Прогноз-2014: Олимпиада в Сочи, мигранты и Ближний Восток

воскресенье, 5 января 2014 г.

В 2014 году Россия выходит на новый виток во внешней политике, имея зимнюю Олимпиаду в субтропиках, сложные отношения с Западом, террористическую угрозу с Ближнего Востока, столкновение интересов в Арктике и полную неясность в отношениях с бывшими союзными республиками по периметру.


Год 2014-й обещает быть насыщенным. Сверхзатратная зимняя Олимпиада в субтропиках, примирение на Ближнем Востоке, вероятное создание атомной бомбы в Иране, освобождение Ходорковского в обмен на непонятные бонусы от фрау Меркель, общая позиция США и Евросоюза, транши для Украины и Белоруссии – далеко не полный список того, что получит развитие в новом 2014-м году.






Россия в 2013 году выступила в роли миротворца в сирийском конфликте. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский полагает, что в 2014-м году в Сирии будет продолжаться гражданская война, несмотря на попытки мирового сообщества ее прекратить. Фронт исламского сопротивления страны окончательно заменит собой распавшуюся сирийскую свободную армию.


В Турции премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, вероятно, попытается стать президентом и таким образом продолжить исламистскую политику, закрыв так называемую тему “Кемалита”. Это может привести к расколу в обществе и новым беспорядкам, которые уже имели место летом 2013 года.


В Иране, который пользуется протекцией России в нуклеарной сфере, по мнению востоковеда, к лету-осени 2014 года будет изготовлена атомная бомба. В Афганистане, после полного вывода американского контингента, к власти с высокой вероятностью придут радикалы – талибы, что может спровоцировать распространение терроризма в соседние страны. В частности, в соседние Узбекистан и Таджикистан.


“Волна исламистов пойдет на север – то, что мы называем Центрально-Азиатской весной. Первым под ударом окажется Узбекистан с престарелым (президентом) Каримовым”, – допускает Евгений Сатановский.


Несмотря на практически свободное пересечение границ России для выходцев из Средней Азии, эксперт не ждет распространения угрозы терроризма в РФ. Для “террористических элементов” российская граница и сегодня не является непреодолимой преградой. Пересечь ее можно, “купив таджикский паспорт на любом местом базаре”. При этом под “прикрытием” бывших граждан СССР могут скрываться моджахеды, террористы, исламисты. Большая опасность, по мнению Евгения Сатановского, может прийти со стороны Турции.


“Террористы из Турции могут въехать в Россию в любую секунду. В данном случае то, что Эрдоган поддерживает огромное количество боевиков и террористов, воюющих против режима Асада в Сирии, означает возможность включения этого террористического “насоса” в Россию”.


А вот в отношении Израиля эксперт на будущий год дает благополучный прогноз, называя эту страну “ближневосточной Швейцарией”. По его мнению, и Россия будет продолжать курс благоприятного сотрудничества с Израилем. Прежде всего потому, что в Израиле живет свыше миллиона выходцев из СССР, многие из которых занимают устойчивые позиции в аппарате власти и крупном бизнесе страны.


Востоковед полагает, что наученная опытом вмешательства в страны Ближнего Востока Россия в перспективе будет придерживаться нейтралитета в отношении местных конфликтов. Позицию России эксперт называет “устойчивым вооруженным нейтралитетом, позволяющим сохранять баланс”.





Российско-американские приоритеты


Прогноз в отношении дальнейших связей России и США Firstnews дал сотрудник Научного центра политического консультирования СПбГУ Денис Моторин.


Эксперт уверен, что отношения РФ и США будут меняться в 2014 году в любом случае. Прежде всего, он связывает это с внешней политикой Америки, которая постепенно “уходит с Ближнего Востока”, снижая давление на политику и военно-политические вопросы в странах региона.


Налаживание отношений США и Ирана в рамках встреч “ядерной шестерки”, признание легитимности Палестины, соглашение Вашингтона на легитимность Башара Асада в Сирии во многом задают вектор российско-американских отношений.


“По большому счету у них (США) ухудшаются отношения с Саудовской Аравией, поскольку Саудовская Аравия, как бы, против Израиля и Ирана. Америка оттуда “уходит”, и мы постепенно начинаем с ними приобретать все больше контактов относительно этого региона, согласовывать наши чуть растущие интересы и их чуть снижающиеся”, – комментирует ситуацию Денис Моторин.


США в сложившейся ситуации делают ставку на ресурсы в тех регионах, которые им важнее с позиции национальных интересов. Это Латинская Америка, Тихоокеанский регион и Юго-Восточная Азия. На этом фоне влияние Запада в бывших странах Варшавского договора и союзных республиках может снижаться.


“Одним из последних рецидивов, возможно, была Украина. Американцы и европейцы бросали большое количество ресурсов туда в течение многих лет, чтобы сформировать условия, в рамках которых Украина подписала бы соглашение, создав условия для дальнейшей интеграции в ВТО. Мы этого не допустили и получили степень свободы на части постсоветского пространства”.


Что касается нашумевшей истории с экс-агентом ЦРУ Эдвардом Сноуденом, получившим убежище в РФ, эксперт видит ее в развитии.


“Эта история, скорее всего, будет иметь продолжение. Эдвард Сноуден, наученный примером Джулиана Ассанжа, поступил с медийной точки зрения грамотно. В переговорах с журналистами, которым он предоставил огромное количество материалов, он, видимо, обозначил, что эти материалы должны выходить какими-то порциями, постепенно”.





Евроинтеграция-2014



Отношения России и стран Европы, по мнению профессора экономической кафедры Европейского университета Дмитрия Травина, зависят сразу от нескольких составляющих.


“История началась с освобождения Ходорковского. Сейчас уже известно, что это был торг с Германией – ключевой европейской страной. Путин сделал шаг навстречу интересам Германии и, очевидно, что-то за это получит. Многие высказывали предположение, что Ангела Меркель приедет на сочинскую Олимпиаду в той ситуации, когда многие другие лидеры собираются ее игнорировать. Так что это уже и определяет ситуацию”, – рассказывает Дмитрий Травин.


Для Владимира Путина в будущем году, говорит профессор, принципиальное значение имеет то, как пройдет Олимпиада в Сочи, в том числе – сколько европейских лидеров туда прибудут. Пока есть предположения, что февраль станет первой точкой, когда мы сможет зарегистрировать успех или неудачу внешней политики России.


Еще один принципиальный вопрос – это развитие отношений “по периметру” РФ, в частности – с Украиной.


“Сейчас Украина собирается “съесть” наши 15 миллиардов (долларов), но надолго ей этого не хватит. Дальше встает вопрос – либо мы снова выделяем какие-то большие деньги, либо Янукович опять пойдет в Евросоюз. Если он уйдет в Евросоюз годом позже, то та победа, что одержал Путин минувшей осенью, будет девальвирована”.


Во многом отношения России и Европы зависят от ситуации с газопроводом “Южный поток”. Если реализация проекта, рассказывает Дмитрий Травин, будет успешной, то это “привяжет” ряд южно-европейских стран к России, поскольку они будут заинтересованы, чтобы не перекрыли газ.


С другой стороны, и Россия будет в них заинтересована, как в стабильных потребителях, которые черпают ресурс именно из этого трубопровода, а не из другого места.


Что касается евроинтеграции самой России, в частности – введения безвизового въезда из РФ в ЕС, то этот вопрос в 2014 году наверняка еще не раз будет обсуждаться. При этом многие эксперты сходятся во мнении, что при наличии Северного Кавказа говорить про свободный въезд в Европу для “россиян” не приходится.





Братские узы



Страны бывшего Советского Союза, говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, являются принципиальными союзниками России, и отношения с ними в грядущем году имеют шансы улучшиться.


“Страны СНГ рассматриваются как ближайшие союзники в вопросах экономики и, конечно, политических вопросах. На самом деле, чем является ОДКБ, как не военно-политическим объединением? Россия стремится расширить сферу союзничества с Арменией, Киргизией, Украиной. Не всегда удается, но тем не менее”, – отмечает эксперт.


По мнению эксперта, взаимодействие России с союзниками по СНГ активизировалось и имеет перспективы. Если раньше Россия в основном занималась “ситуационным реагированием”, то сейчас ставит перед собой более долговременные цели и стремится к их достижению.