Как и почему туристические агентства кидают клиентов

вторник, 24 сентября 2013 г.

Сегодня я хочу рассказать вам, дорогие читатели, о том, как туристические агентства в последнее время повадились кидать своих доверчивых клиентов на тысячи вечнозелёных денег, а также на пачки евро и различных других валют. Быть может этот пост поможет кому-нибудь избежать болезненного расставания со своими накоплениями.


В сфере туризма я работаю уже не первый год, и за это время смог собрать некоторые представления о деятельности компаний этой отрасли. Первое время работал в турагентствах, сейчас - в туроператоре. Здесь, наверное, нужно прояснить, кто есть кто. Туроператор - это компания, которая разрабатывает, создаёт и контролирует путешествия, а также, при желании, и сама продаёт клиентам свои же путёвки. Турагентство продаёт туры, которые разработал туроператор на условиях определённого договора. За каждую проданную путёвку оно получает комиссионные. Иными словами, туроператор - это завод, а турагентство - магазин розничной продажи.



Что сподвигло меня написать этот пост? Возможно, так случалось и раньше, но то, что за короткий период времени развалилось два агентства, обманув более 50 человек, мне не кажется нормальной повседневной практикой. При том, что это не какие-то новообразованные фирмы однодневки, а компании с солидным стажем работы и своими постоянными клиентами. Первая из них проработала на рынке больше 15 лет, а теперь её директор скрывается от правосудия в неспокойном Египте. Директор второй фирмы буквально месяц-полтора назад родила ребёнка, скрываться с которым куда проблематичнее. Что теперь решит суд, и сколько ещё младенец сможет видеть свою мать - неизвестно. Помимо этого, сейчас начала вырисовываться ещё одна компания, судя по всему, собирающаяся пойти этим героическим путём.


Почему так происходит? Почему компании, проработавшие на рынке много лет, начинают обманывать своих клиентов и кидать их на крупные суммы денег?


Оказывается, что за всем этим скрывается банальное желание руководства компании жить не по средствам. Когда их бизнес ещё молод, и только делает первые неуверенные шаги на поле рыночной экономики, само руководство тоже ведёт себя осторожно, не позволяет себе пытаться прыгнуть выше головы. Постепенно их бизнес твёрдо встаёт на ноги, внушая своим владельцам всё большую уверенность в своих силах. Год за годом эта уверенность крепнет, а самоограничители стираются. Не у всех, конечно, но у многих. Один из видов этого явления - стремление к вещам повышенной престижности - будь то дорогие машины, элитное жильё, экзотические путешествия, самая новая техника и многое другое.


Туристическое агентство - не самый крупный бизнес, который не даёт миллионные прибыли. Но у попавшего в зависимость бизнесмена уже сложился новый круг богатых знакомых, перед которым он не может упасть в грязь лицом, не приобретя то, что положено по статусу. И в один прекрасный день такой предприниматель берёт деньги из кассы своей компании. А потом ещё раз, и ещё, после чего это уже входит в привычку.


Специфика работы туристического агентства в том, что деньги у клиента можно взять прямо сейчас, а заплатить дальше лишь через некоторое время. Это абсолютно нормально, ведь в жизни могут произойти всякие изменения, а вернуть свои деньги обратно куда проще, когда они ещё не пошли по рукам. Но, с другой стороны, появляется возможность распоряжаться чужими деньгами, которой и пользуются нечестные коммерсанты.


Поначалу, пока такие случаи редки и суммы не превышают допустимых пределов, бизнесмены удаётся выкручиваться – платить за счёт новых клиентов, а также со своей выручки. Но раз такие действия не приносят никаких проблем, то почему бы не брать больше? Так постепенно прежде успешный предприниматель превращается в мошенника, начинает обманывать и клиентов, и партнёров. Партнёры, понятное дело, в этих вопросах подкованы куда больше потенциальных клиентов, поэтому своевременно разрывают все отношения с таким нерадивым бизнесменом. Клиента обмануть куда легче.


Что же делать, чтобы не стать этим обманутым клиентом, или, хотя бы, минимизировать свои потери? Ниже есть несколько простых советов, которые нужно повторять каждый раз, когда вы собираетесь приобрести путёвку (даже если пользуетесь услугами одного и того же агентства годами).


1. Позвоните хотя бы одному туроператору и спросите, исправно ли работает агентство, в которое вы собираетесь идти.


2. Постарайтесь изучить, как должны выглядеть все билеты/ваучеры/страховки. Часто на них должен быть штрих-код вашей резервации в системе туроператора.


3. После того, как агент зарезервировал вам место, снова позвоните туроператору и узнайте, есть ли действительно такая резервация. Если вы узнали это ещё до внесения аванса – отлично, если после – ни за что не платите остальную сумму до того, как получите положительный ответ. Графические редакторы – не новинка, и подделать документы – не такая уж непосильная задача даже для простого консультанта.


4. Этот пункт предельно простой – требуйте договор и чек об оплате, и храните их вплоть до возвращения из путешествия.


5. Если вас всё же обманули – немедленно обращайтесь в полицию. С большой долей вероятности у такого предпринимателя есть контакты заграницей, и он с удовольствием свалит с вашими денежками на какой-нибудь курорт. Поэтому будет неплохо, если вы успеете перехватить его ещё «дома».


Ничего сложного, правда? Но эти простые действия смогут вам реально помочь, а также спасти ваши финансы и нервы.


Напоследок хочу добавить, что всё это не означает того, что не нужно обращаться к маленьким турагентам. Нет, у них могут быть свои приятные бонусы. Например, качество обслуживание и хороший сервис. Также выбор путешествий там будет в разы больше – туроператор продаёт только свои туры, а агентства берут их от нескольких туроператоров. Но и это ещё не всё! В некоторых случаях агентство может дать цену ниже, чем туроператор, у которого оно берёт эти путешествия. Удивительно? На самом деле – нет. Дело в том, что туроператор обычно оставляет агентам комиссионные в размере 10 – 15% от стоимости тура, сам же делает скидку, обычно, не больше 7 – 8% при прямой продаже. Ну и тут уже всё зависит лишь от жадности агента – захочет он дать большую скидку, чем туроператор, или нет.


В общем, каждому своё.


Помогите, пожалуйста, распространить этот пост! Люди должны знать, как защитить себя в подобной ситуации. И даже если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно, то, возможно, вашим родственникам, друзьям или знакомым эта информация окажется полезной!


P.S. Несмотря на то, что рассказанные здесь ситуации произошли в Латвии, они в равной степени могут относиться и к российской туристической отрасли. Всё-таки, стиль ведения бизнеса в странах бывшего Советского Союза отличается мало.




Добавляйте в друзья, читайте новые посты первыми! И не забудьте добавиться в Twitter_bird_iconTwitter!