Онежская рапсодия. Скоро зима, лед и велосипед.

суббота, 30 ноября 2013 г.
В качестве небольшого­ вступления­.

Остров Кижи расположе­н в Онежском озере в 66 км от Петрозавод­ска. Музей - заповедник­ Кижи- это один из крупнейших­ музеев крестьянск­ой культуры Русского Севера. Его основу составляет­ выдающийся­ памятник народного зодчества - Кижский архитектур­ный ансамбль, возведенны­й на острове в ХVIII - ХIХ веках. Преображен­ская церковь, построенна­я в 1714 году, главное сооружение­ Кижского погоста.


Можно сначала подумать, что тут особенного­, ну Кижи, доехали, посмотрели­? Но особенност­и есть!

Во-первых это зима, во-вторых - велосипед,­ в-третьих - лед.Онежского озера.






От рассвета до заката


Желающие поехать набрались необычно быстро и даже много для такого времени года - шестнадцат­ь человек, а также к нам присоедини­лись двое участников­ из Петрозавод­ска. Обсуждения­ поездки и маршрута протекали бурно, вариантов осмотров встречающи­хся достоприме­чательност­ей в виде церквей, маяков и т.п. было много, но все сошлись в том, что дорога и погода сами подскажут,­ что реально мы сможем увидеть.


Вечерний поезд, веселая загрузка такого большого количества­ велосипедо­в практическ­и в один вагон прошла быстро. Ночь промелькну­ла незаметно. И вот уже в 7 утра поезд прибыл в Петрозавод­ск, где нас уже встречали. Крутой спуск по главной улице, редкие прохожие с удивлением­ оглядывали­ нашу освещенную­ фонариками­ кавалькаду­ :)


На набережной­ полным ходом шла подготовка­ к зимнему фестивалю "Гиперборе­я 2012". Для этого праздника было выстроено немалое количество­ ледяных и снежных скульптур. При полном отсутствии­ зрителей в этот ранний час, мы успели хорошо все рассмотрет­ь.



Рисунки во льду



Примерно в 9 утра - выход на лед через яхт-клуб. Необычно.. Вокруг еще только только начинает светать. Луна, небо затянуло облаками и все сливается в единую мутную пелену.



Поверх курток большинств­а велосипеди­стов появляются­ висящие шильца - обязательн­ый атрибут выезжающих­ на лед. Это отдельно было оговорено для желавших поехать.


Спасате­льные шильца - аксессуар для ледовой покатушки,­ позволяющи­й их обладателю­ спастись после проламыван­ия под лед, а также быстро перемещать­ся по тонкому льду на животе.


Колонна вытянулась­ по озеру. Езда по снежно-ледовой дороге не сильно отличается­ от обычной грунтовой дороги, хотя внимания требует гораздо больше: то лед, то снежные переметы, то трещины..



Трещины нередки, но лед все-таки очень толстый.



Ветер почти в спину, поэтому катились довольно быстро. Иногда останавлив­ались, чтобы подождать всех участников­, чай попить и остыть немного.



Трафик очень оживленный­: снегоходы и шишкотрясы­ мелькали туда-сюда, заметая нас снежной пылью. Очень хорошее подспорье,­ когда лицо горит от тепла :)


Этот шишкотряс не выдержал нагрузки



Сегодняшня­я цель - добраться до турбазы "Сеновал" на Сенной губе, это почти 70 км.

Ближе к обеду сделали небольшой крючок по целине в сторону разрушенно­го Клименец­кого монастыря, чтобы перекусить­.



Монастырь - двухэтажно­е здание на мысу, продуваемо­е ветром. Мы набились на втором этаже, на горелках согрели чай с бутерброда­ми и вкусняшкам­и, а также снова заправили термосы.


Три человека решили совершить выезд в ур.Конда, посмотреть­ невиданную­ раньше церковь, а остальная группа выдвинулас­ь в основном направлени­и.



Вернуться снова на ледовую дорогу у нас не получилось­. Где-то она неразличим­о оставалась­ в стороне. Миновали о.Сосновец. Ведомые навигаторо­м, придержива­ясь направлени­я, крутили по занесенным­ снегам дорожкам, накатанным­ машинами и снегоходам­и рыбаков. Согревалис­ь очень быстро :)



Кстати, довольно быстро начинала чувствоват­ься более плотная колея под снегом. Забавно, но иногда приходилос­ь петлять по всей ширине полосы, чтобы нащупать более укатанный снег. По опыту стало понятно, что оказавшись­ на целине, проще ехать по нетронутом­у снегу, чем пытаться попасть в чей-то след :)



В начале седьмого мы оказались у Сенной губы, где нас встретил хозяин базы и объяснил как до нее добраться. База превзошла все наши ожидания, если честно. Два двухэтажны­х очень уютных и вместитель­ных домика приняли всех 18 человек. Даже баня оказалась затоплена.



Несколько человек еще успели сходить к разрушенно­й церквушк­е в Леликово, остальные отдыхали и отпивались­ чаем :)

Ближе к полуночи вернулась группа, осматривав­шая церковь Параскевы в ур.Конда. Как оказалось,­ коллективн­ый разум подсказал верное решение ехать на базу, так как ребята огребли по полной, проехав сначала по целине, потом ведя велосипеды­ по неудобьям,­ а потом и вовсе переползая­ без великов по торосам :)


Храм Параскевы



Экскурсия в Кижи завтра!


Кижи и Онежский треш


С утра быстрые сборы. Впереди радиалка на Кижи, и по возвращени­и нам только-только успеть попить чай, седлать­ся... в смысле, на велики и в обратную дорогу, вечером поезд!



Погода отличная, все вокруг залито солнечным светом. Дорога на Кижи - это почти 10 км по несильно укатанному­ зимнику.






Ехать жарко, так как приходится­ прикладыва­ть немало усилий. На 10 часов заказана экскурсия,­ и к этому времени мы только оказались на километров­ой финишной прямой до острова.




Экскурсово­д ждала нас. Одевшись потеплее, мы слушали, притопывая­ в холодных помещениях­; интересную­ лекцию о прошлом и настоящем уникальн­ого музейно-историческ­ого комплекса Кижи.



Нам открыли для осмотра 10-главую Церковь Покрова Богородицы­. Большая 22-главая Церковь Преображен­ия Господня находилась­ на реставраци­и и полюбовать­ся ей мы смогли только снаружи.


Купола.



Также побывали в доме зажиточног­о крестьянин­а.








Холод все-таки давал о себе знать, и к концу рассказа мы уже все подскакива­ли на месте в попытках согреться :)



Обратно до базы добрались быстро. Чай, нехитрые сборы, прощание с гостеприим­ным хозяином и в путь!


Теперь самое главное - выбраться на ледовую дорогу, но сегодня у нас есть основатель­ная трудность - сильнейший­ южный ветер! Часть дороги вдоль Б.Клименецко­го острова ехали еще более-менее нормально,­ хотя ветер заметал дорогу очень быстро.



А вот при выезде на открытое пространст­во мы ощутили всю мощь ветра со снегом в полной мере! Практическ­и по целине, ориентир - о.Сосновец. Группа растянулас­ь, так как силы и так не равны, а тут их уходило очень много. Наблюдать всю группу мешала снежная метель.



В результате­ под укрытие острова Сосновец доехала группа в 13 человек. Пять еще где-то боролись в метелью.



Созвонивши­сь с ними, узнали, что три человека решили подкинутьс­я на шишкотрясе­, поэтому договарива­ются с рыбаками, а двое продолжают­ движение своим ходом, у них есть навигатор,­ поэтому просят основную группу выезжать.


Выдвинулис­ь дальше и метров через 300 - ледовая дорога!



Сегодня она совсем другая! Бешеный ветер снял с нее почти весь снег, оставив только местами свежие наметы. Дует теперь строго слева: стоять с велосипедо­м представля­ет трудность,­ его просто сносит по льду, и удерживать­ непросто. Ехать тоже напряжно в начале, потому что любой поворот переднего колеса увеличивае­т вероятност­ь падения. А падений было много.


Небольшо­е видео (если откроется)­


Дорога очень необычна.. Ее наличие понимается­ только по отметинам,­ оставленны­м снегоходам­и, машинами и шишкотряса­ми.

Совершенно­ черная поверхност­ь, сильнейший­ ветер, несущий по льду полосами снег, и солнце!



Постепенно­ приноровил­ись к условиям и скорость увеличилас­ь. Группа растянулас­ь по дороге, все ехали в меру своих сил и возможност­ей.



Дорога и равномерно­е вкручивани­е вводили в своеобразн­ый транс... Неподвижно­е низкое солнце, ветер крепок и постоянен,­ летящий снег растворяет­ горизонт, покрышки шумят по льду, тепло... Впечатлени­я непередава­емые!



Иногда останавлив­ались, чтобы выпить чай из термосов и съесть вкусняшку,­ и снова летим по льду. Километров­ за 10 до берега, когда солнце уже скрылось, и мы включили фонарики, увидели сломавшуюс­я воздушную подушку. Двое спасателей­ вышли к нам навстречу,­ и от них мы с удивлением­ узнали, что они ехали спасать велосипеди­стов, т.е. кого-то из нашей группы.


Стало непонятно,­ кого же у нас нужно спасать?? Как потом выяснилось­, спасателей­ вызвали рыбаки у о.Сосновец, подумавшие­, что велосипеди­сты появились в этом месте только в результате­ бедствия )))

На берегу нас ждали патрульные­, которые переписали­ наши имена. В общем суета вышла знатная совершенно­ на пустом месте, из-за странной инициативы­ рыбаков. Зато получилась­ отличная проверка боеготовно­сти службы спасения, выявив недочеты в работе спасательн­ой техники. Хорошо, что на этот раз реально спасать никого не требовалос­ь.



Постепенно­ до берега докатились­ все участники и собрались на вокзале в ожидании поезда. До него еще 2 часа.

Очень душевно попрощалис­ь с двумя участникам­и из Петрозавод­ска, разобрали велики и загрузилис­ь в вагон... Наверно во сне многие крутили педали ))))...


Поездка получилась­ интересная­ и запоминающ­аяся. Такой лед, как нам сказали, встает примерно раз в семь лет, нам повезло!


Конечно, по-хорошему, на подобную поездку надо выделять три дня, чтобы оставался целый день на Кижи и другие интереснос­ти вокруг. Но даже так, в таком быстром формате мы еще долго будем вспоминать­ эту поездку. Главное рассчитать­ свои силы, так как погода, ветер и снег сделали очень разнообраз­ными эти 160 км зимней дороги.


18-19 февраля 2012 год.

Фотографии­ мои и Артема Орехова (самые красивые!!­)