Настоящее киберпанк-фэнтези (Shadowrun Returns - PC)

понедельник, 29 июля 2013 г.
Shadowrun-Returns-Wallpaper

Уже какой день подряд время на моих часах остановилось, а сам я безвылазно погрузился в атмосферу нового «будущего», сплошь состоящего из гигантских корпораций, «стерильного» хамства, множества имплантантов и виртуальной реальности, вполне успешно заменяющей живую. Но вся эта многомерная конструкция никоим образом не рушится, а, наоборот, процветает, приплетя ко всему этому магию и появление других «фэнтезийных» рас, таких как орки или эльфы. И, естественно, что хаос в этом мире – довольно стандартное явление, а правительством контролируются только те территории, в которых есть что защищать. Остальным же – воля вольная, делай что хочешь, но «законы» все равно никто не отнимал, как и корпоративная политика, бандитский слэнг или хакерские «правила». Та самая вселенная возвращается, и рискует задержаться на твоем мониторе дольше, чем ты ожидаешь, ведь давно не выходило игр, ради которых можно дать часам отдохнуть.


renraku_skyline


Shadowrun Returns не миндальничает с игроком, сначала обогревая его у очага, потом давая в руки деревянный меч, и попутно объясняя все прелести боя. Нет, она сразу вырывает тебя из «зоны комфорта», ограничиваясь страничкой «туториала», где все ясно и понятно. Открыть эти подсказки в игре можно «когда угодно и где угодно», а делать обучающую миссию – это нонсенс, который стоит обойти стороной. Вспомни, хотя бы, как раздражают, все эти «тренировки» в асассине или других «линейных» играх, где их нельзя ни «промотать» ни убрать из виду. А тут, все правильно – хочешь посмотреть, что да и как – пожалуйста, смотри, а хочешь сразу начать играть – дерзай, тут все к твоим услугам.


_shadowrun_returns_02_charaktererschaffung


Сам Shadowrun условно поделен на две части – первая – это модули с игрой, где запускаются новые кампании и проходится сюжет, и вторая – редактор игры, где можно создать «что угодно» и «как угодно». Модулей-кампаний пока, конечно мало, одна от создателей и еще одна любительская, но мощнейший редактор уже способен выдавать практически весь инструментарий для создания отличной игры, было бы, как говориться, желание в нем копаться. А я пока расскажу, как же обстоят дела с той самой кампанией, предлагающейся в качестве основной.

И тут ты попадаешь сразу на двадцать лет назад во времена старых-добрых рпг, где не было никаких «перекатов» и «покатушек с прицелами», только тонны текста, диалогов, да куча всяких «перков» и способностей, относящихся к каждому классу. Вот, вот, именно так все обстоит в самом начале кампании, когда создаешь свое «альтер-эго», и тут же всплывает картинка с расами, классами и «абилками» на выбор – тогда уже понимаешь, что игра тебе нравится. На самом деле, конечно, дела обстоят «немного не так» шоколадно. С расами пожадничали, оставив всего пять – людей, эльфов, дварфов, орков и троллей – стандартный такой «джентельменский набор» без «уникалий» в духе полуорков и полуэльфов, равно как и драконов с демонами.


srr_screen01_pikeplace


Ну и, собственно, люди – разноплановые и разносторонние особы, могущие все, эльфы – приверженцы магии, орки и тролли – грубой силы, дварфы – технологий и кибернетики. Если честно, там одно-два очка к силе или интеллекту сильно ситуацию не меняют, но вот именно выбор расы и налагает ограничения на твои параметры. Так, например, только тролли могут достигнуть силы пятнадцатого уровня, тогда как люди максимум получат девятый. Естественно, все твои параметры, а именно: тело, ловкость, силу, волю, интеллект и харизму можно (и нужно) будет прокачивать по достижению…нет, не угадал, не следующего уровня (в игре вообще нет понятия получения уровней), а очков «кармы». Кармой прокачиваются как твои параметры, так и «перки», которые от этих параметров зависят – все иное «от лукавого» и в «баню» - у нас же киберпанк, а не AD&D третьей редакции.

Хотя сами «перки» очень даже интересны – ведь в Shadowrun Returns магия дополняет технологии, рождая новые формы взаимодействия, такие как шаманство или киберматрицу, зайти в которую можно, только «хакнув» системную консоль. Поэтому все классы уникальны и отличаются друг от друга. «Уличные самураи» и «приверженцы силы» закаляют свое тело в поединках и сражениях, тогда как «маги» и «шаманы» предпочитают избегать ближнего боя, пуляя во врагов заклинания, либо призывая существа «верхних планов», ну а «риггерам» и «деккерам» сам киберБог велел взламывать охранные системы, управлять хорошо вооруженными ботами и серфить по киберпространству в поисках нужной информации. То есть, как понимаешь, разнообразие есть и достаточно велико, чтобы не скатываться в «обыденность» и «шаблоны».


srr_screen14_union


От «теории» к «практике» и, непосредственно, самой игре. Shadowrun Returns встречает нас хорошо знакомой изометрией, пошаговыми боями и диалогами в стиле Fallout 2, где можно выбирать варианты ответов, с помощью каких-никаких умений расположить к себе собеседника или просто запугать нужного человека (при достаточном уровне силы), чтобы он выдал нужную информацию. И, поначалу, все идет прекрасно, пока ты не вступаешь во владения «улиц и площадей» Сиэттла – открытого мира попросту говоря. Хотя нет, вру, открытой песочницы в игре нет и «не будет», будут только жесткие привязки именно к этим «местам», очень напоминающие систему «линейных» уровней, как в каком-нибудь шутере последней эпохи. Но вот банальное отсутствие карты и хорошо всем знакомой «подцветки» мест, когда либо дома-этажи становятся «прозрачными», либо «контурными», позволяя напрямую видеть своего персонажа, очень огорчает, ведь в хитросплетениях улиц города реально можно запутаться и заплутать. Опять же, плутать только там нет никакого смысла, ведь все торговцы и «вендоры» находятся практически на своем месте, а второстепенные персонажи и квесты с их участием настолько незначительны и даются прямо «по сюжету», что их просто невозможно пропустить.

Второе место в «пожеланиях к разработчикам» занимает сбор и экипировка выпадающего с врагов лута. Так вот, его нет, совсем. Умирая, враги тупо испаряются у тебя на глазах, оставив в недоумении и тебя и всю твою команду. А как же деньги? Где же их взять – спросишь ты, недоуменно разводя руками. А это все будет, отвечу я, ведь суммы денег в основном ты получаешь за успешное выполнение квестов сюжетной линии. Можно еще и «расшаривать» всевозможные мусорные баки или коробки на складах, но, во-первых, денег там будет мизер, и. во-вторых в середине игры таких вещей найти будет попросту невозможно.


Shadowrun-Returns-Now-Available-for-Pre-Purchase-on-Steam-with-Discount-2


Еще один пункт – пошаговая система боя, когда, при виде врага, экран вдруг замирает и делится на клеточки, на которых и разворачивается сражение. Отдельной арены нет, и бой происходит прямо на том самом месте, где и выползли противники, по неизменной «традиции» бегать по «клеточкам-шагам» или выполнять действия. От характеристик персонажа зависит то, сколько действий он сможет выполнить. «Прокачанный» герой может спокойно выполнять три действия, тогда как новичок – только одно. Причем, «действиями» считается и выстрел во врага, и перемещение от «точки» до «точки», и перезарядка оружия (патроны в оружии бесконечны, но на перезарядку тратится один ход), и даже взлом системы или открытие двери, так что «очки действий» надо использовать с умом. С таким же умом следует эффективно использовать имеющиеся «фишки» классов. Например, «риггер» тратит один «ход» только на то, чтобы включить своих дронов, тогда на поле боя появляются еще две боевые единицы, которые тоже вольны передвигаться в заданных «рамках». Дроны беспрекословно подчиняются «хозяину», их нельзя взломать и они могут ездить по вентиляционным шахтам, внезапно атакуя неприятеля с тыла. Аналогично поступает и шаман, призывая духов, существ или элементалей. Только «стихийная» магия шаманства может, как заставить «духов» сражаться на его стороне, так и взбунтоваться и перейти на «темную сторону силы», особенно при очень удачном спас-броске. А вот у «декеров» все по-другому. Хакер попадает непосредственно в кибепространство, где сражается с охранными программами, вирусами и другими «охотниками за удачей». В случае удачи, декер может возобновить питание лифтов, перенастроить вражеские турели, слить нужную информацию из архивов корпораций. В случае же провала и «убийства» декера в виртуальном мире, он просто отключается от терминала и с незначительными ранениями (следствие «наказания» в кибермире) как ни в чем не бывало продолжает бой. На самом деле, декеры очень ценные спутники в любой компании, потому что мир Shadowrun наполовину состоит из таких вот «хакерских» штучек и «контрольных» систем.


shadowrun_preview_4


Другая ипостась, это то, что, хотя денег и дают только в ограниченном ключе (то бишь за ключевые миссии), их всегда хватит, чтобы как следует «закинуться на дорожку». Ведь в барах, кабаках, да и просто на улицах, начинающего «нейромансера» поджидают торговцы, готовые продать все, что «надо и не надо» за вполне обоснованные суммы. Продается оружие, одежда, магия, заклинания призыва, свитки, повышающие характеристики или навыки в бою на сколько-то ходов, ремонтные или медицинские «киты», чинящие либо людей, либо ботов, «хакерские» наборы, намного облегчающие жизнь в киберпространстве и куча всего остального. Каждая вещь обладает своими свойствами и набором статов, поэтому выбор всегда сложен. До кучи у специальных «дилеров» можно набирать и снаряжать команды наемников, арендуя их услуги на некоторое время (читай на одну миссию). Наемники так же, как в Xcom или Jagged Alliance неповторимы, уникальны, но, к сожалению, бессловесны и не так харизматичны, как тот же «Волк» из JA. Но они здорово так помогают в боях, особенно в самом-самом конце игры. Поэтому, грамотно выбрав «товар» или снарядив своих бойцов нужными «пушками», ты избежишь многих проблем в таком близком будущем.


shadowrun2013-07-2719mhyan


Собственно, с этим багажом «знаний» уже можно начинать играть и получать от этого удовольствие, но, сразу скажу, что, так как движок игры – Unity, никаких офигенных красот вы в ней не увидите. Теней нет, эффекты минимальны, везде и всюду царит аскетизм и повторение в деталях. Но, все это ни разу не раздражает, а в какой-то момент, увлекшись сюжетом, вообще перестаешь воспринимать графику, как «простую».

А вот сейчас будут хвалебные дифирамбы и песнопения двум вещам, без которых Shadowrun не был бы Shadowrunом. Это – сюжет и музыка. С самого первого диалога и до последнего тебе кажется, что время слегка повернуло вспять, и ты заново сел проходить Planescape. Ведь эти «родные», взятые в скобочки описания персонажей, мест и предметов до начала каждого диалога; эти ветвистые диалоги с вариантами выбора ответов в зависимости от твоих способностей; эти квесты, плавно перетекающие один в другой, где надо расследовать, разнюхивать, собирать улики и делать умозаключения из них; эти шикарные переодевания в корпоративную форму, чтобы пробраться в святая святых – кабинет директора, не «спалившись» никому по пути; эти загадки, когда надо получить доступ к запрещенной зоне, путем создания себе новой карточки доступа, которую получишь, только когда введешь в компьютер все данные этого работника, а, само собой, данные придется выбивать, «хакая» другие компы или много разговаривая с разными людьми; - вот все это – поднимает интерес к игре до небывалых высот. А уж когда твоих навыков не хватает чтобы ввести дрянной пароль и открыть ту или иную дверь, и тогда компьютер может восстановить его, если ты правильно ответишь на вопрос «как звали твоего питомца», вообще дарит небывалую эйфорию.


srr_screen07_crimescene


Но «классические» ходы «классическими» ходами, а Shadowrun и вполовину не был бы так крут, не будь в нем этой музыки. Эти мелодии рождают в душе то урбанистические нотки грязного, неонового Сиэттла, то погружают тебя в самый настоящий киберпанк, где встроенные имплантанты – признак хорошего тона, то, наоборот, утонченно поднимают тебя на уровень верхнего города – в окна домов богатых горожах и опять спускают тебя на грешную землю. Музыка превосходна, шикарна и просто чудесна – стопроцентный отрыв от реальности.

Ты, наверное, уже понимаешь, что играть надо, играть стоит и ни за какие «коврижки» такой проект пропускать просто не рекомендуется, но ко всему вышеперечисленному, хочу немного рассказать о редакторе игры. Он позволяет создать свою собственную игру, мод, да что угодно. Освоить его очень просто и легко, разработчики специально выкатили на обозрение пару-тройку уроков как в нем работать, где все грамотно и четко расписано «как по часам». Найти все эти полезности с тщательнейшим «пофазным» описанием можно здесь - http://shadowrun-returns.wikispaces.c om, ну либо на youtube channel с наглядными примерами и разложением «по полочкам».


Также уже понятно, что окупившийся краудфандинг-проект с кикстартера ждет большое будущее, ведь только за два дня в «мастерской» Steam уже можно бесплатно загрузить новые, созданные самими игроками, кампании, очень и очень неплохого качества. А впереди ведь еще и готовящийся ремейк оригинального Shadowrun со SNES, и проект по книгам Чайны Мьевилля, и новые сюжеты от Вайсмана и самих разработчиков, так что играть-непереиграть, «первенец»-то вышел замечательным.