Ионный двигатель NASA проработал без остановки 5 с половиной лет

пятница, 28 июня 2013 г.


NEXT PM проходит термовакуумное тестирование в Лаборатории Реактивного Движения.

Новый ионный ракетный двигатель NEXT (NASA's Evolutionary Xenon Thruster), разработанный специалистами NASA и компании Aerojet Rocketdyne, перешагнул значительный рубеж — двигатель проработал без остановки 48 000 часов (или 5,5 лет), что является наиболее длительным временем тестирования подобных систем для космических двигателей. Конечная цель проекта — разработка экономичного и мощного двигателя для продолжительных миссий в глубоком космосе, которые предусматриваются исследовательской программой Planetary Science Decadal Survey.


Запущенный в июне 2005 года в исследовательском центре NASA имени Джона Гленна в Кливленде, двигатель использует электроэнергию, производимую солнечными панелями, для питания ионной установки мощностью в 7 кВт, которая разгоняет заряженные частицы ксенона до скорости 145 000 км/ч, что и обеспечивает тяговое ускорение. Несмотря на то, что характерным недостатком ионных двигателей является малая тяга, в данном случае ситуацию характеризуют как значительное улучшение характеристик и, таким образом, мощности двигателя.




Двигатель NEXT EM, работающий на полную мощность в тестовой камере Исследовательского Центра имени Джона Гленна. На момент, когда была сделана фотография, в декабре 2009, двигатель уже непрерывно отработал более 25,000 часов. (Фото: NASA Glenn)


По показателю мгновенной тяги NEXT уступает химическим ракетам, но зато способен работать очень долго, потребляя минимум топлива и на протяжении многих лет разгоняя космический аппарат до высоких скоростей. Экономичность NEXT можно описать следующим сравнением — за время эксперимента было потрачено 870 кг ксенона, что позволило получить такой же импульс движения, который было бы возможно получить, сжигая 10 000 кг условного ракетного топлива. То есть, удельная тяга у такого двигателя больше.


Новый двигатель NEXT будет использоваться прежде всего для дальних космических полетов вглубь Солнечной системы и к ее окраинам. NEXT потребляет до 7 кВт электроэнергии и создает тягу всего в 236 мН. Для пилотируемых полетов подобный двигатель непригоден, поскольку разгоняет тяжёлые космические корабли слишком медленно. Но для беспилотных миссий NEXT подходит отлично благодаря небольшим габаритам, малому потреблению топлива и возможности питания от любых источников электроэнергии. Для него уже планируются миссии по доставке 4000 кг оборудования на орбиту Сатурна и получение образцов грунта с Деймоса, спутника Марса.


На данный момент в космосе уже функционирует космический аппарат Dawn на ионном двигателе, запущенный для исследования астероида Весты и карликовой планеты Цереры.


Источники:

http://habrahabr.ru/post/184844/

http://rnd.cnews.ru/tech/news/line/inde x_science.shtml?2013/06/27/533597

http://www.nasa.gov/home/hqnews/2013/ju n/HQ_13-193_Ion_Thruster_Record.html