Очень часто я ранее наблюдал, как в центре города, на острове Татышев приземляются оранжево-синие Ми-8 и через несколько минут проблесковые маяки скорой помощи уносятся на левый берег Красноярска. По чудесному стечению обстоятельств мне довелось принять участие в двух таких рейсах по санзаданиям, о которых как обычно в иллюстрациях и небольших комментариях рассказываю и вам, мои внимательные и благодарные читатели.
фотографии по клику увеличиваются до 1400px
1. Полёты начинаются с аэродрома базирования компании "АэроГео" с условным названием "Красноярск-Северный", который находится в 22 км к северу от г. Красноярска. Подготовку к вылету я не застал, буквально запрыгивая в улетающий вертолёт. К слову сказать, это был мой первый полёт на вертолёте и присутствовало достаточно сильное волнение и беспокойство за слабенький вестибюлярный аппарат.
2. Замечательной особенностью вертолёта Ми-8Т оказались откидные иллюминаторы, что позволяет получать снимки без дефектов пластиковых изогнутых и частенько грязноватых окошек. К тому же частично можно снять и само воздушное судно. За бортом правый берег Красноярска, на горизонте лес Торгашинского хребта и две высокие трубы ТЭЦ-2.
3. Совершаем посадку точно в крест посадочной площадки о. Татышев, которая расположена в нетронутой ландшафтными дизайнерами части острова. Полное отсутствие ощущения того, что мы почти в центре города.
4. В ожидании прибытия летающих врачей санавиации узнаю у командира маршрут нашего полёта: Красноярск - Бородино - Уяр - Красноярск (а это около 250 км).
5. По прибытию врачей в вертолёт перегружается медицинское оборудование, кислородные баллоны.
6. На борту вертолёта уже есть двое носилок, но по плану у нас трое пострадавших, поэтому со скорой забирают ещё одни носилки.
7. Через 40 минут полёта посадка в Бородино, где уже ожидает скорая для доставки врачей за пострадавшим.
8. Экипаж принимает решение, что место для посадки имеет уклон, и вертолёт "перепаркуют" на более ровную поверхность.
9. Среди местного населения появление такой серьёзной машины вызывает большой ажиотаж. Обязательное фото на фоне вертолёта, а для самых маленьких ещё и небольшая обзорная экскурсия в кабину. У детей глаза реально горят!
10. За время ожидания интересуюсь пилотажно-навигационным комплексом правого пилота.
11. А также закрыл для себя вопрос "есть ли в вертолётах автопилот".
12. Первый пострадавший - ожоговый. Погрузка в вертолёт требует участия всего экипажа, поскольку необходимо переложить тяжёлого человека на носилки и занести их в достаточно высоко расположенный проём двери.
13. Недолгий 15-минутный перелёт и посадка в Уяре. На заходе экипаж определяет направление и скорость ветра, а также подбирает посадочную площадку. Задача с воздуха мне показалась не из простых - в городской черте очень много препятствий, в основном это ЛЭП. К тому же к месту посадки ещё должны добраться машины скорой помощи.
14. Бортмеханик также активно участвует в процессе выбора площадки и посадки вертолёта.
15. Пейзажи города Уяра, вертолёт приземлён на грунтовую просёлочную дорогу метрах в ста от асфальтовой.
17. Восхищаюсь такой сложной конструкцией!
18. На этот раз будет двое пострадавших в ДТП, которых привозят за два рейса на УАЗе скорой помощи. Работы у летающих врачей предостаточно: надо разместить людей в вертолёте, периодически измерять им давление и следить за состоянием, заполнять при этом документы, так ещё и не забыть потом, где чьи пакеты с личными вещами.
19. Загружается третий пострадавший, готовимся к вылету. Тем временем врачи узнают, что после посадки в Красноярске им выполнять ещё рейс в Боготол (210 км в одну сторону).
20. Взлетаем. КВС настраивает радиостанцию для связи с районом.
21. Второй пилот уверенно ведёт машину в Красноярск, периодически нажимая кнопку триммера для снятия усилий на рукоятке управления.
22. Заход на посадку в пасмурную погоду. За бортом р. Енисей и левый берег Красноярска.
23. Все усилия теперь для красивой мягкой посадки точно в цель!
24. Начинается обратный процесс - перекладывание людей с одних носилок в другие. Участвуют все.
25. На каждого пострадавшего по карете скорой помощи.
26. В разговоре с врачами узнал, что в Ми-8 бывало транспортировали и по 6 человек.
27. В то время как Ми-8 улетает на дозаправку, меня уже ждёт следующий рейс - санзадание по детской реанимации в Минусинск (270 км в одну сторону).
28. Генеральный директор компании Александр Геннадьевич Мамаев поднимает вертолёт Eurocopter ЕС130В4 в небо над Енисеем. Обогнув территорию заповедника "Столбы", зону запретную для полётов, берём курс на юг.
29. После сложной кабины пилотов Ми-8 авионика Еврокоптера кажется весьма лаконичной.
30. Парни медики из Перинатального центра не устают восхищаться красотами природы края. После полётов на больших реактивных на высоте 10000м я тоже был приятно поражён, насколько красиво летать на небольших высотах над нашей Сибирью. Надеюсь, на просторах ЖЖ тоже появятся пилоты-фотографы на вертолётах и будут радовать нереально красивыми снимками. А может уже есть такие?
31. Заход на посадку в Минусинске. Очень большая площадь остекления этой дорогой иномарки позволяет наслаждаться прекрасными видами каждую минуту полёта.
32. Врачи уезжают в больницу за ребёнком, глушится двигатель, переходим в режим ожидания.
33. Приятно пилотировать и приятно снимать такие новенькие чистые приборы.
34. Вертолёт просто шикарен. Внутри и снаружи. А рельеф вокруг Минусинска позволяет недалеко от дороги найти хорошую горизонтальную поверхность.
35. А вот рукоятка управления выглядит весьма многофункциональной, не хуже чем у истребителя.
36. Как не сделать такое check-in фото!
37. Возвращаются парни с подготовленным для транспортировки ребёнком. Данный вертолёт позволяет менять компоновку салона для перевозки лежачих больных, но в данном случае это не требуется.
38. Где-то в глубине пелёнок скрывается крохотных ребёнок, экстренно родившийся на сроке всего 27 недель весом 1100 г.
39. К ребёнку подключена аппаратура поддержания жизнедеятельности и весь полёт врачи контролировали давление в кислородном баллоне. Долетели на одном, второй не понадобился.
40. С приборной скоростью 120 узлов летим на север. С таким навигатором и опытнейшим пилотом уж точно не заблудишься!
41. Обратный полёт также доставил удовольствие от созерцания сочной зелени тайги.
42. И даже хмурые тучи дарили такие приятные сюрпризы, как радуга по правому борту.
43. В заливах Красноярского моря можно было легко разглядеть браконьерские сети. Ребята медики жадными глазами смотрели на эти рыбные места, рассказывая между тем о причинах преждевременных родов и о том, что сейчас выхаживают даже 600-граммовых младенцев. Для меня, отца двоих детей по 3300 гр. каждый, это выглядит просто фантастикой.
44. На этот раз посадка производится на площадку Краевой больницы, построенную в 2012 году в сотрудничестве с "АэроГео". Там вдали Ленинский район города и гора "Чёрная сопка" - вулкан, считающийся потухшим, однако в ГО и ЧС он числится действующим.
45. Здесь больного практически на руках уже можно донести до стационара.
46. Однако отсюда ребёнка всё же повезут через весь город в Перинатальный центр. В городе остро стоит вопрос отсутствия подготовленных посадочных площадок для сокращения времени доставки от вертолёта в больницу.
48. Крепкого тебе здоровья, наш маленький пациент!
49. Миссия выполнена, документы заполнены, вылетаем на аэродром базирования.
Выражаю огромную благодарность авиакомпании "АэроГео" за возможность посмотреть на работу санавиации изнутри и рассказать моему читателю, что не только МЧС спасает человеческие жизни каждый день. Желаю всем повнимательнее относиться к своему здоровью, чтобы за вами никогда не прилетели волшебники в оранжево-голубом вертолёте.
Как поёт Виктор Цой: "Следи за собой, будь осторожен!"