О проблеме женщин-протагонистов и об отсутствии таковой проблемы

четверг, 26 сентября 2013 г.


Порождаемые пучиной сегодняшних интернетов разговоры о female protagonists in video games сделались прямо-таки инфернальным трендом. И в виду того, что я сам к лидирующим героиням в игре всегда относился с трепетом и с глубоким личным переживанием, дискурс современных бурлений на эту тему приводит меня если не в уныние, то в раздражение - и наоборот. И чем дальше, тем злее. Как правило, такой дискурс истерически сваливает всё в одну кучу, будто имеет целью не разобраться в проблеме, а лишь сильнее её запутать.

Ключевых аспектов страстей по женщинам-протагонистам в видеоиграх объективно два:

1) преступно малое количество на рынке игр с барышней в главной роли, что причинно-следственно (да-да, в обе стороны) связано с малой востребованностью таких игр аудиторией;

2) проклятущая, преданная порицанию, осмеянию и анафеме со стороны всевозможных общественных силёнок и силищ, сексуализация барышнень-героинь.


Две этих неприятности действительно злободневны, как с точки зрения игровой индустрии, так и с чисто духовной, искусствоведческой точки зрения. Но гораздо большая беда заключается в том, что корень этих проблем ищется совсем не там, где он лежит. В итоге мракобесие, как всегда, торжествует, а проблема не решается. Я изложу свой взгляд на упомянутые страсти и позволю себе быть иногда довольно беспардонным в суждениях, поскольку вопрос, повторюсь, важен и существенен для меня лично. Это вам не вилку сглотнуть.



Аспект Первый. "Дефицит сильных героинь"


Мои трепетные отношения с героинями-девушками в произведениях завязались практически сразу, во времена хрустально-солнечного детства. В первую очередь, это касалось массовой культуры. Засиженность экрана различными десантниками (потрясающая в своём идиотизме) набивала оскомину и сводила с ума однообразием. Поэтому, когда в телевизоре в один прекрасный момент появились Воины в матросках, а в мониторе - Лара Крофт, это стало настоящим глотком свежего воздуха на поганых болотах. Это сейчас, в нашем присыщенном XXI-м, когда лолитки в форме и боевитые амазонки скачут табунами, такое кажется забавным или просто нелепым. Но тогда, в конце 90-х, их явление стало настоящим открытием! Тогда казалось совершенно неверотяным, что кошмарных чудовищ может побивать не мордоворот при помощи громоздкого арсенала фаллических стволов, а девочка-школьница при помощи складывания пальцев в кукиши и призыва лунных клизм! А Tomb Raider взорвал эту застойную трясину в мире игр, за Лару действительно хотелось играть, потому что ничего такого в мейнстриме нам ещё не предлагали.


Но история показала, увы, что смелые эксперименты с сильными дамами прошли испытание временем менее успешно, чем унылые десантники-мордовороты. Хорошо ли это? На мой вкус, просто отвратительно! Но на то он и мейнстрим, чтобы быть и оставаться мейнстримом. Проблема дефицита сильных героинь в играх сегодня делится, в свою очередь, опять же на два момента. Во-первых, востребованность аудиторией. Сколько бы ни говорили о статистике гендерного соотношения среди геймеров (в том смысле, что девушек сильно прибавляется - и это правда, и это прекрасно!), статистику продаж всё равно не переспоришь. Дессантники по-прежнему продаются лучше, быстрее и горячее - как и двадцать лет назад. Удручает ли это меня, человека, желающего играть в игры с барышней-протагонистом? Да нисколько не удручает! Даже если я отвлекусь от гендерной тематики и просто посмотрю на свои самые любмые игры, то не найду там ни одного десантника. Shadow of the Colossus, Okami, Another World, Prince of Persia, Bayonetta, Final Fantasy IX, Soul Calibur. Исключение, разве что, Metal Gear Solid - но, согласитесь, там и десантники-то специфические, неказуальные. Человек со вкусом (в этом месте я делаю пафосное лицо и ветер колышет мою редеющую шевелюру) всегда будет выбирать сильные, вкусные, настоящие вещи - и таких вещей ВСЕГДА будет меньше, чем расхожего, популярного и скучного развлечения. Поэтому проблема дефицита игр с женщиной на первом плане - не в скудном количестве. Пусть их будет мало (на наш век хватит), лишь бы они были достойными!


И вот тут-то всплывает второй момент данной проблемы: качество. Часто - слишком часто! - игры о самодостаточных женщинах оказываются недостаточно хороши, чтобы стать хитом. Да и бог с ней, с хитовостью - пусть нишевым, артхаусным, но шедевром! Пусть такая игра станет не продавшейся несколькими миллионами копий платиной, но таким произведением, чтобы ценители воскликнули: ух ты! Вот это крутота, крутотенечка, крутатушечка! Так ведь нет! Сколько их было таких, которые "не дотянули"? Primal, Drakan, Oni, Bloodrayne, Malice, Jill of the Jungle, Vinil Goddess from Mars - и так далее, и так далее. Что помешало? Вопрос к разработчикам. И аргумент "малая востребованность = слабое финансирование = халтурный продукт" здесь не работает. Делай, что должен, и будь, что будет. Гениальных игр с крохотным бюжетом - пруд пруди. Просто нужно верить в то, что ты делаешь. И если ты действительно веришь, что крутых игр с женщиной-протагонистом должно быть больше (хотя бы на одну) - сядь и сделай так, чтобы не было стыдно! Вот и всё решение.


Аспект Второй. "Не к ночи будет помянута, сексуализация"


И вот тут-то начинается балаган. Гневные потрошители срываются со своих цепей и берутся клеймить направо и налево! Сексуализация, кричат потрошители, она повсюду! Слеп и лицемерен тот шовинист, кто не признаёт очевидного! Друзья, давайте-ка котлеты - отдельно, а мухи - отдельно. В реальности происходит подмена терминов. Настоящая проблема не в том, что "героиня видеоигры является сексуальным объектом". Истинная проблема в том, что "героиня видеоигры является ТОЛЬКО сексуальным объектом". И пропасть между этими двумя определениями - длиною в вечность! Нет ничего плохого в сексуальности, как таковой. Как я уже неоднократно писал, сексуальность человека (или персонажа) в современной культуре - это неотъемлемая часть этой самой культуры. Это не инстинкт, не "животность", не примитив. Это творчество, выражение, манифестация. Применительно к искусству - не только нет ничего плохого в том, что вымышленные герои сексуальны или "сексуализированы": будоражить и реализовывать фантазию - одно из существенных призваний искусства, видеоигр в частности. Поэтому, если героиня видеоигры является В ТОМ ЧИСЛЕ и сексуальным объектом - это же прекрасно! Это значит, что кому-то в этом мире она не безразлична!


И совсем другое дело, когда сексуальность оказывается ЕДИНСТВЕННЫМ достоинством персонажа - героя или героини. Вот тогда беда. Но беда, как вы видите, не в сексуальности, а в плоскости, в пошлости, в примитивности, в отсутствии тех других составляющих яркого, живого, интересного образа, которые неотъемлемы при создании героя или героини. Внешняя сексуальность персонажа вовсе не обязана противоречить силе его личности или глубине его характера. Наоборот, зачастую, привлекательность и чувственность героя лишь подчёркивает более "высокие", духовные или интеллектуальные его качества!


В файтингах я всегда играю только за женщин. Всегда. В Soul Calibur - за Таки, в Street Fighter - за Чун-Ли, в Mortal Kombat - за Китану, и так далее. Почему я это делаю? Из-за того, что меня привлекает игровая механика героини, или её личность и характер, или же я руководствуюсь лишь низменными фетишистскими побуждениями? Как-то раз, в годы моей юности я поступал в аспирантуру, и мой будущий научный руководитель спросил: "Зачем ты хочешь защищать кандидатскую? Ради науки и знания или чтобы отмазаться от армии?" И я абсолютно искренне и честно ему ответил, не погрешив ни на каплю: "И то, и другое!" То же и с файтингами. Да и с любой другой игрой, чёрт возьми! И то, и другое! И геймплей, и сексуальность. И характер, и фетиш. И драматургия личности, и возможность воплощения фантазий. Где здесь противоречие, спрашиваю я вас? Нету его, вам я отвечаю. Для меня Джейд из Beyond Good & Evil также прекрасна, как и Байонетта, как и Алиса МакГи, как и красноволосая Джиана - хотя степень "сексуализации" в каждой из этих героинь абсолютно различна, от минимальной у Джейд, до зашкаливающе запредельной у Байонетты.


Оставьте в покое уже несчастную великомученницу сексуализацию! Поверьте, она нужна и индустрии, и высокому искусству. Нужна, потому что персонаж, как и живой человек, без чувственности неполноценен, куц и уныл. Обратите свой праведный гнев в сторону пошлости, обратите его в сторону серости, обратите его в сторону конъюнктурщины. И когда вы это сделаете, то сразу поймёте, что "сексуализированная" героиня-пустышка ничем не отличается от "маскулинизированного" героя-пустышки. А "сексуализированная" героиня-личность ничем не отличается от "несексуализированной" героини-личности. И когда вы это поймёте, вы станете гораздо ближе к тому светлому мерцающему будущему, в котором видеоигры с сильными, интересными дамами станут безусловной усладой души.