Имперский военный музей. Часть I – танки

среда, 20 февраля 2013 г.














[Tags |, , , ]



1 На мой взгляд, Имперский военный музей (Imperial War Museum) является одним из самых интересных в Лондоне, хоть пацифисты со мной, конечно, не согласятся. Экспозиции его охватывают военные конфликты с начала XX века и по наше время.

Музей был задуман еще в 1917 году – в разгар Первой мировой войны, чтобы отдать дань участникам той грандиозной бойни и труженикам тыла. Открытие состоялось летом 1920 года в Хрустальном дворце. Затем музей еще пару раз менял свою прописку, пока в 1936 году окончательно не поселился в бывшем здании Бетлемской психиатрической королевской больницы (которая хорошо известна под названием «Бедлам») на Ламбет-роад, чем, кстати, спас этот настоящий дворец от запланированного было сноса.

Хотя музей оказался закрыт для посетителей с 1940 года, а еще годом спустя был поражен прямым попаданием немецкой авиабомбы, материалы на тему Второй мировой войны тут начали собирать практически сразу после ее начала. Частично восстановленный музей открылся для посетителей в 1946 году и продолжал настойчиво формировать новые и новые экспозиции, связанные практически с каждым более или менее крупным военным конфликтом, особенно если тот так или иначе касался Великобритании или членов Британского содружества. Не забыли и Холодную войну, которой в бывшем Бедламе посвящен не один зал.

Фотографий мною было сделано столь много, что альбом об Имперском военном музее придется бить на добрый десяток частей. Впрочем, поживем увидим – если особого интереса тема на вызовет, рассказ всегда можно будет свернуть. Ну а в первой части альбома я освещу главным образом тему выставленной в огромном главном зале музея бронетанковой техники. Позже через миниатюрные подводные лодки, ракеты и артиллерию двинусь к авиации, затем к траншеям Первой мировой войны и к образу русских союзников, какими их рисуют современной британской публике. Ну а дальше посмотрим – как масть ляжет. Начать, впрочем, все равно придется с вешалки, точнее с главного входа музея, который неизбежно придется пройти перед тем, как попасть к танковой экспозиции.

У великолепного здания постройки начала XIX века посетителя встречает весьма впечатляющая распальцовка морских 15-дюймовых (381-мм) орудий начала века XX.





2 Эти монстры были разработаны в 1912 году для линкоров класса «Куин Елизабет» (Queen Elisabeth) и на тот момент являлись самыми мощными в мире (потом их, конечно, превзошли). Всего такими орудиями было вооружено 22 британских линейных корабля. Вес каждой «малютки» составляет 102 тонны, максимальная дальность стрельбы достигает 29 километров. Наиболее тяжелый снаряд – на него наглядности ради можно полюбоваться справа – весит 876 килограммов. Эффект от его попадания в судно противника можно только попытаться представить. Впрочем, артиллерийский огонь в ту пору не отличался особенной точностью.

Выставленные перед музеем орудия служили на разных кораблях. То, что красуется слева, в 1916 году было установлено в одну из четырех двухорудийных башен линкора «Рамиллиес» (HMS Ramillies) класса «Ривендж» (Revenge, он же Royal Sovereign), который являлся дальнейшим совершенствованием «Квин Элизабет». Боевое крещение орудие получило уже после окончания Первой мировой в ходе относительно малоизвестной Второй греко-турецкой войны 1919–1922 годов. В 1920 году во время обострения конфликта между Британией (Союзники формально поддерживали греков) и Турцией линкор обстреливал береговые цели в Мраморном море.

Второй и последний раз орудию довелось пострелять по противнику в ноябре 1940 года, главным образом в ходе безрезультатного боя с итальянским флотом у мыса Спартивенто. Также упомянуты некие обстрелы целей на суше в том же месяце, но о чем именно идет речь, я не установил. Так или иначе, уже в следующем году орудие было демонтировано.

Орудие, стоящее справа, воевало заметно больше, хоть его карьера и начиналась примерно так же – на борту однотипного линкора «Резолюшин» (HMS Resolution) во время Второй греко-турецкой войны. Правда, пострелять линкору тогда так и не пришлось – он лишь дамокловым мечом бороздил восточную часть Средиземного моря.

В 1938 году орудие демонтировали с линкора, а с началом Второй мировой войны установили на строящийся монитор «Робертс» (HMS Roberts). И вот тут-то работа нашлась! Операция «Торч» (высадка Союзников во французской Северной Африке), операция «Хаски» (вторжение на Сицилию), операция «Аваланш» (десант у Салерно в Италии) – все это было лишь предисловием к подлинной работе во время высадки Союзников в Нормандии. Монитор подавлял своим огнем немецкую береговую батарею в Ульгате, вел обстрел позиций вермахта у Канна. Позднее 1 ноября 1944 года орудия «Робертса» поддерживали десант на голландский остров (полуостров) Валхерен, расстреливая немецкую артиллерийскую позицию у деревушки Весткапелл.

Сразу после окончания войны выставленное здесь орудие было демонтировано.

Свое последнее место службы у входа в Имперский военный музей эти грозные трубы обрели в 1968 году.



3 Посещение музея бесплатно для всех – так повелось еще с момента его открытия. Учреждение финансируется главным образом государством. Видимо, музей (вполне оправдано, хочу отметить) считают важным элементом патриотического воспитания. Воспитательная функция реализуется уже в расположенном у самого входа кинозальчике, где на большом экране показывают фильмы о британских миротворцах в разных уголках мира. Честно говоря, хотя меня заинтересовало упоминание Ирака и Югославии, я задерживаться у экрана не стал – поспешил к основной экспозиции. Между тем интересно, что же рассказывает фильм о Тони Блэре и вторжении в Ирак, о сербах и албанцах…



4 Самое вкусное в музее – это многоэтажный главный выставочный зал, где представлены реальные образцы военной техники: танки, САУ, буксируемые артиллерийские системы, истребители, бомбардировщики, крылатые и баллистические ракеты, подводные лодки и другие образцы старого боевого железа. Как я и анонсировал выше, свой рассказ начну с бронетанковой тематики.



5 Интереснейший экспонат – тяжелый британский танк периода Первой мировой войны Mark V (Mk V). Несмотря на внушительную массу почти в 30 тонн, он не может похвастать сколько-нибудь мощным бронированием – в этом смысле он не превосходит, а с учетом углов наклона плоскостей корпуса даже уступает более раннему французскому легкому танку Renault FT-17. Толщина лобовой брони этого гиганта не превышает 15 мм, что эффективно защищало лишь от огня стрелкового оружия и осколков.

Достоинством тяжелого танка тогда считалась его огневая мощь. Mark V в выставленной тут модификации «самца» («самки» имели чисто пулеметное вооружение) мог похвастать двумя морскими скорострельными 6-фунтовыми пушками «Гочкис» (калибр 57-мм, длина ствола 40 калибров) в двух спонсонах и четырьмя 8-мм пулеметами «Гочкис» с воздушным охлаждением.

Скорость этого гиганта по шоссе не превышала 7–8 км/ч, а по бездорожью была в несколько раз ниже, что вкупе с малым запасом хода не позволяло использовать такие танки для развития наступления после прорыва обороны противника – тот обычно успевал подтянуть резервы и локализовать брешь.

Танки Mark V по сравнению со своими предшественниками, тем не менее, считались весьма совершенными. В части они попали лишь в мае 1918 года, а в бой пошли и вовсе только в июле, то есть под конец войны Великой войны. Выставленная тут машина под номером 19 и с названием ‘Devil' служила в четвертом батальоне Королевского танкового корпуса. Списан танк был в 1925 году. В Красной же армии захваченные у белых и интервентов Mark V по бедности стояли на вооружении и вовсе до 1930 года, только под именем «Риккардо» по марке двигателя.



6 Для наглядности и удобства посетителей музея один спонсон у танка снят, а через забранное в стекло отверстие можно увидеть внутреннее устройство машины. Исключительно удачная идея!



7 Экипаж Mark V состоял из восьми человек, при этом значительным прогрессом считалось то, что управлять машиной теперь мог всего один член экипажа – механик-водитель. До этого британские тяжелые танки требовали значительные совместные усилия сразу четырех человек: собственно водителя, командира, отвечавшего за тормоза гусениц обоих бортов, а также двух трансмиссионщиков, работавших на бортовых коробках передач. Согласование действий затруднял адский шум от установленного в центре внутреннего отсека двигателя и немилосердный лязг элементов движителя, не говоря уже о работе вооружения. Между тем внутреннего переговорного устройства в танках той поры просто не было. С внешней связью дело тоже обстояло из рук вон плохо – на малых дистанциях использовали флажковую сигнализацию, а для связи на большие расстояния пытались применять почтовых голубей. Правда, довольно безуспешно, так как бедные птицы не выдерживали условий внутри танка.

Упомянутый шум был цветочками по сравнению с высокой температурной воздуха (во время боя она поднималась до 70 градусов) от греющегося двигателя, чадом горячего масла и задымленностью от пушечных выстрелов (продувать стволы после выстрела стали только в годы Второй мировой, и то далеко не на всех танках). В таких условиях экипаж нередко просто угорал в самый разгар сражения.

Плохо было и с наблюдением из танка – щели не давали хорошего обзора, зато в них целились стрелки противника, и даже если пуля попадала рядом, нередко внутрь летели брызги расплавленного свинца. Именно поэтому 80% всех ранений танкистов приходилось на органы зрения. Впрочем, у Mark V смотровое устройство механика-водителя представляло собою перфорированную плиту и хоть как-то защищало глаза.



8 Легкий броневик Daimler Mk I (он же Dingo, он же Scout) после некоторых раздумий я также включил в танковый раздел альбома. Эта 7,5-тонная полноприводная машина стала основой для бронеавтомобильных и разведывательных частей Великобритании периода Второй мировой войны. На свет она появилась еще в апреле 1939 года, но из-за многочисленных технических проблем, потребовавших исправления, ее военная карьера по-настоящему началась лишь в 1941 году. Всего было выпущено 2694 машин Mark I и Mark II.



9 Максимальная толщина брони достигала 36 мм, а установленная башня от легкого танка «Тетрарх» с ее сравнительно неплохим вооружением (2-фунтовая пушка и 7,62-мм пулемет «Беса») делали Daimler Mk I достаточно опасным противником легких немецких и уж тем более итальянских танков. Впрочем, создатели машины более полагались на ее подвижность, чем защищенность, – броневик развивал скорость до 80 км/ч. Экипаж состоял их трех человек.

Эти броневики служили на разных фронтах Второй мировой войны, особенно широко применялись в Северной Африке, и долгое время после нее. Судьба выставленного образца, попавшего в музей только в 1966 году, неизвестна. Нанесенный камуфляж соответствует Первому королевскому драгунскому полку во время высадки в Сицилии в сентября 1943 года.



10 Легендарный в свое время британский средний пехотный танк «Матильда» (Matilda II). Знаменит он был главным образом своей толстой – лоб 78 мм, борт 40–65 мм – броней, против которой были бессильны стандартные немецкие противотанковые орудия начального периода войны. Это качество доставило немало хлопот Роммелю, пока он не использовал против толстобронных, но тихоходных (15 км/ч по пересеченной местности, не более 24 – по шоссе) и негибко используемых британским командованием «Матильд» свои немногочисленные 88-мм зенитные пушки Flak 18/36/37.

Вооружение танка, кстати, было неадекватно защищенности (считается, что танк должен быть способен поражать себе подобного на дистанции более 500 метров) – весьма слабенькая 40-мм 2-фунтовка, как у показанного выше броневика.

Такие танки поставлялись по ленд-лизу и в СССР (более 900 штук), но в Красной армии особой популярностью не пользовались, несмотря на больший комфорт для экипажа, чем в Т-34.

Здесь «Матильда» представлена в пустынном камуфляже для Северной Африки.



11 Средний американский танк M3A3, произведенный для Британской армии и носящий имя «Грант» (Grant). Поставляемый по ленд-лизу в СССР, танк получил другое неофициальное название – БМ-6, что расшифровывалось как «братская могила на шестерых». Не любили в Красной армии лендлизовкие танки, так как они, несмотря на высокую культуру производства, по боевых характеристикам заметно уступали советским «одноклассникам».

M3 – это спешная импровизация на базе среднего танка M2, произведенная в начале войны, когда правительство США осознало, что американской армии нечего противопоставить немецким танковым дивизиям. Размещение 75-мм орудия в боковом спонсоне – дань танкам Первой мировой – значительно ограничило эффективность боевой машины, которую в другой ситуации отнесли бы не к танкам, а к САУ. (Правда, была еще 37-мм противотанковая пушка в башне, но она уже изначально была устаревшей.) Второй импровизацией стало использовании силовой установки из нескольких автомобильных двигателей. «Автомобильный» подход, тем не менее, позволил американской промышленности исключительно быстро освоить выпуск боевой техники.

Несмотря на все свои недостатки, M3 неплохо показал себя в Северной Африке в столкновении с немецкими Pz. IV, вооруженными короткоствольной 75-мм пушкой. И все же танк безнадежно устарел уже летом 1943 года, когда немцы стали широко использовать новое поколение своих танков, включая «Тигр» Pz. VI и «Патнеры» Pz. V. С производства M3 был снят, однако, лишь в марте 1944 года.



12 По отсутствию казенной части орудия в башне, легко догадаться, что это командирская модификация, где 37-мм орудие маскировки ради снаружи заменено муляжом. В самом деле, выставленный в музее образец служил командирской машиной самого генерала (впоследствии фельдмаршала) Бернарда Лоу Монтгомери (Bernard Law Montgomery) (1886–1976), который переломил ход войны в Северной Африке и разгромил одного из самых талантливых немецких военачальников – Эрвина Роммеля. Для британцев сражение под Эль-Аламейном осенью 1942 года столь же символично, как для нас Сталинградская битва, хоть масштабы (да и значение, пожалуй) этих битв сравнивать, конечно, невозможно.



13 Тяжелый пехотный танк «Черчилль» (Cherchill) Mark VII – это тоже своего рода привет от танкостроительных традиций Первой мировой войны. Премьер-министр Уинстон Черчилль, известный склонностью к самоиронии, тем не менее говорил, что у броненосного тезки, пожалуй, недостатков еще больше, чем у него самого.

В целом это была довольно типичная для британцев машина – тихоходная, сильно защищенная, довольно слабо вооруженная. В общем, типичный пехотный танк, предназначенный для непосредственной поддержки пехоты, но не для глубоких операций, то есть созданный по заведомо устаревшим канонам. Это тем удивительнее, если учесть, что машина была спроектирована уже после начала Второй мировой, когда мир познал потрясающую эффективность немецких танковых клиньев.

Тем не менее именно высокая степень защищенности – лобовая броня на модификации Mark VII достигла 152 мм – позволила этому танку не только оставаться на вооружении Британской армии до конца войны, но также и повоевать в Корее в 1950–1953 годах.



14 При массе в 40,6 тонны, эта машина не могла разгоняться быстрее 21 км/ч. Впрочем, у данной модификации, воевавшей в северо-западной Европе, хоть вооружение было относительно адекватным – сравнительно длинноствольное 75-мм орудие (плюс два пулемета Besa), а не двух- и шестифунтовые пушечки, как в более ранних вариантах этого танка.

На фотографии, кстати, отлично видна архаичная конструкция машины – охватывающие весь корпус гусеницы, люк между катками…



15 Грозный противник британских (а также американских и советских) танков – немецкая противотанковая САУ «Ягдпантера» (Jagdpanther). Ее 88 мм орудие Pak-43/3 с длиной ствола в 71 калибр практически гарантировало в случае попадания уничтожение любого существующего танка противника. В отличие от более ранних спешных немецких переделок это был продуманный и хорошо сконструированный специализированный истребитель танков.



16 Основными его недостатками были сравнительно слабая бортовая броня – 40 мм (лоб рубки был двое толще, к тому же имел более рациональный угол наклона) – и невысокая надежность ходовой части и трансмиссии. Последнее было общей бедой всех немецких тяжелых машин. Впрочем, основной проблемой для вермахта стал низкий темп выпуска «Охотничьих пантер», в первую очередь из-за бомбардировок стратегической авиации Союзников. Всего до конца войны было выпущено 382 этих САУ. На Западе их основными противниками стали штурмовики и истребители-бомбардировщики, лишь на Восточном фронте танки вполне могли на равных противостоять «Ягдпантерам».



17 Вообще высокий заказ на САУ – косвенный показатель слабости промышленности и экономики, а также невеселых дел на фронте, ведь такие машины в производстве дешевле классических танков, но эффективны главным образом при действии из засад. В наступлении от них толку значительно меньше. Справедливости ради, нужно сказать, что и «Королевские тигры» Pz.VI Ausf.B из-за перегруженности силовой установки тоже предпочитали действовать из засад, на открытой местности они быстро становились жертвой менее защищенных и слабее вооруженных, но зато куда более многочисленных и подвижных оппонентов.



18 Американский средний танк M4, с легкой руки британцев получивший имя «Шерман» (Sherman), которое так за ним и прижилось, можно назвать западным Т-34. Сами британцы в музейной информационной табличке признают, что он уступал современным ему как немецким, так и советским танкам. Тем не менее всего с 1942 по 1946 год было произведено свыше 40 тыс. «Шерманов», по масштабам производства он отставал только от упомянутого Т-34.



19 Характеристики танка со временем улучшались, в первую очередь это касалось вооружения. Выставленный в музее M4A4 был выпущен в Детройте между июлем 1942 и сентябрем 1943 года, в нем установлена не самая мощная 76-мм пушка M3. Позднее «Шерманы» вооружали длинноствольными орудиями, но все равно в столкновении с немецкими танками американцы и британцы по возможности старались перейти к обороне и вызвать авиацию.

Степень защищенности у M4 была ниже, чем у советских Т-34/85, а силовая установка, как и у M3, имела автомобильное происхождение.



20 На десерт я оставил упомянутый выше наш родной Т-34/85 – единственный советский танк в экспозиции лондонского Имперского военного музея.

Текст на табличке справедливо называет этот танк лучшим в своем классе и оказавшим влияние на принципы танкостроения во всем мире. Быстрый, надежный, с высокой проходимостью, хорошо защищенный и неплохо вооруженный, Т-34/76 в начальный период Великой Отечественной войны создал вермахту массу проблем. Лишь к началу 1943 года немцы вернули себе утраченное с нападением на СССР танковое техническое лидерство, но уже к началу 1944 года на поля сражений вышел Т-34/85 с новой башней, вооруженной 85-мм орудием, и увеличенным экипажем. Вновь Т-34 стали смертельно опасным врагом для всех без исключения немецких боевых машин.

Конечно, и у Т-34 были свои недостатки, особенно у первых модификаций: танк был сложен в управлении, очень неудобен для экипажа, обеспечивал скверный обзор. Но при всем при этом по совокупному сочетанию характеристик, в том числе ремонтопригодности и стоимости производства, он действительно не имел себе равных.

Т-34/85 долгое время оставался на вооружении во многих странах мира. Выставленный в музее танк не успел повоевать на фронтах Второй мировой – он был произведен в Чехословакии аж в 1955 году. Затем он был поставлен на Ближний Восток, где в ходе очередной войны оказался захвачен израильской армией. Тем не менее камуфляж машины соответствует «тридцатьчетверкам» 95-й танковой бригады, штурмовавшей Берлин.



В следующей части альбома я перейду к артиллерии, ракетам, малым подводным лодкам и прочей технике.