Задворками одного из семи московских холмов. Часть I

понедельник, 18 ноября 2013 г.














[Tags |, , ]




1 Ивановская горка – один из тех самых семи холмов, на которых, как известно, издревле стоит Москва. Поздние территориальные включения вроде собянинских тут, разумеется, не рассматриваются. :) Вместе с тем Ивановская горка – колоритный старый район города, включающий в себя среди прочего и знаменитую Хитровку. Так уж вышло, что в прошлую командировку я остановился в самом сердце этого столетие назад криминального центра Москвы. Выбор был сознательным: с одной стороны, оттуда очень удобно добираться до пунктов служебного назначения, а с другой – представилась возможность всласть погулять с фотоаппаратом по закоулкам кварталов, зажатых между Солянкой и Маросейкой, которые мне до того были знакомы лишь в общих чертах. Собственно, здесь я и предлагаю совершить со мной марш-бросок через достаточно малоизвестные уголки Ивановской горки, немалая часть которых вполне может быть отнесена к непарадной, но от этого ничуть не менее интересной стороне Москвы.

Начну со своего рода панорамы этого района, сделанной из окна моего номера. Объектив направлен в сторону центра притяжения Ивановской горки – к Ивановскому монастырю, белый купол собора которого виднеется за розоватым домом в центре кадра. К монастырю я чуть позднее еще вернусь, тут же хочу указать и на другие доминанты. Чуть правее устремлен в небо острый шпиль лютеранского кафедрального собора Петра и Павла. Еще правее – у самой границы кадра – церковь Николая Чудотворца в Подкопаях.


2 Объектив переведен чуть левее – в сторону Старой площади. В центре из-за крыш домов выглядывают купола церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. К ней я тоже обязательно прогуляюсь, тем более обойти ее практически невозможно – мимо нее пролегает дорога к ближайшему к Хитровке входу станции метро «Китай-город». Таким образом, во время командировки я проходил там минимум раза четыре в день.

Как видно, прилегающие кварталы, как, впрочем, и большую часть района, составляют довольно менее крупные по меркам конца XIX столетия трех- и четырехэтажные дома в самом широком спектре состояний: от безупречно-помпезного до практически руинизированного.



3 Вечер над древней улицей Солянкой. Центр кадра занимает ампирное здание Опекунского совета (Солянка, 12 – 14, стр. 3), вопреки надписи на фасаде, постройки 1823–1826 годов и перестроенное в середине XIX века. Сейчас это торжественное сооружение занимает Российская академия медицинских наук. Далеко позади и правее купола здания можно видеть кремлевские шпили и навершие Покровского собора на Рву, более известного как храм Василия Блаженного на Красной площади, а левее – увенчанный золоченым куполом барабан храма Христа Спасителя.



4 Вид в сторону Старой площади. Церковь на ближнем плане – это храм Рождества Богородицы на Стрелке. Стрелка в данном случае является местом слияния Солянки и Подколокольного переулка, откуда они расходятся под острым углом. Это же место также называют Кулишками, о чем я рассказывал во время первой прогулки по Хитровке.

Гораздо дальше, уже на Новой площади, виднеется другая церковь – Иоанна Богослова под Вязом – практически ровесница Опекунского совета. Впрочем, история у храма куда более древняя, она восходит еще к XV столетию. Вяз же, прочно вошедший в название даже в насквозь урбанизированном центре Москвы, рос тут в XVIII веке. В советское время и до недавних лет в этом здании находился музей истории Москвы.



5 Но пора начать нашу прогулку. Этот снимок был сделан мною в Подколокольном переулке по пути на работу.

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях, как и храм Иоанна Богослова, в своей истории восходит к XV веку, но каменная церковь тут появилась позднее – около середины XVII столетия. С тех пор здание многократно перестраивалось, поэтому датировать его каким-то определенным годом просто невозможно.

Кстати, именно тут на паперти Семен Скориков, герой романа Бориса Акунина «Любовник Смерти», загримированный под нищего, обеспечивал переписку Эраста Петровича Фандорина и роковой девицы по прозвищу Смерть.

Сейчас это довольно трудно представить, но в прошлом веке по довольно узкому переулку ходил трамвай.



6 Самое начало Подколокольного переулка, вдали видна упомянутая выше церковь Рождества Богородицы, колокольня которой, как предполагают, и дала название переулку. Ранее он, кстати, носил имя Подкопаевского по имени некогда находившегося здесь села Подкопаево. Сейчас его имя носит другой переулок неподалеку.

Пустующий и отчасти руинизированный светлый дом постройки начала XX века по левую руку (Подколокольный пер., 4, стр. 4), как мне рассказали, знаменит тем, что около 2004 года стал первым таджикским сквотом в Москве. Правда, ненадолго – вмешалась полиция и в лучших раннесоветских традициях разгрома Хитровки восстановила статус-кво. Вообще же удивительно, как много зданий тут ветшают и никак не используются – и это практически в самом центре столицы!



7 Стрелка Подколокольного, уходящего от церкви налево, и Солянки. Справа, кабы не деревья, был бы виден Опекунский совет. В древности там проходила Большая Коломенская дорога, которая вела через Коломну в Рязанское княжество. Именно тут некогда находился относительно обширный Васильевский луг, где собиралось русское (возможно, правильнее сказать, что московское с союзниками) войско перед тем, как выступить навстречу темнику Золотой Орды Мамаю и разгромить его в Куликовской битве в сентябре 1380 года. Некоторые исследователи полагают, что первая деревянная церковь тут появилась в память именно об этом событии. Строительство первого каменного храма относят к 1600 году, а в общих чертах современный облик церковь Рождества Богородицы приобрела уже в начале XIX века.

Перед храмом – на самой стрелке – можно разглядеть сравнительно новый памятник жертвам бесланской трагедии 2004 года. Расположение его именно в этом месте объясняется тем, что церковь Рождества является Аланским подворьем, даже часть служб в ней проходит на осетинском языке.



8 Во дворе дома №6 по Малому Ивановскому переулку близ его пересечения с Подколокольным. Вообще на Ивановской горке очень много интересного скрыто именно в глубине кварталов и в неприметных закоулках.



9 Двор застроен доходными домами последней трети XIX века. Довольно любопытно, что в ту пору с откровенно неблагополучной и криминогенной Хитровкой соседствовали достаточно респектабельные кварталы. Между тем до Хитровской площади отсюда не более трех минут пути быстрым шагом.



10 Главным экскурсионным объектом здесь являются вовсе не философские надписи, а бытовые холодильники образца царствования Александра III Миротворца – деревянные ящики, укрепленные на внешней стене на причудливой ковки кронштейнах. Понятно, что свою функцию устройства выполняли только в холодное время года. Решение похожее на то, к которому прибегли в «хрущевках» восемью десятилетиями спустя, – на кухнях таких домов под подоконником оборудовали встроенные шкафчики для хранения продуктов, отделенные от улицы кладкой шириной в один кирпич. Кстати, холодильные ящики тоже были типовыми, что проиллюстрировано двумя фотографиями выше.



11 Видно, как чуть скошена стена на выезде из двора – вроде бы мелочь, а все же примета эпохи. Разумеется, причиной скоса выступала отнюдь не нерадивость строителей – в ту эпоху строили не в пример надежнее и качественнее, а забота о гужевом транспорте. Последний здорово уступал в маневренности современным автомобилям, а габаритами ощутимо его превосходил.



12 Подкопаевский переулок – тот самый, что принял старинное имя Подколокольного. Справа виднеется фрагмент церкви Николая Чудотворца.



13 Даже в этих тесных закоулках установили паркоматы. Пока стоимость стоянки сравнительно невелика – 50 рублей в час, хотя для невысокооплачиваемого офисного планктона за месяц итог может накапать ощутимый. В скором будущем в пределах Бульварного кольца тариф собираются поднять до 80 рублей, что вполне может выдворить из центра столицы немалую часть автомобилистов, лишенных счастья ведомственных стоянок.



14 Те дома, что по меркам моего родного Хабаровска можно было бы назвать древними, на Хитровке сходят за молодежь. Очень часто стену строения позапрошлого века продолжает еще допетровская кладка.



15 Такие здания кажутся буквально вросшими в землю – культурный слой за прошедшие столетия ощутимо вырос.



16 Стены изобилуют давным-давно заложенными оконными проемами и арками низеньких дверей, как у этих палаты Мазепы (Колпачный переулок, дом 10/7, строение 2) – одного из старейших образчиков московского гражданского зодчества, восходящего еще к XVI столетию. Правда, вопреки названию, Иван Мазепа не имеет к зданию никакого отношения, хотя ранее считалось, что тут находилась московская резиденция гетмана, чье имя стало в России символом вероломства и предательства.



17 Перекресток Хохловского и Колпачного переулков создает впечатление регулярной планировки кварталов. На самом деле переулки Ивановской горки любят петлять. Буквально в нескольких десятках метров Хохловский и Колпачный, пересекающиеся здесь под прямым углом, идут практически параллельно.

Центр кадра занимает городская усадьба Венедиктовых-Шнаубергов (Колпачный пер., 14/5, стр. 1) постройки первой половины XVIII–начала XX века.



18 Заглянув в узкий проезд близ показанного выше перекрестка, можно попасть в настоящее царство граффити.



19 Что примечательно, в «наскальной живописи» политической тематики встречаются не только традиционные оппозиционные сюжеты.



20 Не имеет ли этот плакат какого-либо отношения к пышно отмеченному недавно 400-летию дома Романовых – вехе весьма неоднозначной? Шутка это или нет, но подобную версию я слышал.



21 Иоанно-Предтеченский (по-простому говоря, Ивановский) женский монастырь в перспективе Колпачного переулка. История монастыря восходит к XV веку, однако от подлинной старины мало что осталось – комплекс практически полностью выгорел во время московского пожара 1812 года и был отстроен заново лишь в 1860–70 годах в неоренессансном стиле.



22 Купол монастырского собора Усекновения главы Иоанна Предтечи на фоне шпиля сталинской высотки на Котельнеческой набережной. Кстати, использованные в барабане решения оконных проемов можно встретить даже в Хабаровске – они пользовались немалой популярностью у русских архитекторов вплоть до 1910-х годов.



23 Насколько я понимаю, высокое красное здание (дом №10/7, строение 1 по Колпачному переулку) было построено для гимназии при расположенной рядом лютеранской кирхи Святых Петра и Павла. Не убежден, что оно имело такую высоту изначально. По ряду признаков можно предположить, что здание надстраивалось, хотя и со строгим выдерживанием общей стилистики. Так или иначе, это, как мне показалось, одно из самых высоких дореволюционных гражданских строений Ивановской горки.



24 Оконный проем палат Мазепы, выходящий на Колпачный переулок, получивший свое имя в память о находившейся здесь в XVII веке Колпачной слободе мастеров.



25 Мозаика архитектурных стилей, расцветок и исторических пластов во дворе собора Святых Петра и Павла.



26 Ворота, ведущие к собору со Старосадского переулка. На заборной решетке можно видеть информацию о проводимых в соборе концертах. Мне в этом смысле не очень повезло с датами командировки – я улетел из Москвы тем же вечером, когда тут проходил совершенно изумительный вечер органной музыки.



27 История лютеранского храма на этом месте ведется с 1817 года, но существующее неоготическое здание было построено только в 1903–1905 годах. Новый просторный собор потребовался в связи с ростом численности лютеранской общины, к концу XIX века превысившей 17 тысяч человек.



28 Сейчас собор является главным храмом Евангелическо-лютеранской церкви запада России.



29 Завершаю первую часть своей прогулки у бывшего доходного дома Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков постройки 1901 года, где уже долгое время размещается публичная историческая библиотека.



Продолжение следует.