Оренбургцкие казаки

суббота, 30 ноября 2013 г.

алга


В 1744 году была образована Оренбургская губерния, и Оренбург стал административным центром обширного края, включившего в свой состав земли яицких (уральских), ставропольских казаков и киргиз-кайсаков, города Уфу и Самару с прилегающими территориями. С 1748 года в этом городе сосредоточилось и управление созданным тогда Оренбургским казачьим войском. Войсковой атаман, руководивший местными казаками, находился в подчинении у оренбургского губернатора.

Население в необжитый (дальний) край привлекалось различными льготами — бесплатным предоставлением земли для строительства зданий, освобождением на несколько лет от податей. К 1760 году в Оренбурге насчитывалось две тысячи восемьсот шестьдесят шесть домов, принадлежавших в основном лицам, находившимся на государственной службе (военным и штатским). За городом, кроме того, существовало много землянок, не учтенных при переписи. Эти жилища считались временными, так как в случае угрозы со стороны неприятеля все сооружения, находившиеся за городской чертой, подлежали сносу.

Есть у нас Сашкой коллекция кукол в народных костюмах,одна из них-оренбургская казачка.Стала я искать материал по оренбургскому казачеству и вот ,что нашла.







Переместимся теперь на восток, туда, где несут царскую службу Уральское (бывшее Яицкое) и Оренбургское казачьи войска. Столицей первого был город Уральск (ранее - Яицкий городок, сейчас на территории Казахстана), второго - соответственно, Оренбург.


Уральский казак. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.



Судя по нижеприведенному отрывку из статьи М.П.Хорошхина ("Живописная Россия"), служба уральских казаков была значительно более необременительной, нежели у казаков донских, терских и кубанских. Стало быть, и на ведение домашнего хозяйства оставалось время.











Уральцы по происхождению великороссы: тип их очень мало носит в себе следов примеси соседей — калмыков и киргизов. Первых в войске весьма немного, особенно же крещеных; последние живут в качестве работников. На Урале видно ясно превосходство великоросса над киргизом; бывший когда-то свободным сыном степей „прилинейный" (т.е. живущий вблизи поселений казаков киргиз — простой работник, вполне подчинившийся казаку; киргизы бедны и довольствуются ничтожною платою,— у казака он работник и неоценимый пастух. Казак свысока относится к каждому киргизу, чувствуя над ним свое превосходство. Близкое соприкосновение отразилось и на казаке — он носит халат, любимую одежду восточных народов, он перенял у соседа много мелких привычек, даже много киргизских слов получило полное гражданство. Большинство казаков, особенно низовых, отлично говорят по-киргизски.

Уралец обладает сметливостью, проницательным умом, энергией, твердой волей и настойчивостью. Он любит свою страну, он любит свои порядки, ему они дороги, близки сердцу, всякое посягательство на них встречает отпор, сила которого бывает весьма велика.

Уральцы в высшей степени разумно и справедливо разрешили трудный вопрос о натуральном отбывании военной повинности. На службу идет желающий, но он получает такое вознаграждение, какого достаточно для обеспечения остающихся дома членов его семьи и для снаряжения на службу. В настоящее время, впрочем, правительство установило, чтобы каждый казак обязательно прослужил не менее года, чтобы, таким образом, все население, способное к службе, было обучено вполне действию оружием и могло составить настоящую вооруженную силу. Но принцип вознаграждения идущих на службу остался непоколебленным.
М.П. Хорошхин. Живописная Россия, т.7, ч.2, 1899




Уральские казаки. Фото неизвестного автора, 2-я половина XIX в.



Уже процитированный ранее К.К.Абаза рассказывает об особенностях быта уральских казаков.











Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах; вообще, народ они красивый, здоровый, кроме того живой, деловитый и гостеприимный. От них пахнет старинною Русью. На службе они кротки, послушны, в бою храбры, в походах выносливы на удивленье. Морозов уралец не боится, потому что мороз «крепит»; жары тоже не боится: пар костей не ломит; а воды или сырости еще того меньше, потому что сызмала привык по своему промыслу возиться в воде.

В своих привычках казаки наблюдают простоту. Они по целым годам не пробуют ни осетрины, ни севрюжины или белужины — товар этот дорог: «не по рылу», говорят. Хозяйки варят дома черную рыбу, и то по временам, когда разрешается лов. В постные дни хлебают пустые щи да кашицу; в скоромные режут баранов, едят каймак, т. е. упаренное густое молоко; в поход берут пшеничные хлебцы с запеченными яйцами: «кокурками» называются.


И в своих обычаях казаки соблюдают святую старину. Старые казаки никогда не божатся, говорят: «ей-ей», «ни-ни»; не скажут «спасибо», а «спаси тя Христос». Входя в избу, останавливаются на пороге и говорят: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!», как это принято в монастырях или скитах. Затем выжидают ответного «Аминь!» При встрече с незнакомым, спрашивают: «Чьи вы?» Наши имена редко встречаются на Урале: там дают имя того святого, которого празднуют за седмицу до рождения. Этот обычай строго соблюдается.


Девушкам приданого не дают; напротив, жених должен по уговору выдать родителям невесты «кладку», т. е. денежную помощь, в размере от 60 до 200 рублей, смотря по состоянию. Там все девки бесприданицы, и этот хороший обычай ведется с той поры, когда казаков было больше, чем невест. И дети казаков растут так же, как росли их деды а отцы. С десяти годов они пасут табуны или ездят на рыбную ловлю.


К.К. Абаза "Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы", 1899




Семья уральского казака. Фото неизвестного автора, 1867.



Ф.Стариков в своем "Историко-статистическом очерке Оренбургского казачьего войска" знакомит нас со спецификой быта, питания, времяпровождения Оренбургского казачества.











О казачьих домах нужно заметить, что они, как у зажиточных, так и у бедных, к чести их обладателей, внутри и во дворе содержатся довольно опрятно, и везде видно стремление к чистоте и порядку; в гигиеническом же отношении они далеко оставляют за собой дома крестьяни большинства мещан, живущих в городах.

Самая любимая пища казака — постные или скоромные щи из кислой капусты и лапша, а также пельмени, которые приготовляются из мяса или капусты и груздей. В тех станицах, население которых составляют малороссы, кроме перечисленных кушаний, употребляются еще вареники и галушки. Употребление чая также распространено повсеместно. По воскресеньям и праздникам приготовляют к чаю горячие шаньги, т. е. пшеничные круглые лепешки, обмазанные сметаной.

Пища казака во время угощения гостей буквально поражает своим обилием и разнообразием: тут подаются жареные гуси и утки, различные мясные паштеты, студни и похлебки, сладкие пироги и сдобные коровашки разных сортов и с различною начинкою. Вообще казак любит поесть сладко, и даже самый бедный из них истратит последний грош, чтобы угостить своих гостей. Но вся эта «стряпня» поедается только у одного или двоих, к которым пришли гости раньше: у прочих же остается почти нетронутой, потому что, по заведенному порядку, гости из двора во двор ходят от одного к другому, без всякого промежутка, до тех пор, пока большинство их не перепьется до «положения риз». Если угощенье гостей происходит в пост или постный день, то мясо заменяется рыбой, а скоромное масло конопляным.

Одежда казаков. конечно исключая официальной, не имеет в себе ничего характерного, что могло бы их отличать от мещан, хотя этого и надо было бы ожидать.

По воскресным и праздничным дням молодежь обоего пола предается разного рода играм и забавам. Так летом, в послеобеденное время, поет песни, водит игры и хороводы, а во время св. Пасхи качается на качелях, катает яйца. Молодые парни, кроме того, играют между собою в мяч (в лапту), в чушки, в свайку и даже в карты; подростки же играют в козны (бабки), мяч, чиж, жгуты и проч.

Пожилые женщины и старухи собираются около домов посидеть на завалинке и потолковать о том, о сем; отдельно от них ведут беседу про былое седовласые старички, а другие хлебосольствуют: ходят по гостям и тянут «хмельное».
Ф.Стариков, "Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска", 1891




Семья оренбургского казака. Фото Поля Лаббе, 1898.


Материал взят отсюда http://zidanio.livejournal.com/17791.htm l очень интересная статья,огромное спасибо автору.

Урочище Красная Гора в Оренбургском крае.Саракташский район.