Как кидают молодых геймдизайнеров или Бизнес по-русски

среда, 20 февраля 2013 г.
Некоторое время назад я писал оптимистичную статью "Как создать и издать свою настольную игру?". Моего товарища Шона PuPs_RK Гизатулина обманул его издатель. Я сам, как геймдизайнер, не могу остаться равнодушным и опубликую печальное логическое продолжение этой статьи:


Всех неравнодушных к ситуации я попрошу лайкнуть и поделиться с друзьями этой статьей. Помогите мне защитить свои права.


Привет, меня зовут Шон и я люблю настольные игры. Возможно вы уже знаете или слышали обо мне благодаря моему участию в подкастах, в прошлом это "Мастерская Игрушек", ныне – Варп-Маяку. В прошлом году сбылась моя мечта. Мне удалось написать правила к своей первой настольной игре. И ее издали. Теперь даже продают в моих любимых магазинах настолок. Сегодня она продается в различных магазинах под брендом "Сталкер: Зона Конфликта". Я очень рад и горд что мне удалось написать правила к игре, в которую теперь играют люди. Казалось бы мне следует говорить: купите мою игру. Однако я буду пожалуй первым геймдизайнером в истории который скажет: пожалуйста, не покупайте мою игру. Правила которые я к ней написал у меня по сути украли. На сегодняшний день, издатель игры "З.О.В. Хабара" отказывается выплачивать мне мой гонорар за разработку правил. Мотивируя это тем что я не предоставил им патент на эти правила. Если вкратце - меня кинули, развели как полного наивных мечтаний лоха. Моя игра вышла, но я не имею с этого не копейки.


Притом, что самое смешное, я указан как геймдизайнер в списке создателей, на первой странице книге правил поставляемой с игрой. Вот тут можно увидеть правила с моим именем в высоком разрешении: http://ic.pics.livejournal.com/rhun wolf/5732212/462278/462278_original.jpg


Как все было: разработка игры



Летом 2012 года, по знакомству меня рекомендовали Разумову чтобы оценить правила к настольной игре, которая на тот момент разрабатывалась другим геймдизайнером. Т.к. нас свел мой хороший друг я согласился помочь. Устроили игровой тест. Я задал массу вопросов по игровой механике и балансу. На большинство из них тот геймдизайнер ответить не смог или полностью или почти полностью.


Позже до меня дошли слухи что разработка тогдашнего варианта правил затянулась слишком надолго и что они никак не могут из закончить. После чего между Разумовым и тогдашним геймдизайнером произошел конфликт на почве которого ЗОВ Хабара остался без геймдизайнера.



Михаил задал мне судьбоносный вопрос: "А ты, сможешь создать правила? У нас уже и модели почти готовы и поле есть. Только правил нет. Я уже взял несколько миллионов в кредит, на производство игры и мне надо ее выпустить."


Я подумал, вот он мой шанс, мечта сбылась. И согласился. Честно говоря я всегда хотел заниматься разработкой игр, особенно настольных. Так что нырнул в написание правил с головой, не задумываясь ни о чем другом.

Естественно мы в первую очередь стали обсуждать деньги и как будем делить будущую прибыль. Остановились на том что я напишу правила и буду потом руководить рекламой игры, за это мне обещали 25% от чистой прибыли проекта.

Т.к. игр я ранее никогда не писал, то слабо себе представлял как себя стоит и можно защитить от потенциальной кражи моей интеллектуальной собственности. А в силу наших тогдашних хороших отношений с Михаилом, не посчитал нужным настоять на подписании какого-то либо договора, искренне веря что Михаил сдержит свое слово.



Пока долепливались модели, я стал писать правила. Честно говоря сделать это мне удалось на редкость быстро. Сами правила я написал примерно за неделю, еще примерно неделю я делал карточки событий и профили игровых персонажей.


Своим собственным варгеймом я грезил очень давно, так что в том или ином виде правила у меня были в голове еще до злополучного знакомства с Михаилом Разумовым. Далее я стал тестировать игру с друзьями и знакомыми, что заняло у меня примерно полтора месяца и 30 ожесточенных и по началу крайне нелепых боев в собственной игре.


Плавно наступила осень, финальный вариант правил я передал Разумову, чтобы он в свою очередь нашел верстальщика который бы все это превратил в книгу правил из кучи экселевских таблиц и текстового документа.


Тут пошли первые проблемы. На мой вопрос Михаилу - пробовал ли он играть в мои правила он так и ответил - "Нет, я уверен что ты все сделал хорошо. И так сойдет" Что как бы намекает на его отношение к потребителю.От меня требовалось написать и протестировать собственные правила, это я сделал. Мне оставалось только ждать. Верстка затянулсь почти на 3 месяца. Разумов тем временем продолжал жаловаться что он очень переживает за выплату своих кредитов и игру нужно запускать скорее. На тот момент я был с ним полностью согласен.


Осень 2012 мы провели рассматривая приходящие из Украины новые игровые миниатюры, поминая задержки с версткой недобрым словом. И еще провели закрытую презентацию игры, на закрытом военном полигоне в Подмосковье.

Куда были приглашены, по словам Разумова: "ключевые фигуры в Сталкеровском сообществе, фанатов игры и вселенной". Различные админы крупных фан-сайтов, сталкеры-страйкболисты-реконструкторы и прочие.

Михаил снова жаловался на то сколько времени, сил и денег он потратил на эту закрытую презентацию. В итоге более половины приглашенных VIP так и не приехали, по разным причинам. Пожалуй другие смехотворные подробности нашей первой презентации я опущу.




Это Михаил Разумов.


За зиму книгу правил все таки удалось сверстать, коробка игры была отрисована и литье моделей пошло полным ходом. В период с ноября по декабрь наступило мучительное ожидание запуска игры в продажу.

Видимо бренд Сталкер преследует некоторое проклятие, касательно долгостроя. Пошел ноябрь 2012, я уже потихоньку начал подсчитывать потенциальные доходы с моей первой игры. Я приготовился к плотной работе по дальнейшему развитию игры и ушел с тогдашней работы.


Внезапно, в последних числах декабря, чисто случайно я узнаю о том что игра поступила в продажу, в магазины "Настолкин" и Hobby World. Радости я не испытал, потому что Разумов решил мне об этом не говорить. Подумаешь новость. Твоя первая игра вышла, о чем тебе стоит сообщать, о молодой геймдизайнер? Это было первым тревожным сигналом для меня, который я по большей части проигнорировал, опять же, в силу хороших отношений и доверия к Михаилу.




Это я.


12-13 января, фестиваль настольных игр на Тишинке от Hobby World. ЗОВ Хабара и я поехали туда презентовать Сталкер: Зона Конфликта для широкой публики. Честно говоря было невероятно круто, рассказывать о своей детской мечте в виде настолки другим людям, потенциальным игрокам. Очень приятно и интересно удалось пообщаться с многими различными деятелями хобби сообщества и просто с разными настольщиками.


klknsqipwfe


Вот, кстати, отчеты об этой презентации от Желтого Мипла и от Юрия Тапилина.




Начало конца: конфликт и отказ платить


Еще до начала публичной презентации игры в Тишинке я сказал Разумову нанять художников, чтобы они открасили парочку комплектов моделей для будущей рекламы - статей, видео и игротек. Без покрашенных моделей - невозможно продвигать и рекламировать игру с моделями. На что мне было заявлено что денег нет и давай-ка крась сам. Я конечно достаточно опытный вархаммерист и более или менее умею красить модели, но выставлять свой покрас как рекламный продукт у меня не поднялась бы рука. Я трезво оцениваю свои художественные навыки. Далее на меня покатились откровенно нелепые наезды, например: что я "по убогому" склеил модели для выставки на Тишинке. Которые к слову мне пришлось собирать прямо на стенде выставки, своим собственным клеем и кусачками. Так как ко мне игра в руки впервые попала именно на Тишинской презентации. Пардон, я геймдизайнер а не моделист. Найми профессионала. Дальше неадеквата стало больше, пока в один прекрасный момент Разумов так и сказал: "А ты не о**ел, мальчик?". Тогда я решил что больше работать на ЗОВ Хабара, с их свинским отношением не собираюсь.


Теперь я выставил Михаилу цену выкупа моих правил. В ответ он сказал патентовать.


Патент?


К слову, Роспатент - государственный патентный орган РФ обычно регистрирует товарные знаки и промышленные модели, а не авторские права вроде программ к ЭВМ, художественной литературы или правил к играм. К сожалению в силу несовершенности российского законодательства - защитить права на правила к настольной игре в РФ не реально. У ЗОВа Хабара и его руководителя Михаила Разумова ответ один - патентуй и мы сразу заплатим. Вот только все прекрасно понимают что патента на игру я получить не смогу. Поэтому и платить никому не придется. Чудесным образом, геймдизайнер игры, который прописан в книге правил как геймдизайнер и автор правил не может получить за нее гонорар. Хотя игра выпускается и продается.


К слову, патент в россии получить не так то просто. Ибо выдается он обычно на на изобретение или промышленную модель. Например на технику, лампочку, станок, технологический процесс и т.п. Что никаким образом не касается правил к настольным играм. Вообще. Никак. Но если вы все таки хотите получить патент на что нибудь еще, вам нужно:



  • Самостоятельно изучить порядка 15 законодательных актов только по патентному праву.



  • Заполнить кучу бумаг из которых получится заявка на патент.



  • Потратить как минимум 15 тысяч рублей на поиск названия вашего патента или схожего по принципу патента с уже существующими.



  • Просидеть пару месяцев в очередях на утверждение заявки.



  • Опционально: дать пару сотен тысяч рублей взяток чтобы заявку одобрили (вы же помните, что патентуются обычно промышленные вещи, которые потом планируется изготовлять и продавать в промышленных опять-же масштабах)



  • Пройти формальную и фактическую экспертизу. Так и представляю как в роспатенте сидят эксперты геймдизайнеры и оценивают вашу игру на новаторство :)



  • Опционально: еще дать взяток экспертам чтобы пройти экспертизу.



  • Прождать еще месяцок-другой пока вам таки выдадут патент.


Или пойти в одно из миллиона патентных бюро которые решат вопрос за вас, однако будьте готовы платить суммы с 5 нулями на конце.


Как обычно защищаются права автора и издателя


Обычно издатель заключает договор с автором, в котором дает задание автору написать ему правила к игре. Так делают все российские издатели настолок, жаль я об этом узнал слишком поздно и слишком доверился добрым словам и золотым горам который мне наобещал Михаил Разумов.


Когда работа сделана, заключается дополнительный акт о выполнении работы с включенным в него результатом - т.е. правилами и подписывается обоими сторонами договора. После чего издатель спокойно издает и продает игру, а автор игры получает свой гонорар. Жаль господину Разомову такая схема не известна и без патента он вообще не хочет обсуждать гонорар. Проще говоря - он придумывает причины чтобы банально не платить.


Договор-ловушка


В процессе долгого конфликта с издателем, в котором я, вытерпев массу оскорблений, пообещал опубликовать все правила игры в интернете. Только после этого Разумов согласился заплатить мой гонорар, но после подписания каких-то абстрактных документов. Я в свою очередь попросил перед подписанием и встречей с юристами прислать мне копию договора на мыло, чтобы не кататься просто так. Договора мне не прислали, а поставили перед фактом - надо приехать 18 февраля 2013, туда-то, на подписание "договор о передаче прав на правила".


Там меня ждали Разумов и его наемные юристы. Пока я читал договор, юрист неустанно твердил "договор, с юридической точки зрения – оформлен безупречно". Однако, видимо юрист не в курсе что правила к настольным играм под патенты не попадают в принципе. Ведь в самом договоре было сказано, что свой гонорар я могу получить только в случае "передачи результата работ, с соответствующими документами, подтверждающими права Исполнителя (т.е. меня)".


Юрист продолжал: "Ну вы запатентуйте, это не сложно. А потом Михаил сможет спокойно вам заплатить" Ага, патент. Который мне никто не даст. Затем добавил: "Вы можете после заключения этого договора подтвердить свои авторские права." Жаль только в договоре прописано что "Сторона, которая не выполнила обязательства по договору обязана возместить другой стороне причиненные убытки."


Иными словами, если я не получу патент, после подписания договора, то попаду на бабки или сяду в тюрьму. Т.к буду обязан для Разумова, запатентовать и так мои собственные правила. Клево да? А предложили мне примерно за месяц получить патент, на то что получить патент в принципе нельзя (мне подсказывают, что механику не патентуют, но конкретно на правила патент получить можно, но это около полугода мороки и то не факт что сделают — прим. rhunwolf). Как же я рад что не подписал этот горе договор. Ну про патенты вы все поняли.


Спустя сутки после встречи, тот самый юрист позвонил мне на мобильный (интересно, откуда он узнал мой номер) и всячески склонял меня к урегулированию конфликта на условиях Разумова. В ответ я ему объяснил по какой схеме обычно передаются права на правила от автора к издателю, рассказал об акте приема работ. Удивительно, но он согласился с моей точкой зрения и обещал попытаться уговорить Михаила Разумова согласиться на этот вариант, без всяких потентов. На следующее утро, юрист снова мне позвонил и сказал что Разумов после получения моих условий не желает общаться и с самим юристом. То есть законный вариант, по которому я передам права и получу деньги его не устраивает. На мои звонки он тоже не отвечает.


Итого:


"Сталкер: Зона Конфликта", с моими правилами и моим именем в книге правил спокойно продается в Настолкине, Hobby Games, Cardplace и прочих магазинах настолок. А я с этого не имею не шиша. Меня обокрали, просто и эффективно.


Я понимаю что сам виноват в своей наивности и в том что не настоял в свое время на подписании документов. Однако Разумов все же нарушает мое авторское право и следовательно закон, продавая мою игру. Да, модели, коробка, и игровое поле разрабатывал не я и они принадлежат ему. Вот только играют люди в настольную игру, в которую без правил как то не поиграешь.


Теперь я призываю всех любителей настолок и варгеймов, моих коллег геймдизайнеров, издателей игр и владельцев магазинов настолок просто обратить на этот факт внимание. Настольщики, пожалуйста - не покупайте мою игру, я с нее ничего не получаю, а на чужом труде наживается только Михаил Разумов и его ООО "Легионспецстрой" (юридическое имя ЗОВа Хабара).


Миш, будь человеком. Заплати мне за мои правила. Если ты дальше продолжишь в наглую отказывать мне в пологающемся гонораре, я сначала опубликую свои правила везде где только можно. Притом исправлю опечатки и косяки, с которыми ты игру продаешь. Просто так, бесплатно, для игроков. А пока что я буду изучать возможное судебное решение этого правонарушения.


Всех неравнодушных к ситуации я попрошу лайкнуть и поделиться с друзьями этой статьей. Помогите мне защитить свои права.


Шон "PuPs_RK" Гизатулин.