1 На мой взгляд, Имперский военный музей (Imperial War Museum) является одним из самых интересных в Лондоне, хоть пацифисты со мной, конечно, не согласятся. Экспозиции его охватывают военные конфликты с начала XX века и по наше время. Музей был задуман еще в 1917 году – в разгар Первой мировой войны, чтобы отдать дань участникам той грандиозной бойни и труженикам тыла. Открытие состоялось летом 1920 года в Хрустальном дворце. Затем музей еще пару раз менял свою прописку, пока в 1936 году окончательно не поселился в бывшем здании Бетлемской психиатрической королевской больницы (которая хорошо известна под названием «Бедлам») на Ламбет-роад, чем, кстати, спас этот настоящий дворец от запланированного было сноса. Хотя музей оказался закрыт для посетителей с 1940 года, а еще годом спустя был поражен прямым попаданием немецкой авиабомбы, материалы на тему Второй мировой войны тут начали собирать практически сразу после ее начала. Частично восстановленный музей открылся для посетителей в 1946 году и продолжал настойчиво формировать новые и новые экспозиции, связанные практически с каждым более или менее крупным военным конфликтом, особенно если тот так или иначе касался Великобритании или членов Британского содружества. Не забыли и Холодную войну, которой в бывшем Бедламе посвящен не один зал. Фотографий мною было сделано столь много, что альбом об Имперском военном музее придется бить на добрый десяток частей. Впрочем, поживем увидим – если особого интереса тема на вызовет, рассказ всегда можно будет свернуть. Ну а в первой части альбома я освещу главным образом тему выставленной в огромном главном зале музея бронетанковой техники. Позже через миниатюрные подводные лодки, ракеты и артиллерию двинусь к авиации, затем к траншеям Первой мировой войны и к образу русских союзников, какими их рисуют современной британской публике. Ну а дальше посмотрим – как масть ляжет. Начать, впрочем, все равно придется с вешалки, точнее с главного входа музея, который неизбежно придется пройти перед тем, как попасть к танковой экспозиции. У великолепного здания постройки начала XIX века посетителя встречает весьма впечатляющая распальцовка морских 15-дюймовых (381-мм) орудий начала века XX.
2 Эти монстры были разработаны в 1912 году для линкоров класса «Куин Елизабет» (Queen Elisabeth) и на тот момент являлись самыми мощными в мире (потом их, конечно, превзошли). Всего такими орудиями было вооружено 22 британских линейных корабля. Вес каждой «малютки» составляет 102 тонны, максимальная дальность стрельбы достигает 29 километров. Наиболее тяжелый снаряд – на него наглядности ради можно полюбоваться справа – весит 876 килограммов. Эффект от его попадания в судно противника можно только попытаться представить. Впрочем, артиллерийский огонь в ту пору не отличался особенной точностью.
3 Посещение музея бесплатно для всех – так повелось еще с момента его открытия. Учреждение финансируется главным образом государством. Видимо, музей (вполне оправдано, хочу отметить) считают важным элементом патриотического воспитания. Воспитательная функция реализуется уже в расположенном у самого входа кинозальчике, где на большом экране показывают фильмы о британских миротворцах в разных уголках мира. Честно говоря, хотя меня заинтересовало упоминание Ирака и Югославии, я задерживаться у экрана не стал – поспешил к основной экспозиции. Между тем интересно, что же рассказывает фильм о Тони Блэре и вторжении в Ирак, о сербах и албанцах…
4 Самое вкусное в музее – это многоэтажный главный выставочный зал, где представлены реальные образцы военной техники: танки, САУ, буксируемые артиллерийские системы, истребители, бомбардировщики, крылатые и баллистические ракеты, подводные лодки и другие образцы старого боевого железа. Как я и анонсировал выше, свой рассказ начну с бронетанковой тематики.
5 Интереснейший экспонат – тяжелый британский танк периода Первой мировой войны Mark V (Mk V). Несмотря на внушительную массу почти в 30 тонн, он не может похвастать сколько-нибудь мощным бронированием – в этом смысле он не превосходит, а с учетом углов наклона плоскостей корпуса даже уступает более раннему французскому легкому танку Renault FT-17. Толщина лобовой брони этого гиганта не превышает 15 мм, что эффективно защищало лишь от огня стрелкового оружия и осколков.
6 Для наглядности и удобства посетителей музея один спонсон у танка снят, а через забранное в стекло отверстие можно увидеть внутреннее устройство машины. Исключительно удачная идея!
7 Экипаж Mark V состоял из восьми человек, при этом значительным прогрессом считалось то, что управлять машиной теперь мог всего один член экипажа – механик-водитель. До этого британские тяжелые танки требовали значительные совместные усилия сразу четырех человек: собственно водителя, командира, отвечавшего за тормоза гусениц обоих бортов, а также двух трансмиссионщиков, работавших на бортовых коробках передач. Согласование действий затруднял адский шум от установленного в центре внутреннего отсека двигателя и немилосердный лязг элементов движителя, не говоря уже о работе вооружения. Между тем внутреннего переговорного устройства в танках той поры просто не было. С внешней связью дело тоже обстояло из рук вон плохо – на малых дистанциях использовали флажковую сигнализацию, а для связи на большие расстояния пытались применять почтовых голубей. Правда, довольно безуспешно, так как бедные птицы не выдерживали условий внутри танка.
8 Легкий броневик Daimler Mk I (он же Dingo, он же Scout) после некоторых раздумий я также включил в танковый раздел альбома. Эта 7,5-тонная полноприводная машина стала основой для бронеавтомобильных и разведывательных частей Великобритании периода Второй мировой войны. На свет она появилась еще в апреле 1939 года, но из-за многочисленных технических проблем, потребовавших исправления, ее военная карьера по-настоящему началась лишь в 1941 году. Всего было выпущено 2694 машин Mark I и Mark II.
9 Максимальная толщина брони достигала 36 мм, а установленная башня от легкого танка «Тетрарх» с ее сравнительно неплохим вооружением (2-фунтовая пушка и 7,62-мм пулемет «Беса») делали Daimler Mk I достаточно опасным противником легких немецких и уж тем более итальянских танков. Впрочем, создатели машины более полагались на ее подвижность, чем защищенность, – броневик развивал скорость до 80 км/ч. Экипаж состоял их трех человек.
10 Легендарный в свое время британский средний пехотный танк «Матильда» (Matilda II). Знаменит он был главным образом своей толстой – лоб 78 мм, борт 40–65 мм – броней, против которой были бессильны стандартные немецкие противотанковые орудия начального периода войны. Это качество доставило немало хлопот Роммелю, пока он не использовал против толстобронных, но тихоходных (15 км/ч по пересеченной местности, не более 24 – по шоссе) и негибко используемых британским командованием «Матильд» свои немногочисленные 88-мм зенитные пушки Flak 18/36/37.
11 Средний американский танк M3A3, произведенный для Британской армии и носящий имя «Грант» (Grant). Поставляемый по ленд-лизу в СССР, танк получил другое неофициальное название – БМ-6, что расшифровывалось как «братская могила на шестерых». Не любили в Красной армии лендлизовкие танки, так как они, несмотря на высокую культуру производства, по боевых характеристикам заметно уступали советским «одноклассникам».
12 По отсутствию казенной части орудия в башне, легко догадаться, что это командирская модификация, где 37-мм орудие маскировки ради снаружи заменено муляжом. В самом деле, выставленный в музее образец служил командирской машиной самого генерала (впоследствии фельдмаршала) Бернарда Лоу Монтгомери (Bernard Law Montgomery) (1886–1976), который переломил ход войны в Северной Африке и разгромил одного из самых талантливых немецких военачальников – Эрвина Роммеля. Для британцев сражение под Эль-Аламейном осенью 1942 года столь же символично, как для нас Сталинградская битва, хоть масштабы (да и значение, пожалуй) этих битв сравнивать, конечно, невозможно.
13 Тяжелый пехотный танк «Черчилль» (Cherchill) Mark VII – это тоже своего рода привет от танкостроительных традиций Первой мировой войны. Премьер-министр Уинстон Черчилль, известный склонностью к самоиронии, тем не менее говорил, что у броненосного тезки, пожалуй, недостатков еще больше, чем у него самого.
14 При массе в 40,6 тонны, эта машина не могла разгоняться быстрее 21 км/ч. Впрочем, у данной модификации, воевавшей в северо-западной Европе, хоть вооружение было относительно адекватным – сравнительно длинноствольное 75-мм орудие (плюс два пулемета Besa), а не двух- и шестифунтовые пушечки, как в более ранних вариантах этого танка.
15 Грозный противник британских (а также американских и советских) танков – немецкая противотанковая САУ «Ягдпантера» (Jagdpanther). Ее 88 мм орудие Pak-43/3 с длиной ствола в 71 калибр практически гарантировало в случае попадания уничтожение любого существующего танка противника. В отличие от более ранних спешных немецких переделок это был продуманный и хорошо сконструированный специализированный истребитель танков.
16 Основными его недостатками были сравнительно слабая бортовая броня – 40 мм (лоб рубки был двое толще, к тому же имел более рациональный угол наклона) – и невысокая надежность ходовой части и трансмиссии. Последнее было общей бедой всех немецких тяжелых машин. Впрочем, основной проблемой для вермахта стал низкий темп выпуска «Охотничьих пантер», в первую очередь из-за бомбардировок стратегической авиации Союзников. Всего до конца войны было выпущено 382 этих САУ. На Западе их основными противниками стали штурмовики и истребители-бомбардировщики, лишь на Восточном фронте танки вполне могли на равных противостоять «Ягдпантерам».
17 Вообще высокий заказ на САУ – косвенный показатель слабости промышленности и экономики, а также невеселых дел на фронте, ведь такие машины в производстве дешевле классических танков, но эффективны главным образом при действии из засад. В наступлении от них толку значительно меньше. Справедливости ради, нужно сказать, что и «Королевские тигры» Pz.VI Ausf.B из-за перегруженности силовой установки тоже предпочитали действовать из засад, на открытой местности они быстро становились жертвой менее защищенных и слабее вооруженных, но зато куда более многочисленных и подвижных оппонентов.
18 Американский средний танк M4, с легкой руки британцев получивший имя «Шерман» (Sherman), которое так за ним и прижилось, можно назвать западным Т-34. Сами британцы в музейной информационной табличке признают, что он уступал современным ему как немецким, так и советским танкам. Тем не менее всего с 1942 по 1946 год было произведено свыше 40 тыс. «Шерманов», по масштабам производства он отставал только от упомянутого Т-34.
19 Характеристики танка со временем улучшались, в первую очередь это касалось вооружения. Выставленный в музее M4A4 был выпущен в Детройте между июлем 1942 и сентябрем 1943 года, в нем установлена не самая мощная 76-мм пушка M3. Позднее «Шерманы» вооружали длинноствольными орудиями, но все равно в столкновении с немецкими танками американцы и британцы по возможности старались перейти к обороне и вызвать авиацию.
20 На десерт я оставил упомянутый выше наш родной Т-34/85 – единственный советский танк в экспозиции лондонского Имперского военного музея.
В следующей части альбома я перейду к артиллерии, ракетам, малым подводным лодкам и прочей технике. |
Имперский военный музей. Часть I – танки
среда, 20 февраля 2013 г.