Готовь сани летом, а шипованные сани – осенью

среда, 25 сентября 2013 г.
Осень в Тюмени бывает непредсказуемой, и вполне возможно, что уже совсем скоро наступит День жестянщика. Каждый год одно и то же: зима приходит неожиданно, колеса поменять не успели, результат – пробки, ДТП и дикие очереди в шиномонтажках. Но есть и другая проблема: некоторые особо умные водители надеются на свой опыт и снегоуборочные машины и продолжают ездить на летней резине. А другие, тоже не менее «умные», катаются и зимой, и летом на шипах – чего десять раз «переобуваться»?


Даже депутаты озадачились такой неразберихой и предложили запретить в России езду на зимней резине летом и на летней — зимой, а также наказывать за использование непригодных к эксплуатации шин.


Так, законопроектом устанавливается запрет на эксплуатацию транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август), и эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Причем речь идет о всей зимней резине, а не только о шипованной. За нарушение данных правил депутаты предлагают штрафовать водителей на 2 тыс. рублей.


Вполне разумная инициатива, ведь практически на всей территории страны зима – это зима, со снегом и гололедом. И поголовное использование шипованной или другой зимней резины, возможно, снизило бы количество ДТП и заторов на дорогах. А вот летом, как известно, использование такой резины даже опасно. И дело даже не в том, что портится асфальт – бог с ним. Исследования показали, что тормозной путь автомобиля на зимних шинах будет летом длиннее на 6 метров, чем у автомобиля на летней резине. Плюс расход топлива автомобиля на зимней резине выше, чем на летней. Потребление бензина у машин с летними и зимними шинами может различаться до 15%.


Эти и другие факты уже приняли во внимание многие европейские страны. Например, в Эстонии использование зимних шин - обязательное требование, предусмотренное законом, в период с 1 декабря по 29 февраля. Эти временные рамки могут корректироваться в зависимости от погодных условий. С 1 октября по 30 апреля разрешено использование зимних шин. С 15 октября по 31 марта разрешено использование шипованных шин. И не надо ломать голову и делать «ставки» на погоду, чтобы решить, когда ехать в шиномонтажную мастерскую.


Схожая ситуация в Австрии: там с 1 ноября по 15 апреля все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы зимними шинами, имеющих минимальную глубину протектора 4 мм. В качестве альтернативы допускается использование летних шин вместе с цепями противоскольжения на двух ведущих колесах. Шипованные шины разрешается использовать с 1 октября по 31 мая, но существует ограничение скорости для таких автомобилей.


В Бельгии зимой не обязательно ездить на зимних покрышках, автолюбители могут руководствоваться собственными соображениями, однако покрышки с шипами можно использовать только с 1 ноября по 31 марта. В Чехии и Словакии в это время жители обязаны ездить на зимней резине, если дороги покрыты снегом.

Зимой во Франции, Великобритании, Испании и Италии нельзя пользоваться шиповками, но, чтобы ездить по гористым регионам страны, обязательно надо надевать цепи. А вот в Литве и Латвии есть строгие сроки, когда обязательно использовать зимнюю резину, а когда – запрещено.


В Финляндии с 1 декабря по 1 марта использование зимних покрышек обязательно, но с учётом климатических условий этот срок может быть продлён. Зимние покрышки без шипов можно использовать круглый год. А в Венгрии зимняя резина не обязательна, но зимой в каждом автомобиле должен быть набор цепей противоскольжения.


В Америке в шести штатах, включая Гавайи, шипованная резина запрещена вовсе, в северной части страны, например в штатах Аляска или Вашингтон, полиция все же рекомендует водителям в добровольном порядке запастись шипованной резиной или цепями на колеса. Любопытно, что в семи совершенно других штатах, в том числе и в жарком Нью-Мексико, бороздить дороги зимней шипованной резиной можно хоть круглый год. В остальных регионах правила использования шиповки устанавливаются к конкретным датам, например, в штате Вашингтон - между 1 ноября и 31 марта, по желанию водителей.


А в канадском Квебеке, начиная с 2005 года, в период с 15 декабря по 15 марта все зарегистрированные здесь легковые машины и такси должны поменять летние колеса на зимнюю шиповку. Нарушителям, пойманным полицией, грозит штраф в размере от 200 до 300 долларов.


Не пора ли и нам в России ужесточить требования к использованию резины? Какие сроки вы считаете подходящими для нас? И как вы определяете для себя, когда уже нужно «переобуться»?