Skoda Fabia RS: жить играючи!

вторник, 17 сентября 2013 г.

«Скука отменяется!», «Вулканчик страстей», «Гепард в овечьей шкуре» - вот лишь неполный список заголовков, которыми федеральные коллеги увенчали свои материалы о тест-драйвах Fabia RS. Соответстствует ли этой образности чешский «горячий хэтчбек»? Проверяем на себе!


Визуально Fabia RS смотрится очень мило. Автомобиль небольшой, дизайн сдержанный, однако фирменная двухцветная окраска наряду с красивыми легкосплавными дисками и виднеющимися сквозь них красными тормозными механизмами придаёт ему молодецкой удали. Смотреть на машину приятно, классовой ненависти она не вызывает, ну а то, что скромно и достоинством – полагаю, что большинству это понравится.

Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS




Дверь открывается легко, и мы в салоне.

Skoda Fabia RS




Осматриваюсь – и испытываю первое огорчение. Нет, в плане пространства все вполне неплохо, а вот дизайн и отделка подкачали. Внешне радует только руль, всё остальное, прямо скажем, ужасно скучное. Не радует и пластик обшивки, жёсткий и гулкий. Причем панель сделана из двух типов пластика – тот, что обращен к людям, относительно мягкий, хотя и не очень приятный на ощупь, а вот всё остальное – откровенно жесткое и дешёвое.

Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS




Куда больше радуют симпатичные сиденья, обшитые «весёленькой» тканью и обладающие спортивным профилем. Регулировки механические, но это, право слово, мелочь. Хуже то, что мне так и не удалось удобно устроиться в этом кресле. Я ездил на «Фабии» три дня, ежедневно подкручивая угол наклона спинки и поднимая/опуская кресло, однако найти положение, о котором можно было бы сказать «О да, вот оно!» так и не удалось… Это, разумеется, не значит, что найти его не удастся вам, однако меня эта ситуация озадачила, тем более что никаких особенностей комплекции типа горба, хвоста или невероятно тонкой талии у меня нет.

Skoda Fabia RS




Зато между креслами – скромный, но оказавшийся очень удобным подлокотник. Однозначный плюс!

Skoda Fabia RS




Увы, его никак нельзя поставить проектировщикам передней панели: даже если не касаться её внешнего вида, стоило хотя бы попытаться толково использовать пространство. Зачем было делать целых два перчаточных ящика, если ни в один из них не входит даже папка формата А4?

Skoda Fabia RS




Приборы – обычные «всефольксвагеновские», правда, в реализации «Шкоды», с радиальной оцифровкой и довольно тусклой подсветкой. Лично мне, привыкшему к контрастным оптитронным приборам, да и немного балованному ездой в автомобилях классом повыше, они не понравились – ни шрифтом, ни подсветкой. Ну да свои функции выполняют, и ладно…

Skoda Fabia RS




Не понравились и подрулевые переключатели – нечёткое срабатывание усугубляется перегрузкой функциями. Главным образом, это касается правого, на который, помимо управления передними стеклоочистителями, возложена функциональность ещё и заднего плюс двухпозиционная клавиша в торце, ведающая переключением отображения функциями маршрутного компьютера. Сам компьютер незатейлив, однако к нему никаких претензий не возникло – информацию о пробеге, расходе топлива, запасе хода и тому подобных вещах он выдаёт исправно. То же самое касается климатической установки: есть, работает, вопросов не вызывает.

Skoda Fabia RS




Наличествует и аудиосистема в лице самой простой из трёх видов штатных автомагнитол марки - Swing, работающая вместе с шестью динамиками. Управлять системой просто, а качество звучания позволяет с удовольствием слушать радио "Эхо Москвы". Если претендуете на большее, то акустику лучше сменить...

Skoda Fabia RS




Огорчил и обычный ключ. Который при каждой поездке нужно вынимать из кармана и вставлять в замок зажигания. А потом вынимать, складывать и убирать. Люди, делающие это десятилетиями, наверное, пожмут плечами и обвинят меня в снобизме, но друзья, ХХI век на дворе! Давайте уже закроем тему с ключами, которые нужно доставать и поворачивать, и окончательно перейдём на транспондерные брелоки с кнопкой «Старт/Стоп», существующие уже довольно давно. Я понимаю, что Fabia – бюджетный автомобиль, но послушайте, раздражает невероятно! Особенно когда в руках какой-нибудь пакет, телефон, ключи от квартиры, букет цветов или что–то ещё… Ключ оказывается как раз тем предметом, который нарушает и без того хрупкий баланс между тем, что ещё можно унести и тем, на что рук уже не хватает!

Садясь назад, я подозревал, что там окажется тесновато, и не ошибся. Стресс–тест «сядь сам за собой» машина прошла, но с трудом: места хватило впритык, да и то лишь потому, что передние сиденья обладают ограниченным диапазоном перемещения. Лично мне хотелось бы сдвинуться ещё на один «щелчок» – и вот тогда бы сам за собой я уже не сел бы… Как ни крути, автомобиль небольшой, и забывать об этом не следует.


Skoda Fabia RS




А ещё мне не хватило «спорта». Спортивные сиденья, накладки на педали, красные тормозные механизмы да шильдики RS спереди и сзади – вот и спорт. Даже руль, даром что очень удобный, не производит впечатления спортивного, а интерьер и вовсе остался стандартным.

Skoda Fabia RS




Заглянем в багажник. Он под стать автомобилю - не не очень велик, но удобен. Внутри есть крючки для фиксации содержимого, ниши и проч.

Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS




Всё хорошо ровно до того момента, когда багажник нужно закрывать – вот тут–то и кроется ложка дёгтя. Ей стала довольно странная как на вид, так и по концепции чёрная ручка, ведающая закрытием пятой двери.

Skoda Fabia RS




Мне это решение чрезвычайно не понравилось: во–первых, тянуть надо достаточно сильно, во–вторых, руку приходится неестественно выворачивать, в–третьих – дозировать усилие очень сложно, в–четвёртых – потянуть мышцу – проще простого. Хуже то, что такие ручки я видел во всех «Шкодах». Что мешало чехам сделать обычную, десятилетиями отработанную ручку «уступом», за которую тянут пальцами – загадка.

Быть может, мотор спасёт положение? Заглянем под капот, где размещен двигатель 1.4 TSI с непосредственным впрыском топлива, оснащенный комбинированным наддувом. В зоне малых оборотов за принудительное наполнение цилиндров воздухом отвечает механический нагнетатель, ну а по мере их роста в дело вступает обычный турбокомпрессор. Это позволило снять с небольшого объёма целых 180 л.с. и 250 Н•м крутящего момента, который двигатель выдаёт в диапазоне от 2000 до 4500 об/мин.


Skoda Fabia RS




Забегая вперёд – результат порадовал до глубины души: описываемый двигатель пришёлся «Фабии» как раз впору! Мотор нетяжёл в плане веса, лёгок на подъём в плане характера и является отличным напарником для «робота» DSG, составляя с ним дружный тандем. Машина очень резвая (ещё бы, ведь её снаряженная масса - всего 1243 кг!), и в городе это невероятно удобно!

С места автомобиль разгоняется очень бодро и ровно - пожалуй, это лучшая реализация «робота», на которой мне приходилось ездить (если взять за скобки PDK в Porsche 911). Но учтите: в «Шкоде» всё заточено под быструю езду. В таких условиях DSG «Фабии» быстро и чётко переключает передачи в обе стороны, не допуская ни рывков, ни провалов и, что особенно приятно, не дёргает машину. Результат невольно заставляет улыбаться: маленькая зелёная машинка практически всегда уезжает вперёд вне зависимости от того, кто рядом. Комбинация механического нагнетателя с турбокомпрессором, позволяющая двигателю развивать близкий к максимальному крутящий момент уже на низких оборотах, подходит машине идеально!


Увы, при спокойной езде дела обстоят похуже. Всему виной двуличность преселективного «робота»: прекрасно справляясь с переключением передач в близких к предельным режимах, коробка становится невнятной при спокойной езде. Появляются и заминки, и ошибки в выборе передач. В пробках «робот» не радует совсем - рывки хоть и меньше, чем на более крупных авто, однако сравнение с обычным гидромеханическим «автоматом» «робот» проигрывает. Отпускаешь тормоз, а машина стоит. Проходит пара секунд, и лишь после этого она начинает неуверенно, словно нехотя, двигаться. Приходится увеличивать подачу топлива, но тут мы натыкаемся на другую проблему - весьма длинноходную педаль акселератора с «ватным» в первой трети перемещения приводом. Дозировать тягу в таких условиях непросто, поэтому езда в пробках, прямо скажу, несколько раздражает. Обычный «автомат», работающий по принципу «отпустил тормоз - поехал, нажал тормоз - остановился» выигрывает тут в одни ворота.


Skoda Fabia RS




Всё меняется, стоит лишь выбраться на оперативный простор. Машина просыпается и вновь становится тем самым «вулканчиком страстей». Турбомотор бросает автомобиль вперед, коробка молниеносно переключает передачи, педаль газа становится удобной и упругой, а удовлетворение в душе водителя отражается в улыбке на лице. Всё просто: плотный поток «Фабии» противопоказан, а вот в условиях свободных улиц она чувствует себя как рыба в воде!

На трассе машина хороша, но лишь до определенного предела, обусловленного возможностями шасси. Небольшой, но относительно высокий хэтчбек с опять же относительно высоким центром тяжести хоть и способен разогнаться до внушительных 224 км/ч, не очень подходит для «большого туризма». Нет, продолжительное время ехать в режиме 140..150 км/ч машина может, однако на большее рассчитывать не стоит – слишком напряженно. Впрочем, создавалась она совсем не для этого, оттого и критиковать байдарку за неспособность нести торпедный аппарат бессмысленно.


Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS




К управляемости автомобиля мы изначально отнеслись скептически. Да, мы знаем, что «подогревая» «Фабию», инженеры внесли достаточно изменений в подвеску, установив более жесткие амортизаторы и увеличив жесткость переднего стабилизатора. Увы, этого недостаточно: для спортивной машины управляемость RSки слишком «мягкая», пределы возможностей шасси наступают ощутимо раньше пределов возможностей двигателя и трансмиссии, а шины Bridgestone Turanza ER300 размерности 205/45/R16 и вовсе показались мне откровенно «скользкими».

Skoda Fabia RS




Поэтому для активной езды в городе маленькая и резвая Fabia RS подходит отлично, а вот для езды по треку понадобится если не другая машина, то, по крайней мере, серьёзные изменения подвески и обязательно – замена шин. Возможности же «стоковой» Fabia RS не превосходят оные у других современных автомобилей С и D классов, и говорить о «спорте» применительно к управляемости вряд ли стоит.

Зато в «Фабии» легко. Машина лёгкая, машина легко рулится, машина не давит авторитетом и не вызывает мыслей об условностях. Ты просто садишься и едешь, не испытывая ни физических, ни психологических нагрузок. А поскольку езда в итоге получается быстрой и приятной, машина получает за это безусловное одобрение!


Понравилась мне и подвеска. Коллеги, привыкшие к обычным комфортным машинам, жаловались на её жесткость, однако мне, в последние недели осваивающему машины одна жёстче другой, плавность хода показалась вполне достойной. А вот энергоёмкость вызывает вопросы – по ощущениям, вовремя не замеченная ямка даже средних размеров или срезанный слой асфальта могут кончиться неприятностями…


Стихия «Фабии» - большой вечерний город. Ей плохо в утренних пробках, не лучше в вечерних, однако стоит выехать на полупустые улицы, как чувство скорости захватит вас целиком. Быть может, она не заставит испытать чувств и эмоций, свойственных управлению настоящим спортивным автомобилем, однако по критерию «стоимость/эффективность» Fabia RS заслуживает весьма высокой оценки. Да, на треке ей делать особо нечего, но на роль динамичного городского автомобиля для человека, не обремененного большой семьёй, «чешка» подойдёт отлично!


Skoda Fabia RS




И знаете, что самое интересное? За рулём «Фабии» я впервые задумался о том, нужен ли мне большой автомобиль премиум-класса. С мощным двигателем, богатым оснащением, соответствующим ценником и нескромной стоимостью владения. Маленькая «Шкода», быть может, и неспособна подарить такое удовольствие от вождения, как шикарные авто премиальных брендов, однако в быстрых перемещениях по городу равных ей немного.

Купил бы я эту машину или нет? Давайте по–простому, коли уж так. Я ни за что не купил бы обычную «Фабию» – как кинестетику, поездившему, вдобавок, на Audi, Lexus и Porsche, она противопоказана. Но Fabia RS – другое дело. Да, она столь же печальна внутри, однако есть вещи, за которые ей можно простить всё – исключительно приятная внешность, лёгкий нрав, отличная динамика и дивное ощущение лёгкости бытия. Посему – если у вас нет дачи, понтов и денег на спортивный седан, но вы хотите ездить быстрее потока, не особо напрягаясь при этом – обязательно присмотритесь к Fabia RS!


Skoda Fabia RS


Skoda Fabia RS




Напоследок – о цене. Она действительно может показаться завышенной для столь небольшого автомобиля. Однако, выбирая между дерзкой «Фабией» и обычным хэтчбеком гольф–класса с 1,6-литровым мотором, лично я однозначно предпочту маленькое зелёное удовольствие!

P.S. Пока материал находился в работе, пришла грустная новость: британское издание Autocar со ссылкой на члена совета директоров Skoda Фрэнка Уэлша сообщило, что компания Skoda намерена прекратить выпуск «заряженной» версии RS после смены поколений модели. «Мы не можем работать с автомобилями, которые всем нравятся, а покупают их единицы», – отметил менеджер. Поэтому, если вам интересна Fabia RS, реализовывать свой интерес стоит побыстрее!