Про государственный природный заповедник "Эрзи" и развитие туризма в нем

среда, 19 февраля 2014 г.
Когда меня спрашивают, что мне нравится в горах Ингушетии, я всегда отвечаю: уникальное сочетание горного природного ландшафта и старинных башенных комплексов. Турист словно попадает в 16-й век, на долгие километры - никакой инфраструктуры, леса, горы и башни - рай для ландшафтного фотографа. Однако в последние годы на месте этой охранной зоны - государственного природного заповедника "Эрзи" и Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника планируется развивать массовый туризм, строить горнолыжные курорты и современную инфрастуктуру. Я боюсь, что Ингушетия потеряет свою уникальность как природного заповедника, и станет одним из многих "средних" курортов, пытающихся соперничать с Альпами и Приэльбрусьем, хотя её богатство, на мой скромный взгляд, в другом.


Планы застройки Армхи и Цори:




Вся Столовая гора и часть Цорей-ламского хребта планируется к застройке. Для меня, как большого любителя природы и старинной архитектуры, это грустные новости. И это - одна из причин, почему я так хочу сфотографировать горную Ингушетию до того момента как её облик невозвратимо изменится, чтобы сохранилась память, хотя бы у меня.


Будь у меня возможность, я бы предложил застраивать лишь левый берег реки Армхи (т.е. южный) от Эзми до Ольгетти, т.е. там, где сейчас есть курорт и территория уже застроена:



Виды на левый берег уже нефотогеничны для природного фотографа (ввиду наличия красных кирпичных домов и больницы в синем пластике), поэтому его застройка существенно не испортит виды.


В этом году планируется сделать асфальтовую дорогу по всей горной Ингушетии. Я боюсь, это будет выглядеть так:



Так выглядит дорога к курорту Архыз. С металлическим бордюром (или еще хуже - с высокими бетонными плитами как уже в Джейрахе), с проводами, и протянутым желтым газопроводом. Любоваться ею, и фотографировать у меня нет желания, т.к. ущелье испорчено инфраструктурой. А какая красота сейчас в Ассинском ущелье:



Я бы предложил не портить дорогу подобными бордюрами и проводами, а сделать как в Европе невысокие каменные ограничители, которые вписываются в ландшафт:



Далее, я бы предложил запретить любое строительство, даже временных сооружений, на всём протяжении заповедника, особенно на территории башенных комплексов:



И запретил бы среди башен выгул скота, все территории комплексов должны быть неприкосновенны, особенно могильники, и сооружения, которые находятся в плачевном состоянии:



Осенью 2013-го в отверстиях на могильниках поставили решетки, это правильное решение.


Еще одна проблема - вывоз мусора, особенно при массовых мероприятиях. Самый грязный на текущий момент комплекс - Эгикал, где летом проводились бои без правил.



Это фото я сделал через час после окончания боев. Сейчас там с виду всё убрано, однако ветер успел разнести мусор по всему комплексу и зимой 2014 стеклянные, пластиковые бутылки и бумажные пакеты я находил внутри башен, около склепов, даже могилы И.Базоркина. И это при том, что мусорные баки стояли около выхода из комплекса. Надо приучать всех пользоваться ими. Сейчас я заметил два мусорных бака на въездах, это хорошо:




Кстати, Яндекс помнит, кто первый в сети написал призыв "сохраним горы чистыми" :))


Специальные мусорные пакеты я также видел на горных перевалах, это очень хорошо, но надо ставить их больше и активнее пропагандировать бережное отношение к природе.


Возвращаясь к Эгикалу. С ностальгией вспоминаю, как я впервые туда попал в мае 2012-го, когда не было никаких площадок для боев, всё это пространство занимали луга и трава. Не скажу, что сейчас всё плохо, амфитеатр из горного камня и арки из пластика всё же вписываются, однако вытоптанные тропинки, и обилие грязи сильно портит впечатление. Проблему благоустройства дорог к Эгикалу (а их целых три) надо как-то решать. Как вариант - основательно выложить её из камня, чтобы к "Битве в горах" - 2014 участники не месили грязь ногами и не прыгали по камням через речку. Почвенный слой, где можно, восстановить, на мой взгляд, это будет несложно.


Еще один аспект благоустройства - таблички с названиями достопримечательностей, установленные около дороги.



С одной стороны, информация - это хорошо. С другой, размер табличек огромен и опять мешает туристам созерцать виды. Я понимаю, что таблички никто снимать не будет, но если планируется ставить новые, то я бы предложил делать как, например, в Иордании.


Первая табличка, небольшая, вкопанная вертикально, показывает направление.



На этом фото, кстати, еще есть урна, скамейка и вторая табличка. Она, вкопанная горизонтально, детально рассказывает о месте:



Я понимаю, что на территории заповедника по любому придется обустраивать места для цивилизационного отдыха.

Я бы предложил ни в коем случае не ставить ничего там, где красивые ландшафтные виды, с тем, чтобы элементы цивилизации никогда не попадали в кадр туристам. А поставить там где уже есть объекты, например, места для отдыха можно сделать около детского лагеря "Эрзи", рядом с Оздиком. Недалеко Эгикал, можно дойти пешком.


Также сделать две обзорные площадки около Цей-ламского перевала, там, где на фотографиях находится микроавтобус:




Отсюда замечательные панорамные виды на горную Ингушетию, тут все останавливаются и если здесь расширить место для стоянки автомобилей, поставить скамейки, урны, каменные ограждения - будет замечательно.


Также в незаметных местах можно ставить временные палатки зеленого цвета, такие, какие стояли около Бейни в 2013-м.

Главное - не портить природу, чтобы в кадр современная инфраструктура не попадала вообще!

Кстати, опасения вызывает решение поставить шлагбаумы для сбора денег при въезде в заповедник. Это технически сложное решение, не уверен что оно оправдает себя, зато испортить вид и ограничить поток туристов - может.


Предпоследнее, о чем я хочу сказать, это сами башни. Любой турист ценит старину, даже полуразваливавшуюся, а не красивый новодел, поэтому чем бережнее реставрации будет сохранена оригинальная фактура, тем лучше:


В качестве примера, Морч до и после реставрации, какой вид нравится больше? :)




И, наконец, последнее, с чего бы следовало бы начать. Главное богатство Ингушетии - башни. И нетронутая природа вокруг них. Это уникально для России, такого больше нигде нет, башен в таком количестве. А курортов - много. Среди моих знакомых, преимущественно москвичей, - десятки человек, которые на российские горнолыжные курорты не поедут, т.к. им не нравится сервис, уступающий европейскому. Их сложно заманить на самую высокую гору Европы, в Приэльбрусье, а на "мелкий" курорт Армхи они не поедут тем более. Но они с удовольствием посмотрят страну башен, когда будут широко доступны соответствующие туры. Поэтому, на мой взгляд, самый лучший вариант для Ингушетии - в развитии экологического этно-туризма, туры по природному заповеднику, конные, велосипедные, пешеходные и прочие. Сохраняется и природа, и памятники, и туристы знакомятся с жизнью горцев, ингушей, вместо обычных покатушек, для которых уже есть другие места. Не надо ради этого менять заповедную зону Ингушетии. Таково моё скромное мнение, которое я никому не навязываю, но всё-же решил поделиться. С уважением ко всем.


Tags: горная ингушетия, ингушетия, критическое