Стезей барана

пятница, 26 июля 2013 г.
Как говорит Михалыч, из-за гигантских соседей вулканы Арик и Ааг кажутся карликами, не представляющими никакого интереса с точки зрения восхождения, ибо какая доблесть штурмовать холмики. Однако по высоте обе эти горы равны Вилючинскому вулкану (2175), а Ааг (2310) даже выше, и только тринадцать метров уступает Мутновскому (2323). А из города никогда не скажешь.

Вот ими и закончили мы программу "Домашние вулканы", пройдя траверс с пятницы по воскресенье. Шли втроем - Миха (худрук, его идея и проработка маршрута), Костя (физрук, его выносливость и молодой задор) и я (пассажиром). Маршрут обозвали "Путь барана", из-за бараньих троп, по которым мы шли начиная с вершины Аага, до перевала Арик-Корякский, но об этом ниже.

Вышли мы в 9-30 в пятницу от кордона в пос. Пиначево. Денек выдался просто адским, причем в прямом смысле этого слова. Солнце жарило немилосердно, тропа до перевала в основном по пойме сквозь шаламайники, цветущую пучку и крапиву. Спасало обилие ручьев, воды выпили по несколько литров на брата. Я в этих краях второй раз, а летом первый и меня подивила людность. За весь день мы встретили человек сорок-пятьдесят.

Всего дневной переход получился километров 30. Поднявшись на Пиначевский перевал, мы сбросили метров 200 по вертикали в Налычевскую долину и ушли опять на 300 метров вверх по склону Аага. Тогда впрочем мы называли его А1, т.к. есть разночтения в литературе с их названиями. Пусть будет Ааг.

Самое страшное началось когда мы начали спуск с перевала. Нас облепила такая туча комаров, что не спасла никакая выработанная годами выдержка и хладнокровное отношение к этим тварям. По прежнему стояла духота и был полнейший штиль. Такая атака меня просто деморализовала и в ста метрах от первого лагеря я с матом повалился на землю, с головой накрылся курткой и уныло наблюдал, как парни ставят палатку и занимаются ужином. Приковылял я только, когда с гор потянуло холодом и подонки расползлись по своим норам.

ЛАГЕРЬ 1

Готовим ужин

Миха с Костяном азартно поедали сублиматы, я же похлебал чаю и поплелся спать. Утух я в девять, а к десяти затихли и товарищи.

Подъем в пять, в шесть тридцать выходим на восхождение. Сейчас идется интереснее, хотя по прежнему изнуряющая жара. Находим обломки самолета Ан-26. Миха потом откопал в интернете про него грустную историю.

Забрав с собой партбилет пилота и центровочную линейку, вышли на перевал, здесь в ящике нашли двуручную пилу. С перевала траверсом вышли на основную вершину вулкана. Всего восхождение заняло шесть с половиной часов, включая изучение места авиакатастрофы.

Вершина у Аага живописная. Рыжая земля, крутые обрывы и расщелины, круто уходящие вниз каньоны, нависшие башни. Нашли первые следы снежных баранов. Долго рассиживать на выжженой площадке с триангуляцией не стали.

Вершина Аага

Михаил сверился с описанием и мы начали спуск в Налычевскую долину по крутому вытаявшему желобу. Здесь пришлось поработать ледорубами и поуворачиваться от камней. В одном месте, уже почти в конце спуска из-за увала по кривой траектории вылетел огромный чемодан, его услышал Костя, мы вовремя ретировались, а по следам уже увидели, что каменюга прошла бы в аккурат через Константина.

Начало спуска

Спуск по желобу

Спустившись в долину, опять набрали высоту до 1500 м и встали под седлом перевала Ааг-Арик на удобной зеленой площадке между двумя ручьями. Всего переход составил часов 10.

Тут мы уже вживую познакомились со стадом баранов из 13-ти голов (по подсчетам Михаила), которые паслись на удалении, выставив наблюдателя. Я пытался фотографировать, но телефон такого расстояния не осилил. Помылись, поужинали и завалились дрыхнуть в семь.

В четыре подъем, в пять пятнадцать выход. Поднимаемся на перевал, Здесь Михаил встречает барана почти лоб в лоб. Животины не пуганые и это очень радует. Впрочем, когда я выхожу на седло, то наблюдаю только жопу, удаляющегося копытного. Вскорости одеваем кошки, системы и выходим под ключ. Это крутой, градусов сорок-сорок пять взлет выводящий на вершину через узкую скальную горловину. Участок короткий, снег отпущенный и веревка не понадобилась, но нервы немного пощекотали. На вершине стоим через три часа после выхода ил лагеря 2.

Вид на вершину с перевала Ааг-Арик

Подход под ключ

Сам ключ

Сама вершина достаточно просторная, плоская и без устрашающих скал, как на Ааге. Здесь все мирно. Яблоки, шоколад и вниз.

В десять утра мы уже топаем по седлу перевала Арик-Корякский. Тропу не находим, спускаемся по снежникам, потом скачем по руслу реки, пока не начинаем явно отдалять от прописанного в гпсе трека. После чего делаем марш-бросок через лес, выходим в чисто поле и наконец находим дорогу. Дальше все просто и однозначно, только знай, шевели ластами. Находим две землянки, которых здесь раньше не видели, видимо какие-то собиратели организовали себе сеть баз в лесу. Общий переход от вершины (точно не помню, когда обнулил одометр) получился километров 18-20. Не выходя к сотам распрощался с товарищами, которые пошли дальше к остановке, а я лесными дорогами, распугивая орды ягодников, начал пробираться к даче. На последнем участке немного плутанул из-за излишне заросшего леса, но услышал лай своего барбоса и выскочил аккуратно к воротам. Вышел из леса как леший - заросший щетиной, вонючий, с почерневшей, но очень довольной мордой.