Китайский запад Большого Уссурийского острова и крыши дальневосточной столицы

понедельник, 24 декабря 2012 г.














[Tags |, , ]



1 В прошлый понедельник мы с Сашей aleonkin забрались на балкон пятнадцатого этажа бизнес-центра «Феликс-сити», стоящего на улице Дзержинского в самом центре Хабаровска. Поднялись мы туда не с целью покурить, подобно большинству посетителей из числа местного офисного планктона, а чтобы взглянуть через сильную оптику на с относительно недавних пор принадлежащую Поднебесной западную часть Большого Уссурийского острова, восток которого формально входит в городскую черту столицы российского Дальнего Востока. К сожалению, зимняя дымка, контровое положение солнца и забытая мною бленда телевика внесли свою лепту затруднение съемки, но кое-что сфотографировать все-таки удалось.





2 Балкон не дает возможность вести круговую съемку, с него открываются виды главным образом в западном направлении.



3 Однако интересовавший нас в первую очередь сектор – сравнительно узкая удаленная часть лежащего напротив города Большого Уссурийского острова – в него вполне уложилась. Те объекты, что я буду показывать на двух следующих снимках, фигурируют и вовсе на участке зрительно незначительной протяженности – от розового купола здания бывшей Николаевской библиотеки на улице Шевченко, где сейчас находится общественная приемная президента, до увенчанного зеленой крышей несуразного вытянутого вверх оранжево-красного теремка «Бутик-отеля» на улице Истомина.

Стоит отметить, что земля, кажущаяся здесь противоположным берегом Амура, на самом деле является Кабельным островом, а сама великая река течет под ледяным панцирем слева направо, поворачивая на запад к своим верховьям уже за границами кадра. Тем не менее обширное ледяное пространство слева вдалеке между куполами Успенской церкви на Комсомольской площади и теряющимся с дымке хребтом Хехцира также является Амуром, кстати, огибающим северный берег Большого Уссурийского острова. Северная точка самого острова тут практически не видна.



4 Для пущей наглядности приведу карту приграничной территории, на которую нанес практически все объекты, показанные на последующих фотографиях острова. Из-за упомянутой дымки видимость не превышала тридцати километров, что не позволило увидеть ни китайский город Фуюань (до него было порядка 65 км), ни расположенную значительно ближе площадь Солнца (35 км).

Граница на карте показана красной линией, пограничные заставы как российская, так и китайские, отмечены соответствующими флагами. Населенные пункты я, разумеется, указал далеко не все – слишком уж их много. Кроме того, я не стал наносить на карту опоры ЛЭП 500 кВ Хабаровская – Хехцир-2.



5 Тут портальные опоры этой линии электропередачи пересекают кадр по всей его протяженности. На юге, за границами снимка, ЛЭП переходит через Амурскую протоку; на севере, тоже вне кадра, пересекает Амур и уходит вглубь Еврейской автономной области.

Чуть правее центра снимка видны здания и трубы котельных поселка бывшего укрепрайона №2. Формально он считается частью Бычихи, но это скорее дань почтово-военной хитрости былых лет. Население умирающего поселка состоит из двух сотен жителей, причем все они являются гражданскими лицами. Расстояние оттуда до точки съемки составляет около 24 километров.

Левее труб виднеется массивная вышка российской погранзаставы. На фотографии кажется, будто она стоит непосредственно в поселке, на самом же деле чуть дальше. От меня ее отделяло 28 километров.



6 Здесь же видна уже китайская территория. Самый интересный объект находится справа – это увенчанная краном строящаяся 90-метровая пагода. В ясную погоду ее должно быть неплохо видно из Хабаровска даже невооруженным глазом, а уж над низменностью проток и островов она и вовсе будет возвышаться непререкаемой доминантой. Видимо, китайцы задумали ее как некий противовес громаде хабаровского Спасо-Преображенского собора на площади Славы. Последний, впрочем, сам по себе несколько выше, плюс стоит на вершине холма, что добавляет ему внушительности, особенно при взгляде с реки. Расстояние от меня до пагоды чуть превышало 28 километров. До границы от нее всего-навсего чуть более километра, а от берега Амура и того 700 метров.

На фоне каких именно строений стоит опора ЛЭП, сказать сложно, – китайцы весьма деятельно взялись за преображение своей части острова, а здания эти почти наверняка находятся на территории КНР.

Зато слева совершенно определенно видна китайская погранзастава. Здание левее вышки относится к ней же – это казарма. В ней размещается рота военнослужащих. Расстояние от точки съемки до заставы лежит в пределах 26 километров.

Другие объекты на китайской стороне, включая город Фуюань, каким он предстает при взгляде из центра Хабаровска, можно посмотреть здесь. Правда, все фотографии в указанном альбоме были сделаны в сентябре прошлого года, а с тех пор на западной части острова и прилегающей территории КНР изменилось многое.



7 Так вот должна будет выглядеть пагода после завершения строительства в следующем году. Разумеется, это не моя фотография, а китайского источника. :)



8 Еще один снимок из китайских источников – вид погранзаставы КНР на Большом Уссурийском (подробнее она рассмотрена в блоге Саши).



9 Поскольку больше ничего на острове разглядеть не удавалось, я перенес свое внимание на Хабаровск, благо с балкона пятнадцатого этажа виды на центр города открывались неизбитые и достаточно интересные.

В том же направлении, что и западная часть острова, видны памятник графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому на городской набережной и башенка, венчающая стоящее напротив памятника здание бывшей спасательной станции («Утес»). Перед статуей можно также разглядеть старый корпус краеведческого музея на улице Шевченко.



10 Теперь буду водить объективом более упорядочено – по дуге с крайней южной точки до крайней северо-западной. Здесь можно видеть упомянутого выше соперника китайской пагоды – Спасо-Преображенский собор на площади Славы. Чуть правее виднеется верхушка стелы Героев, когда стоявшей в центре этой создававшейся к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне площади, но в начале 2000-х передвинутой (и одновременно переделанной) ради строительства храма. Еще правее виднеется серая плоскость, пожалуй, самого известного хабаровского долгостроя времен развитого социализма – дома Радио. С него, кстати, город тоже выглядит весьма интересно.



11 Сейчас камера смотрит чуть правее. На переднем плане розовеет правительственный комплекс бывшего дома Советов. Пожалуй, не менее интересным является здание, на фоне которого развиваются государственный флаг и флаг Хабаровского края. Изначально построенное в том же стиле конструктивизма, что и дом Советов, оно до конца третьей четверти прошлого века оставалось очевидной доминантой береговой линии центра города. Первоначально в нем располагались обком и облисполком. Больнице, которая остается в здании и по сей день, его передали в 1939 году. К сожалению, время не пощадило красивый в своей лаконичности первоначальный фасад, сейчас его конструктивистские черты скрыты за безликим сайдингом.

Правее возвышается жилой комплекс «Орлово поле», который уже лет пять все никак не могут официально сдать. Можно пошутить, что отрицательно сказалась энергетика места, откуда ранним утром 5 апреля 1920 года японская полевая артиллерия неожиданно начала обстрел города.

То, что на заднем плане можно было бы принять на поселок Уссурийский или какой-нибудь дачный поселок на островах левого берега, на самом деле часть Хабаровска, лежащая много южнее вдоль Амурской протоки. Как известно, город значительно вытянут с севера на юго-запад вдоль упомянутой протоки и Амура, протяженность береговой линии Хабаровска по разным оценкам колеблется от 40 до 60 км. Я склонен полагать, что к истине ближе среднее значение – порядка полусотни километров. Позади виднеются сравнительно невысокие сопки Хехцира – максимальная отметка этих отрогов горного хребта Сихотэ-Алиня едва достигает 900 метров.



12 Почти тот же ракурс, но чуть крупнее. Справа от ЖК «Орлово поле» виднеются стены яркого, но довольно безвкусного ЖК «Мозаика» по улице Истомина на южном склоне от Муравьева-Амурского к Уссурийскому бульвару. Правее и ближе можно видеть купол, венчающий угловой объем бывшего доходного дома И.А Гржибовского 1902 года постройки. За ним и правее в кадр чуть влезает край здания управления Дальневосточной железной дороги.



13 Здесь объектив повернут практически точно на юго-запад. Кадр пересекают улицы Фрунзе и Калинина, вдали виднеется Комсомольская площадь, часть которой после строительства в 2002 году Успенской церкви стала называться Соборной. Слева высятся стыд и позор Хабаровска – массивный дом-трезубец по улице Тургенева, буквально раздавивший архитектурный ансамбль площади, а также высотка, строящаяся во дворе Театра юного зрителя – в охранной зоне сразу нескольких памятников архитектуры как федерального, так и краевого значения. На заднем плане за поворотом Амура уже виднеется восточная часть Большого Уссурийского острова.



14 Район Комсомольской площади ближе. В центре кадра виднеется навершие памятника Дальневосточным партизанам. Левее высятся башенка управления Дальневосточного речного пароходства, а рядом с ней – весьма неудачно вписавшийся в облик площади проект советского времени – здание Краевого совета профсоюзов.

Кстати, в 1930-х годах на месте снесенного Успенского собора предлагалось построить высотное здание редакции газеты «Тихоокеанская звезда». Жаль, я не нашел эскиза проекта – было бы интересно взглянуть на конструктивистскую высотку.



15 Широким углом. Внизу проходит улица Запарина, вдоль которой стоит затянутое в сайдинг здание поликлиники «Вивея». Большая часть запечатленных здесь высоток появилась уже после 2005 года – до этого времени исторический центр Хабаровска оставался преимущественно малоэтажным – не более пяти-шести этажей.



16 Какой незначительной, несоразмерной по масштабу, стала теперь историческая застройка! Ведь когда-то каменные двухэтажные здания вроде этого бывшего жилого дома И.И. Еремеевой постройки 1907 года, особенно стоящие довольно высоко по рельефу, монументально возвышались над почти безбрежным деревянным частным сектором.



17 Между многоэтажкой, в которой находится «Бутик-отель», и строящейся высоткой на улице Фрунзе виднеется второй по известности советский долгострой города – гостиница «Интурист». Кстати, изначально она должна была называться «Хабаровском». Чтобы все-таки сдать объект к намеченной дате – к 60-летию Октябрьской революции, в авральном порядке привлекали студентов. С недоделками, но успели. Всего строительство гостиницы продолжалось около десяти лет. Продолжительное время отель оставался лучшим в городе, а дух советской эпохи он хранит до сих пор, несмотря на череду модернизаций. Мне доводилось читать отзывы иностранцев, рекомендующих «Интурист» тем, кто хочет ощутить своеобразное погружение во времена СССР.



18 Пропустив стройку на Фрунзе, объектив направлен уже на запад – к началу улицы Серышева – северной из трех главных улиц центра города.



19 Самое примечательное здание в этом кадре находится дальше всех – это жилой дом командиров Особого краснознаменного дальневосточного военного округа. Самая старая его часть видна справа – ее построили к 7 ноября 1936 года. Интересна она уже тем, что квартиры для высших командиров ОКДВО были столь комфортабельны, что имели даже коморки для обслуги – неожиданный идеологический маневр той эпохи. Стилистически менее выразительный, хоть и также выдержанный в стиле советского классицизма второй корпус пристроили слева только в 1951 году. По планировке он был уже более демократичным.



20 Более крупный план южного склона холма, по которому проходит улица Серышева.



21 Между четырнадцатиэтажками виднеются краны грузового речного порта.



22 Подъем улицы Запарина к Серышева. Очевидной доминантой тут выступает фунционалистское здание Хабаровскэнергопроекта. Впрочем, сейчас он так называется главным образом в силу традиции, так как список коммерческих арендаторов помещений весьма и весьма обширен – от торгового центра до китайского ресторана со стриптизом.

На заднем плане возвышается недостроенный из-за банкротства застройщика жилой комплекс «Казачья гора», венчающий одноименную возвышенность чуть к северо-западу от центра города.



23 Каким-то чудом одна сторона улицы Запарина сохранила свой облик образца 1930-х годов – горстку частных домов и типовые деревянные бараки. Последние улицу, конечно, никак не украшают. Думаю, застройщики вскоре доберутся и до этого участка, очень уж лакомое место, вот только, боюсь, опять вылепят какого-нибудь безвкусного высотного монстра в азиатском стиле.



24 Вдали, за трубами ТЭЦ-2, ныне используемой просто как большая котельная, и комплексом зданий штаба Восточного военного округа, белеет знаменитый почти четырехкилометровый мост через Амур.



25 В центре кадра – квартал между Амурским бульваром и улицами Запарина и Дзержинского. Типовые пятиэтажки здесь строились, когда прежняя загрязненная стоками речушка Чардымовка была забрана в железобетонные коллекторы, над ней разбили бульвар, а прилегающий деревянный частный сектор в массовом порядке сносился.

Выше по рельефу, за улицей Серышева, виднеется краснокирпичный бывший Кадетский корпус 1888–1916 годов постройки, ныне входящий в состав комплекса штаба округа.



26 Эта фотография сделана уже не с балкона, а через окно юго-восточной стороны бизнес-центра. Здесь запечатлен подъем улицы Дзержинского на Муравьева-Амурского. По редкому стечению обстоятельств оба кажущихся самыми высокими тут здания были построены в советское время. На самом деле, конечно, те же виднеющиеся вдалеке чуть левее центра кадра башни жилого комплекса «Дендрарий» заметно выше.



27 Завершаю сегодняшнюю подборку более крупным кадром, на котором можно видеть обычно скрытый от глаз горожан задний фасад ЦУМа – бывшего дворца А.К. Архипова постройки 1913–1914 годов. По цвету кирпичей отчетливо заметно, что верхний этаж был надстроен позднее – в 1937 году. Тогда же был сбит псевдобарочный декор главного фасада, частично поврежденный еще в 1920 году во время японского артобстрела.