Перспективы аэропорта Казани

пятница, 8 февраля 2013 г.
В последнее время много говорится о создании хаба из Международного Аэропорта Казани (МАКа). Что это такое и какие перспективы у этой идеи? Хаб - это такой крупный аэропорт с большим пересадочным трафиком, т.е. центр, где сходится много авиалиний. Для мировых мегаполисов иметь международный хаб - это престиж, а заодно выгодное предприятие. И, конечно же, удобство для местных жителей, которые могут дёшево слетать куда угодно. Говоря о Казани, мы подразумеваем не столько международный хаб, сколько поволжский. Чтобы жители Казани меньше оставляли деньги в Москве, а жители условных Чебоксар тоже ехали к нам. Давайте посмотрим вообще на перевозки и их динамику за последний год в крупных региональных аэропортах и наших конкурентах:


Видно, что на Урале и в Сибири действительно формируются межрегиональные хабы в Екатеринбурге и Новосибирске. А в Поволжье явных лидеров нет, каждый аэропорт работает на свой регион. Уфа возит больше Казани за счёт московского направления (им на поезде неудобно), Курумоч за счёт совместной работы на Самару и Тольятти. С учётом того, что в Татарстане ещё есть аэропорты Бегишево и Бугульма, Казань выглядит неплохо, твёрдо прибавляя каждый год. А после открытия нового терминала и аэроэкспресса рейтинг нашего аэропорта должен ещё повыситься.


Итак, за счёт чего может образоваться межрегиональный хаб?

1. Выгодные цены на обслуживание самолётов.

2. Удобная связь с соседними регионами.

3. Удачное расположение.


1. Выгодные цены на обслуживание самолётов.

Недавно из Казани ушла Lufthansa, сбежав в Курумоч и Нижний Новгород. В качестве причины многие называли дороговизну обслуживания самолётов в МАК. Я провёл небольшое исследование, взяв актуальные прайсы на обслуживание бортов в разных аэропортах РФ. Вот сколько стоит обслуживание рейса типичного самолёта Boeing-737 на внутренних и международных линиях (в рублях):






Расшифровка столбцов (тот же пункт для международных рейсов набран латиницей):

ВПП — сбор за взлёт/посадку, за тонну

Безоп — сбор за безопасность, за тонну

Вокзал — сбор за аэровокзал, за пассажира

У казанского аэропорта ещё есть какой-то уникальный сбор за метеобеспечение. Все эти сборы не облагаются НДС.


Пасс — за обслуживание пассажиров терминалом, за пассажира

Груз — за обслуживание груза, за кг

Трап и автобус — понятно.

Эти статьи облагаются НДС 18%.


В колонке ИТОГО приведен расчёт отправки типичного борта Boeing-737 максимальной взлётной массой 60 т, на котором 80 пассажиров, и у каждого груз 20 кг. По идее, там ещё куча сборов за обслуживание экипажа, стоянку и чистку сортиров, но там вроде суммы не такие большие, поэтому я не стал морочиться. В Кольцово,Толмачёво и Уфе есть телетрап и прайс на него, но я указал это отдельно и не стал прикидывать, сколько часов надо оплачивать за средний рейс и что там с буксировкой.




Как видим, цены на обслуживание в Казани самые низкие среди конкурентов. А Lufthansa могла сбежать, не выдержав конкуренции с Turkish Airlines. Этот вопрос следует изучить отдельно, но уже ясно, что дело точно не в цене обслуживания. Единственное, в чём пока уступает Казань, так это в скидках на новые направления. Тот же Курумоч в первые два года делает скидку на обслуживание 50-60%.


2. Удобная связь с соседними регионами.

Картинка с сайта аэроэкспресса:


Как видим, у Казани появляется больше преимущество в виде аэроэкспресса. Как ни крути, а это уже бренд и действительно удобный и надёжный транспорт. Причём ездить с Центрального вокзала удобно даже не столько казанцам, сколько прибывающим из окрестностей. Если бы ещё был экспресс с набирающего обороты Северого вокзала (с будущей станцией метро), то вообще шикарно.


3. Удачное расположение.

С этим пунктом у МАКа тоже всё хорошо. Казань расположена в сердце Приволжского федерального округа:


А если говорить о России, то Казань тоже уникальна, она расположена довольно близко к центру (т.е. точке Ферма) населения РФ. Этот центр находится в Канаше. Поэтому у нас есть все условия, чтобы развивать хаб в масштабах Поволжья и немножко России.


А вот на большее мы вряд ли потянем. Периодически звучат предположения стать транзитным авиацентром между Европой и Азией. Мне кажется, это пока нереальная затея. Во-первых, в континентальных масштабах у нас есть мощная Москва. Во-вторых, самолёты неплохо долетают и без пересадки. В-третьих, эту нишу уже всё равно заняли арабы:


Как видим, их география чуть выгоднее, а перебить шейхов по инвестициям вообще немыслимо. Поэтому лучше не витать в облаках, а сосредоточиться на поволжском хабе. Вот необходимые действия:

- не взвинчивать цены на обслуживание для существующих резидентов аэропорта

- ввести скидки для обслуживания новых направлений

- продумать вопрос со связью МАК и Северного вокзала