Байки о "Монополии"

пятница, 22 февраля 2013 г.
Автор: Михаил backstreet_dv Строев



Быть любопытным здорово. Сегодня совершенно случайно для себя открыл интереснейшую историю о "Монополии" – пожалуй самой известной и продаваемой настольной игре в мире. Большинство людей знает, что такое "Монополия". Это достаточно простая настолка, в которой игроки бросают кубики, чтобы двигаться по замкнутой квадратом дорожке, покупать клетки-улицы, строить на них дома и сдирать деньги с попавших на вашу недвижимость товарищей по игре.

Как и многие я познакомился с "Монополией" в конце 80-х, когда жители все еще СССР жадно впитывали внезапно ставшие доступными дары перманентно загнивающего Запада. Нет, в магазинах "Монополию" тогда еще не продавали – одному из друзей ее привезли родители из-за границы. Красивое поле, почти как настоящие банкноты, блестящие фишки и прочие прелести качественной полиграфии – разве мог житель Союза не влюбиться? Возможно, поэтому я с некоторым презрением впоследствии относился к клонам, которые на скорую руку начали печатать первые отечественные предприниматели. Хотя уверен, что в нашей стране найдется немало людей, которые украдкой смахнут слезу при упоминании "НЭПа" или "Менеджера".



Помимо заводских версий игры существовали и самоделки, которые отличались более простыми правилами, увеличенным количеством клеток игрового поля, дорогой, которая хотя и была закольцована, вихляла по полю так чтобы занять максимум пространства листа. Пацаны, и я в том числе, перерисовывали поля друг у друга, но поскольку, как правило, игру давали максимум на день-два, то какие-то элементы приходилось придумывать самостоятельно. Таким образом игра постоянно мутировала. Вместо традиционных для "Монополии" улиц в самопале использовались известные торговые марки, а деление шло по функциональности объекта. Например, ни у кого не вызывал отторжения синдикат Fiat+Toyota+Mazzerati или Pepsi-Cola+Coca-Cola. Любимыми дизайнерскими решениями советских школьников было увеличение числа полей +ХХХ$ или -YYY$. Тогда нам казалось, что это делает процесс веселей. При этом, я помню, что в некоторые "Монополии" дети играть не хотели, потому что их создатели перебарщивали со значениями ХХХ и YYY.


Историю создания оригинальной "Монополии" от производителя можно считать весьма поучительной. Житель Пенсильвании Чарльз Дэрроу в разгар Великой депрессии придумал экономическую игру и в 1934 году принес ее в компанию Parker Brothers. Издатели отклонили проект из-за 52 ошибок дизайна. Мистер Дэрроу однако оказался упорным малым и занялся производством игры самостоятельно. Продажи "Монополии" пошли настолько хорошо, что в связи с резко выросшим спросом Дэрроу вновь обратился в Parker Brothers и соглашение было достигнуто. В 1935 году "Монополия" стала самой продаваемой игрой в США.



Данная история на мой взгляд поучительна не только тем, что упорство и труд все перетрут, но и тем, как легко люди готовы верить красивым поучительным легендам. Истина же, как правило лежит совсем рядом, просто ей мало кто интересуется. У меня в магазине по соседству с "Монополией" стоит настольная игра "Анти-монополия". Сегодня я занялся изучением правил последней и неожиданно обнаружил надпись "Анти-монополия – это торговая марка, принадлежащая Hasbro, Inc. и используемая по лицензии". Причина удивления была в том, что насколько мне было известно, создатели "Анти-монополии" отсудили у правообладателей "Монополии" право на существование. Пришлось лезть в англоязычную википедию и открывать для себя массу всего интересного



В 1973 году профессор Государственного университета Сан-Франциско Ральф Анспач создал "Анти-монополию" как ответ на классическую версию, преподносившую монополизм как нечто предпочтительное для экономической модели. А уже через год Parker Brothers и ее тогдашняя родительская компания General Mills подали в суд за нарушение авторских прав. В процессе подготовки к защите профессор Анспач провел целое расследование и выяснил, что на самом деле Чарльз Дэрроу не придумывал "Монополию", а попросту воспользовался чужими идеями.


Еще в 1903 году Лиззи Мэгги Джорджист запатентовала настольную игру "Землевладельцы" суть которой заключалась в том, что рента обогащает владельцев недвижимости и разоряет арендаторов. Отличительной особенностью игры был замкнутый путь игрового поля без четкого старта и финиша. В 1906 году начался промышленный выпуск игры, а в 1910 году одна из версий даже была представлена Джорджу Паркеру, но он отказался от публикации. Вскоре после выпуска игры профессор Университета Пенсильвании Скотт Ниарин стал использовать ее как один из инструментов для обучения студентов экономике. В последующее десятилетие игра распространилась по США о чем свидетельствует различные документальные упоминания из разных штатов. По цепочке через студентов Ниарина игра дошла до сообщества квакеров Атлантик Сити, которые в свою очередь научили Эстер Дэрроу – жену Чарльза Дэрроу. В 1933 году он зарегистрировал права на «Монополию». В 1934 году мистер Дэрроу безуспешно пытался продать игру как собственное изобретение вначале Милтону Брэдли, а потом компании Parker Brothers и только год спустя братья Паркер купили «Монополию» у Дэрроу. Сразу после этого Parker Brothers последовательно выкупили права на практически все известные аналоги и клоны игры, после чего началась маркетинговая кампания сделавшая «Монополию» сначала игрой №1 в США, а затем и всем мире. В этом же году Parker Brothers организовали еще одну встречу с Чарльзом Дэрроу результатом которой стало признание мистера Дэрроу в плагиате и пересмотр соглашения об авторских отчислениях. Братья Паркеры получили полные права на игру, а Чарльз избавился от обязанности оплачивать иски касательно происхождения игры.



Впрочем, подобные убедительные аргументы не убедили судью Спенсера Уильямса в 1977 году и он вынес решение в пользу Parker Brothers. Автора «Анти-монополии» заставили уничтожить 40 тысяч копий его игры. Но это не сломило Ральфа Аспанча и он продолжил борьбу. 2 года спустя 9й Окружной апелляционный суд США вернул дело обратно на рассмотрение и аннулировал права Parker Brothers на торговую марку «Монополия». После этого дело еще 2 года скакало от судьи Спенсера к Окружному суду и обратно. Только в 1983 году Верховный суд США принял окончательное решение по этому делу и разрешил Аспанчу издавать «Анти-монополию».


Parker Brothers лишившись торговой марки, потратили 2 года на лоббирование Конгресса США, чтобы закон о торговых знаках был пересмотрен. В результате чего права на «Монополию» вновь вернулись к Братьям. Аспанча заставили отдать права на товарный знак «Анти-монополия», но при этом оставили право выпускать игру под лицензией. Профессору возместили издержки за 10 лет судов, а также стоимость уничтоженного тиража и прочие потери.


В 1991 году игрушечная мега-корпорация Hasbro приобрела Parker Brothers и сегодня является правообладателем торговой марки «Монополия». Компании нигде не упоминают об истинном происхождении игры, довольствуясь продажей легенды о гениальном Чарльзе Дэрроу. Производители «Анти-монополии» в свою очередь пишут лишь о триумфальной победе над Parker Brothers, забывая упомянуть, что права на торговую марку в конечном итоге остались у оппонентов. И даже я в начале статьи сказал, что моей первой игрой была оригинальная «Монополия», хотя вполне возможно, что на самом деле мне довелось играть в какой-нибудь «Менеджер».