Великий эксперимент авиакомпании "Оренбуржье" или Россия с небольшой высоты, часть 1

пятница, 29 ноября 2013 г.
Это была одна из самых странных поездок по соотношению "трата денег/время в пути", но вы вполне сможете понять и нас. Сколько мы читали воспоминаний, сколько смотрели старых расписаний о малой авиации в центральных регионах и эффектных полётах на АН-2 по деревням, что когда вдруг в 2013 году появилась реальная возможность обкатать как минимум одну новую линию, мы немедленно сорвались с места.

Поэтому в ноябрьскую субботу я сорвался и поехал в Нижний Новгород, где в 6 утра погулял с bu33er (спасибо за гостеприимство!), оттуда полетел на Л-410 в Самару, оттуда на нём же - в Оренбург. В Оренбурге, в которым я не был раньше, я погулял и переночевал, а с утра отправился на Л-410 в Орск, а оттуда - на АН-2 в райцентр Адамовка. Там меня должна была встречать двигавшаяся в обратном направлении группа из Трёх Евгениев :)


Всё это было бы невозможно без офигенного эксперимента авиакомпании "Оренбуржье". Да, новая программа по поддержке малой авиации, разумеется, дотируется - но "Оренбуржье" вкладывает и свои деньги, и свою душу. Они покупают самолёты, держат в хорошем состоянии старые, придумывают маршрутную сеть, рекламируют рейсы - в общем, делают всё, что от них зависит; а дальше всё зависит от нас - в смысле, от людей, которые должны снова привыкнуть летать.






Действительно, за 20 лет многие отвыкли, что летать может быть удобно и не фантастически дорого; а многие слишком молоды и никогда такой мысли у них не было. Поэтому сейчас надо проводить большую работу по заманиванию пользователя: низкими ценами, хорошими видами, удобными стыковками. Никакие дотации не могут продолжаться вечно, это лишь короткий период, за время которого надо убедить людей, что летать не страшно.


Философски эволюция взглядов такова. Если в 1990-х - начале 2000-х летали только там, где не было дорог; то теперь полёты позиционируются как оптимальное решение для тех случаев, когда по дороге слишком долго или не хочется ехать за рулём (как в США). По идее, в некоторых местах Европы потом произошёл обратный сдвиг - когда на скоростных поездах стало ехать быстрее, чем на самолёте (включая добирание до аэропорта и регистрацию), но вряд ли это нам грозит.


Пожалуй, из всех авиакомпаний, задействованных в нынешней программе, "Оренбуржье" проводит самую грамотную политику. В Оренбурге везде реклама, пущен удобный автобус из города к каждому рейсу, можно приезжать за полчаса до вылета, цены невелики (в Адамовку вон 420 р.).


Но всё равно не аншлаг. Причин много, вероятно. Сезон низкий; аэропорты в России обычно расположены всё-таки далековато, т.е. + час всяко закладывай; да и бизнес еще не спохватился - важно, чтобы командировочные тоже начали летать. Тем не менее, надеюсь, что у "Оренбуржья" всё получится. Уже буквально за ту неделю, что мы решили лететь, появились новые рейсы - в Актюбинск, Бугуруслан. Есть и дальнейшие планы.


Но вернёмся собственно к нашим полётам.




Нижегородский аэропорт Стригино. Направляясь к нему, мы с Мишей дискутировали о том, что если НН хочет перестать прозябать, то лучше бы они активно строили метро, в том числе в Бор и в аэропорт. Приехав в аэропорт, мы поняли, что некуда там строить - очень уж он маленький и скромный.




Рейс НН - Самара - Оренбург (ежедневный, меж тем) выполнял 17-местный Л-410. На участке Нижний - Самара летело 14 человек, и это был самый наполненный самолёт на моём пути. Впрочем, Три Евгения возвращались из Орска на самолёте с аншлагом.




Кабина рядом. Второй пилот прочитал краткую инструкцию по безопасности, раздал воду и мы полетели.




Вот та вода.




Увы, весь маршрут было очень облачно, и ничего не было видно. Тут надо сказать, что Л-410, несмотря на скромные размеры, может подниматься весьма высоко, и этой возможностью он в данном случае воспользовался, улетев над облачными фронтами.




Поэтому пару фотографий получше я сделал на спуске. Ирония в том, что Три Евгения в подобном регионе в субботу пролетели лучший фрагмент своей поездки - на 8-местной Cessna из Саранска в Самару над Волгой по совершенно безоблачной погоде. Я, конечно, завидую и намерен повторить.




Самарцы кладут новую полосу. Фантастически, впрочем, далеко от Самары расположен Курумоч - думаю, это всё-таки заметно уменьшает пассажиропоток.




Пока винт не закрепят, никого не выпускают. В Самаре мне пришлось побегать - взять сквозной билет до Оренбурга не удалось (хотя в понедельник этот баг уже был исправлен), так что пришлось пробежать через регистрацию за 25 минут до вылета :)





Тут меня единственный раз за всю поездку попытались забанить, говоря о недопустимости фотографирования. Я сделал пассы пальцами, но фото, конечно, не стёр.




При взлёте из Самары снова была облачность, но, к счастью, совсем ненадолго.





Облака как войлок.




Первые просветы.




Интересный оптический эффект.






На участке Самара - Оренбург преобладает вот такая абстрактная живопись.







Вообще у Л-410 (или у этого экипажа?) есть привычка многие интересные места пропускать строго под брюхом :) Фотографировать почти невозможно. Вот что это за монастырь?




Какая-то то ли ракета, то ли стройка.





Электростанция.




Некий город.





Стало зеленее.




Стадо.




Привет пустыне Наска!






Народу было существенно меньше, некая девушка этим пользовалась.





В аэропорту Оренбурга вообще большой зоопарк, в частности - множество АН-2. Это как раз не очень понятно, потому что из самого Оренбурга АН-2 рейсово (пока?) не летают, но молодцы, что сохранили.




Аэропорт Оренбурга имени Юрия Гагарина. Там вдруг случилась совершенно бесстыдно весенняя погода, под 20 градусов тепла, с полным ощущением весны, и я гулял и был счастлив. Про Оренбург напишу отдельный пост, тут и так много фото.




Так что я гулял в ожидании посадки на такой вот бодрый ПАЗ, а потом поехал на нём в город в компании пилотов рейса, на котором я сейчас прилетел. Всё-таки пилоты, космонавты и капитаны речных судов, как правило, люди крайне достойные. Есть у них стиль.




Необычная архитектура административного здания у аэропорта.






Автобус 101 едет до города час, подаётся специально к рейсам (оттого работает круглосуточно) и вот так бодро украшен.




Впрочем, всё равно мало кто едет.






Рекламы рейсов везде много - и на улицах, и в СМИ.


Продолжение с полётов второго дня - в следующем посте.