году он предложил свою кандидатуру в гласные Городской думы, куда избирался каждые четыре года. Вскоре он стал членом Городской строительной комиссии, где заведовал её строительной частью, курируя все городские проекты. В 1890–1893 годах зодчий был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов.


Очень торжественно было отмечено в 1886 году пятидесятилетие его творческой деятельности (впрочем, как и восьмидесятиление со дня рождения в 1893 г.), начиная с момента окончания им Академии художеств. Юбилей был широко освещён в прессе. В связи с юбилеем Бенуа был избран почетным членом Санкт-Петербургского общества архитекторов. По решению же Академии художеств была выбита золотая медаль с его профильным портретом, которую ему вручили на торжественном заседании Академии. Правительство наградило его орденом Анны I степени, а на средства Городской думы во внимание к продолжительной и полезной для города и его населения деятельности была учреждена стипендия имени Н.Л. Бенуа (размером в 300 рублей) с предоставлением юбиляру права присуждать ее лучшим, наиболее талантливым учащимся. В залах Академии художеств была открыта выставка из 190 работ Бенуа.
Несмотря на преклонный возраст, Николай Леонтьевич сохранил бодрость и трудоспособность, имел безупречное зрение: и еще за год до смерти, мог чертить и раскрашивать, точно ему не восемьдесят четыре, а двадцать четыре года.



Женская гимназия в Енисейске




Эркер на северном фасаде женской гимназии в Енисейске


Последний свой проект архитектор сделал за два года до смерти, в 1896 году. Это был проект женской гимназии в городе Енисейске. В том же году он был избран почётным членом Академии художеств.



Последнее прижизненное изображение Николая Бенуа. Предположительно рисунок Альберта Николаевича Бенуа


Николай Леонтьевич Бенуа скончался 23 декабря 1898 года. Как уже было сказано, он похоронен на римско-католическом кладбище Выборгской стороны, в им же построенной церкви святой Марии.

Но, наверное, главное достижение этого человека состоит в том, что он стал родоначальником творческой династии Бенуа, из которой вышли известные художники, архитекторы, искусствоведы, музыканты, актёры и пр. Об этом и поговорим чуть-чуть...


Проследить в полном объёме династию Бенуа дело очень хлопотное и трудоёмкое. Посудите сами, у супругов Леонтия Николаевича и Екатерины Андреевны Бенуа дожили до совершеннолетия 11 детей (один из сыновей - Франц умер в 44 года, но не был женат), остальные пять дочерей и пять сыновей создали многодетные семьи, в которых родилось 56 ребятишек, составивших второе поколение потомков Бенуа в России. 24 из них умерли в детском и юношеском возрасте или остались бездетными, а 32, в свою очередь создали семьи, и дети, рождённые в этих браках, образовали третье поколение наследников французского повара-кондитера.



Портреты Николая Леонтьевича и Камиллы Альбертовны Бенуа

Виктор ДУМИТРАШКО


Поэтому я резко сужаю круг, и ограничиваюсь только кратким упоминанием о детях третьего сына Леонтия Николаевича, ну, и ещё самых известных его внуков... Так как именно благодаря деятельности этой плеяды высокоодаренных и творческих людей, начало которой было положено героем моих последних постингов, юбиляром и выдающимся русским зодчим, профессором архитектуры Николаем Леонтьевичем Бенуа, династия приобрела наибольшую известность в России и во всём мире. Полагаю, что этого тоже немало...



Итак, от брака Николая Бенуа и Камиллы Кавос (она умерла раньше мужа, в 1891 году) родилось девять детей. Двое из них умерли: Луиза одного года, а Юлий четырнадцати лет. Остальные прожили достаточно продолжительные жизни. Несмотря на то, что, как писал Александр Бенуа, в их крови русскости не было даже в гомеопатической дозе, они были русскими не только по подданству, но и языку, бытовым особенностям, но и некоторым свойствам характера. Большинство детей не только унаследовали художественные способности отца, но и избрали творчество и искусство делом своей жизни.



Николай Леонтьевич с сыном Шурой

Рисунок Екатерины Бенуа


Да и могло ли быть иначе, если в семье Николая Леонтьевича все родившиеся дети, едва попытавшись схватить что-либо маленькими ручонками, получали от родителей не игрушки-погремушки, а карандаш и листок ватмана:)

Камилла Николаевна Бенуа


Старшая дочь родилась в 1849 году. Как и остальные дети, она не была лишена живописного дара, но занималась рисованием лишь на досуге. В альбоме Николая Леонтьевича сохранилось несколько её акварелей.



Две Камиллы


Отдельного портрета Камиллы Николаевны мне найти не удалось, только вот это фото с мамой Камиллой Альбертовной.


Камилла вышла замуж за своего гувернёра, преподавателя английского языка Мэтью (Матвея) Эдвардса, с первого взгляда пылко влюбившегося в свою ученицу. Этот симпатичный британец гигатского роста и геркулесова телосложения быстро завоевал симпатии и всех прочих членов семьи. В дальнейшем Мэтью достаточно успешно подвизался на предпринимательской ниве. В 1917 году Матвей Яковлевич Эдвардс умер в самый разгар революции. А через три года Камилла Бенуа-Эдвардс с детьми переехала в Англию. Их выпустили, поскольку муж был англичанином. У дочери Кати на тот момент уже было двое сыновей, но её супругу Соколову отказали в выезде и она его уже никогда больше не увидела. Умерла Камилла Николаевна в Великобритании в большой в бедности, в скромном деревянном домике, предоставленном её дочерям и внукам зажиточными английскими родственниками Мэтью Эдвардса.

Екатерина Николаевна Бенуа (1850 – 1933)




Портрет Е.Н. Лансере, матери художницы, 1912 г. Зинаида СЕРЕБРЯКОВА

Екатерина Николаевна Лансере (Бенуа)


Вторая дочь, Екатерина, живописец с талантом и высокоразвитою техникою красок была в молодости художником-графиком. Она вышла замуж по большой любви за молодого, талантливого, вскоре ставшего знаменитым, скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере, внука француза, застрявшего во время похода Наполеона 1812 года в русском плену, и его жены, балтийской немки баронессы Таубе.



Евгений Александрович Лансере


К сожалению, Евгений Александрович страдал туберкулёзом, от которого и скончался в возрасте 38 лет, оставив Екатерину с шестью детьми, младшей из которых было около двух лет. Осенью 1886 года она переехала в Петербург и поселилась в родительской квартире. Несмотря на привлекательные предложения Екатерина Николаевна так и не вышла больше замуж. Супруги Лансере подарили миру ещё одну богатую талантами ветвь семьи Бенуа-Лансере, не могу не упомянуть хотя бы некоторых из них...

Евгений Евгеньевич Лансере (1875 – 1946)




Портрет Е.Е. Лансере в папахе, 1915 год Зинаида СЕРЕБРЯКОВА


Известный русский советский живописец и график. Отменный вкус, подогретый талантом, читается во всех его творениях: в стилевых находках в оформлении журнала Мир искусства, непревзойденных иллюстрациях к Хаджи-Мурату и Казакам Льва Толстого, в театральных проектах и, конечно, в станковых произведениях центральной темой которых стала история XVIII века и города Санкт-Петербурга.

Николай Евгеньевич Лансере (1879 - 1942)





Семейный портрет перед отъездом Е.Е. Лансере на Кавказ, 1914 год.

(Серебряков Борис Анатольевич, Лансере Евгений Евгеньевич, Лансере Ольга Константиновна, Лансере Елена Казимировна и Николай Евгеньевич Лансере)

Зинаида СЕРЕБРЯКОВА


Николай Лансере художник и архитектор с большим художественным дарованием. Автор целого ряда крупных построек и проектов, прекрасный живописец-акварелист и тонкий исследователь русской архитектуры. В 1931 года был арестован, а затем осуждён Коллегией ОГПУ за шпионаж в пользу Франции. Работал в "архитектурной шарашке". Один из создателей проекта фасада Большого дома в Ленинграде. Умер в пересылочной тюрьме в Саратове в 1942 году. Его жена Елена Казимировна погибла на Ладожском озере, на Дороге жизни, выбираясь из блокадного Ленинграда.

Зинаида Евгеньевна Лансере-Серебрякова (1884 - 1967)




Автопортреты Зинаиды Серебряковой


Ну, скажите, пожалуйста, кто не знает эту замечательную русскую художницу? Да и кем она могла стать, вращаясь в таком окружении в самом центре художественной жизни начала века, впитав с детства эстетику Мира искусства? Её работы удивительно сочетали в себе современность и тонкое следование классическим традициям, искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал о Зинаиде Серебряковой как о художнице возвышенно-мечтательной, спокойной, отрешенной от тревог времени, обращенной к прекрасному прошлому. Революция принесла только беды: сначала сожгли их дом вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов, а 2 года спустя от сыпного тифа умер муж Борис Серебряков. Изрядно намаяшись в стране Советов, в поисках работы Зинаида Александровна вынуждена была уехать в 1924 году, став эмигранткой первой волны с трудной, но и одновременно прекрасной судьбой. Младшие сын и дочь уехали вместе с мамой в Париж, со старшими она смогла встретиться лишь через сорок лет.

Альберт Николаевич Бенуа (1852 – 1936)




Портрет Альберта Николаевича Бенуа, 1924 Зинаида СЕРЕБРЯКОВА

Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа, 1897 г. Николай КУЗНЕЦОВ


Старший сын Н.Л. Бенуа, художник-акварелист окончил Академию художеств по классу архитектуры, был прекрасным акварелистом, учеником блестящего рисовальщика интерьеров Л.О. Премацци. Альберт Николаевич всецело посвятил себя акварельной живописи, вёл в Академии художеств акварельный класс, где в качестве академика преподавал с 1885 года. 1887 стал членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов, Создал большую серию видов Санкт-Петербурга и его пригородов. Неоднократно сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам. По жизни большой оптимист, неплохой музыкант, танцор, дамский угодник и соблазнитель:) Оставшись в Париже на старости лет без ног, потеряв всё имущество, забытый как художник, без копейки за душой, вынужденный доживать свой век, пользуясь милостью зятя, композитора Черепнина, человека весьма своеобразного, Альберт Николаевич все эти беды принимал легко и нисколько не терял своей жизнерадостности.

Леонтий Николаевич Бенуа (1856 – 1928)



По мнению всех членов cемьи Бенуа - самый одарённый из детей Николая Леонтьевича. Как вспоминал брат Шура: Он не был в состоянии провести линию или нарисовать малейший завиток, не обнаружив природную виртуозность. Когда он доводил рисунок до законченности, то всегда получалось нечто блестящее, "аппетитное", "вкусное" и искрящееся... ...Его чертежами можно, было любоваться, как картинами и это тем более, что он (по примеру папы) их населял сотнями человеческих фигурок самого разнообразного характера, причем ему, великому любителю скачек и бегов, особенно удавались лошади... Он окончил курс Академии Художеств за год до положенного срока, получив, как и отец, Большую золотую медаль. Однако, правом на заграничное путешествие не воспользовался, предпочтя, не откладывая, жениться на любимой девушке, дочери купца Сапожникова. Автор проектов академической Певческой капеллы имени Глинки, западного корпуса Русского музея, бывшей клиники Отто в СПб и др. Признание окружающих его волновало мало, равно как и собственная смерть, зато гибель любимого города Петербурга сподвигла его на создание проекта по преобразованию и сохранению города. Вёл большую преподавательскую работу, среди его воспитанников Ф. Лидваль, А. Щусев, В. Гельфрейх, И. Фомин. Был ректором Академии художеств. У его дочери Нади Бенуа родился сын, знаменитый писатель, актёр и режиссёр с мировым именем Питер Устинов. В годы советской власти продолжал профессорствовать.

Николай Николаевич Бенуа (1858 — 1915)




Труднее всего было найти портрет Николая Николаевича.

Вот разве что на этом семейном фото, где он самый младший, скорее всего на руках в матери.




Николай Николаевич Бенуа, рис. О.М. Шмаров, 1881 г.


Наверное отсутствие фото связано с тем, что Николай связал свою жизнь с армией, поэтому воспитывался в Кадетском корпусе, на лето отправлялся в лагеря, а затем поступил в лейб-гвардии Его Величества Уланский полк и уехал к месту службы в Варшаву, дослужившись там до чина полковника. Закончил карьеру в звании генерал-майора.

Михаил Николаевич Бенуа (1862 – 1931)




Зинаида Серебрякова Портрет М.Н.Бенуа. 1910 г.


Михаил Николаевич был, пожалуй, самым красивым из сыновей Николая Леонтьевича, черноокий, смуглолицый, ни на кого из остальных не похожий, "кавосских кровей". С детства мечтал быть моряком. Окончил Морское училище, выпущен в ранге гардемарина и на клипере Пластун отправился в кругосветку на три года. Выйдя в отставку, женился на своей Кузине Ольге Кавос и поступил на государственную службу, которая не отнимала у него много времени. После революции, как водится, был уплотнён, нуждался, впрочем, как и все. В один день с братом Леонтием он был арестован и посажен в тюрьму. И если Леонтий перенес испытание со свойственной ему "благодушной покорностью", на психике Михаила это шестимесячное заключение осильно сказалось. Он стал мрачным и раздражительным, в последние годы, чтобы как-то заработать, клеил игрушечную детскую мебель. Умер в Петербурге.

Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960)



Наконец, младшенький, самый известный из династии. Русский живописец, театральный художник, иллюстратор, поднявший русскую книжную графику на мировой уровень, историк искусства, художественный критик, душа художественного объединения Мир искусства и прочая... Шурочка специального художественного образования не получил, но впитал азы, вращаясь постоянно в атмосфере творчества и почитания искусства. Учась на юридическом факультете Петербургского университета, в 23 года написал главу о русском искусстве для третьего тома Истории живописи в XIX веке Рихарда Мутера, когда не обнаружил упоминания о нём вообще. Несмотря на то, что его называли певцом Версаля и Людовиков, он горячо любил Россию, много работ посвятил Петербургу, Петергофу. В 1926 году покинул СССР, осел в Париже, передав своё дело, талант и любовь к искусству сыну, театральному художнику Николаю Александровичу Бенуа, о котором не хватает места сказать и пары слов...



Николай Александрович Бенуа




Александр Бенуа с Питером Устиновым













































































Разработано LiveJournal.com