8 ноября 2012, или открытие единственного за Уралом ПЭТ-центра

пятница, 21 декабря 2012 г.














[Tags |, , ]



1 Вечером 7 ноября я буквально разрывался на части – на четверг выпадало сразу два интересных мероприятия – одно в Хабаровске, другое – в Биробиджане, где я, кстати, ни разу не был, несмотря на весьма скромное расстояние до последнего. Тем не менее я остановил свой выбор на первом, принимая во внимание, каким образом состоялось приглашение. Должен отметить, что, вопреки стереотипам, власть вполне может работать эффективнее коммерсантов – на открытие ПЭТ-центра меня пригласила пресс-служба правительства края.

Церемония состоялась на территории краевого центра онкологии, расположенного на Воронежском шоссе чуть к востоку от Северного микрорайона. Начало было назначено на 10 часов утра, но, выйдя из дома в 7:45, я буквально чудом не опоздал: целых полтора часа у меня отняла первая четверть пути из-за пробки часа утреннего пик, помноженной на сломавшийся автобус, оставивший на проспекте лишь одну полосу для движения в центр. Зато оставшееся расстояние удалось покрыть за каких-то двадцать минут.

Онкоцентр работает в Хабаровске с 2003 года и, насколько я знаю, считается лучшим подобным медицинским учреждением на Дальнем Востоке. Лечиться сюда ездят не только жители Хабаровского края, но и соседних регионов, в том числе из Приморья. Здание, построенное для ПЭТ-центра, стало девятнадцатым корпусом на обширной 15-гектарной территории онкологического центра.




2 С открытием центра позитронно-эмиссионной томографии возможности хабаровских онкологов значительно расширились, а краевой онкоцентр стал и вовсе уникальным – единственным медицинским учреждением такого рода к востоку от Уральских гор. Более того, присутствовавший на церемонии открытия главный радиолог министерства здравоохранения РФ Андрей Черниченко отметил, что ни один другой аналогичный отечественный ПЭТ-центр, включая федеральные научные центры, не имеет столь мощного набора оборудования, как в Хабаровске. Подозреваю, правда, что речь шла о моменте сдаче второй очереди.

Для ПЭТ-центра построили небольшой трехэтажный корпус чуть севернее основного комплекса, с которым здание соединено крытым переходом. Строительство помещений, включая системы обеспечения, осуществлялось на средства краевого бюджета, на это ушел 451 миллион рублей. Само же ПЭТ-оборудование было поставлено за счет федерального бюджета, его стоимость для первой очереди комплекса составляет 401 миллион. Еще 230 миллионов будет выделено на приобретение оборудования для второй очереди, которая должна вступить в работу в начале следующего года.



3 Я впервые побывал на территории центра онкологии и не имел ни малейшего представления, где именно там должна была состояться церемония. Однако еще от КПП увидел немаленькую толпу вдалеке, в том же направлении устремлялись по дорожкам и большинство людей вокруг. Эти признаки позволили быстро и безошибочно найти здание ПЭТ-центра.



4 В ожидании высоких персон, которые должны были церемониально открывать виновника торжества, по обе стороны от натянутой красной ленточки у входа застыли девушки с впечатляющим набором ножниц. На беглый взгляд, в сумме там набирался как минимум двойной комплект инструментов для разрезания преграды.



5 Я не стал фотографировать все этапы церемонии, она была относительно длинной. На этом снимке приветственное слово зачитывает министр здравоохранения края Александр Витько. Справа стоит губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, третий справа – директор института мозга человека РАН Святослав Медведев.



6 Главный врач онкоцентра Виталий Коваленко с символическим ключом от нового корпуса.



7 Состоялась также церемония награждения причастных к открытию ПЭТ-центра.



8 У меня не создалось впечатление, будто зрителей собирали в добровольно-принудительном порядке. По крайней мере многие проявляли неподдельный интерес к центру и были страшно разочарованы, когда их не пустили в помещения с установленным оборудованием фотографировать вместе с журналистами. Правда, это был вполне оправданный шаг – коридоры и кабинеты ПЭТ-центра явно не рассчитаны на столь массовые мероприятия. По словам главврача, там и очередей-то не будет – предполагается, что все пациенты станут приезжать в заранее назначенное каждому время.



9 Кто-то снимал происходящее на профессиональную телекамеру, кто-то – на встроенную камеру планшета. :)



10 Торжественное разрезание ленточки.

Тут следует отметить, что 8 ноября состоялась именно официальная церемония открытия ПЭТ-центра, де-факто он работает с начала октября, и за это время состоялась пуско-наладка и уже были обследованы первые 16 пациентов.



11 В основе метода позитронно-эмиссионной томографии лежит регистрация пары гамма-квантов, возникающих при взаимодействии позитронов от бета-распада радионуклида, входящего в состав радиофармпрепарата, который вводится в организм пациента перед исследованием. Вообще это чрезвычайно сложный метод, куда ближе лежащий к ядерной физике, чем собственно к медицине.

Здесь на фотографии запечатлена лаборатория синтеза, где производятся радиоактивная глюкоза, содержащая, как я понял, фтор-18, и меченный углеродом метионин. Довольно значительный период полураспада этого вещества позволяет производить его централизованно и доставлять его в другие клиники. В частности, в хабаровском ПЭТ-центре предполагается производить радифармпрепараты для других регионов страны.



12 Основное оборудование в центре произведено компанией GE Healthcare. Справа на снимке как раз можно видеть ее представителя. Вообще же это помещение лаборатории для проверки качества радифармпрепаратов.



13 Кресла для пациентов, которым уже внуривенно ввели фтордезоксиглюкозу. В них они ждут распространения препарата по всему организму перед тем, как начнется сканирование. Перед инъекцией есть еще одна обязательная процедура – проверка на сахарный диабет. Кстати, в результате введения содержащего фтор-18 препарата организм получает лишь весьма незначительную дозу облучения, не превышающую ту, что сопряжена с обычной флюорографией.



14 Детектирующее устройство – собственно ПЭТ-сканер – отслеживает распределение в организме биологически активных соединений, меченных позитрон-излучающими радиоизотопами.



15 Чувствительность оборудования настолько высока, что исследование проводится по сути на клеточном уровне, анализируется не только само состояние тканей, но также их функционирование. Это позволяет диагностировать злокачественные новообразования на самой ранней стадии. Ну а после этого уже врачами строится комплексный или хирургический план лечения.



16 Сейчас в ПЭТ-центре работают тридцать специалистов – экспертов-физиков, химиков, провизоров-аналитиков. Большинство среди них составляют хабаровчане, с 2010 года прошедшие обучение как в отечественных научно-исследовательских институтах, так и за границей – в Швейцарии, Турции, Южной Корее и Японии. Иногородних специалистов, несколько я понял, удалось привлечь, выделив им десять квартир. Вообще я думаю, что вопрос привлечения высококвалифицированных и востребованных специалистов с запада страны в Хабаровск очень непрост. Учитывая высокую стоимость жизни, дороговизну авиабилетов и просто сумасшедшую цену «квадратного метра», уровень зарплат при прочих равных должен быть более полновесным, чем в западных городах России.

Кстати, в ПЭТ-центре имеется кабинет телемедицины, и при необходимости врачи онкоцентра могут консультироваться в онлайновом режиме со специалистами из других центров, включая зарубежные.



17 Проектная мощность ПЭТ-центра составляет 18 тысяч исследований в год (позднее мне сказали, что это план именно в рамках ОМС). На этот показатель планируется выйти уже в начале следующего года. На момент открытия возможности центра вдвое скромнее.

Стоимость обследования составляет 50 тысяч рублей, что соизмеримо с европейскими расценками (1000–1600 евро). Для части пациентов эту сумму покроет краевой бюджет, другим придется платить из собственного кармана. Вообще много вопросов журналистов касались именно того, насколько просто сюда будет попасть простому смертному и как долго придется стоять в очереди на ПЭТ-обследование. Откровенно говоря, четкого ответа я так и не услышал: говорили о том, что бесплатно будут направляться люди из так называемой группы риска, что коммерческие пациенты – это нормальная практика, но конкретные цифры никто так и не озвучил.

В скобках могу сказать, что новые революционные методы в медицине – это, безусловно, здорово, но личный опыт столкновения с отечественным здравоохранением настраивает меня на определенный скептицизм. Возможно, кто-то из читателей помнит, как совсем недавно я лихорадочно искал антирезусный иммуноглобулин – вакцину, которую вообще-то должны колоть бесплатно. Хорошо, что в итоге сами нашли, где эту редкую и дорогую в наших краях вакцину можно приобрести, причем не упаковкой за 53 тысячи, а одну только ампулу. При том, что в Таиланде – стране третьего мира – это вообще не было проблемой, а цены даже во втором по дороговизне международном госпитале страны куда более щадящие, чем в больницах Хабаровска, не говоря уже о разнице в отношении к пациенту.



18 Интервью дает Валерий Костылев, директор института медицинской физики и инженерии, эксперт МАГАТЭ. Он дал оценку «отлично» и первой очереди ПЭТ-центра.



19 Стена одного из холлов увешана дипломами работающих там специалистов.

Кстати, на базе хабаровского ПЭТ-центра предполагается создать региональную школу радиационной медицины, где будут обучаться специалисты не только для нужд края, но и для других регионов.



20 В коридорах центра очень много картин. Как я понял, это выставка местных художников.



21 Вот, к примеру, полотно Гуриков А.В. «Первый теплоход на Амуре – «Аргунь», написанное в 1941 году. При других обстоятельствах попытался бы отснять части картин, среди них есть показавшиеся мне весьма интересными.



22 Ну и финальный кадр – сотрудницы ПЭТ-центра. Остается пожелать им плодотворной работы в этом уникальном не только на Дальнем Востоке и за Уралом, но и наиболее мощном во всей стране ультрасовременном медицинском учреждении.