Наше будущее: транспорт последней мили.

понедельник, 2 сентября 2013 г.
Есть один сегмент транспортной системы будущего, про который никто ничего не говорит (хотя кое-кто уже кое-что делает). А он обязательно будет, доказываю на пальцах:

1. Как известно, скоро все приличные люди будут ездить на трамвайчике, спасибо Варламову, Буслову и Кацу. А общественный транспорт, каким бы комфортным и скоростным он не был, имеет концептуальный неустранимый недостаток – он не довезет вас от подъезда дома до подъезда офиса. Часть пути вам по-любому придется преодолевать пешком. Эта часть пути называется последняя миля.


2. Как известно, всем неприличным людям, которые останутся верны своим дымящим коробкам на четырех колесах, скоро негде будет парковаться, спасибо Варламову и Ко. Во дворе только песочницы, рядом с офисом только трамвайчик и газончик. Машину придется оставлять где-то в подземных паркингах, автоматизированных кар-лифтах, перехватывающих парковках и прочих народных гаражах. И опять же идти до пункта назначения. Последнюю милю – пешком. Трамваефилы таким образом искусственно снижают удобство личного транспорта, делая его равным общественному – предполагается, что народ начнёт пересаживаться на трамвайчики.

Впрочем, если трамваефилы и проиграют, то ситуация не изменится – перенасыщение центра машинами приведёт к тому, что большинству придется парковаться чёрт знает где (других мест-то нету!) и опять же последнюю милю пилить пешкарусом.


3. Почему последняя – понятно. А миля – потому что как раз такое расстояние в среднем и придется проходить. То есть километра полтора от машины до места назначения. Четыре раза в день. В принципе, немного. Я вот как раз живу ровно в одной миле от метро, и прекрасно прохожу это расстояние за 15 минут. Когда еду в аэропорт – так даже с чемоданчиком, а зимой ещё и со снарягой, ничего страшного.

Вообще, ходить, знаете ли, полезно. Мужчинам 30+ медицина вообще настоятельно рекомендует ходить хотя бы 3 км ежедневно, чтоб стоял избежать всяких урологических явлений нехороших.

Но! Если нам надо каждый день дойти от дома до гаража 15 мин, до стоянки до офиса 15 мин, потом обратно – это час жизни. В посте про фриланс (линк) я описывал, что час моей жизни стоит тыщу рублей. Это уже двадцатка в месяц, так? А у многих товарищей жизнь существенно дороже и терять столько они не могут себе позволить. В наше время скорость жизни и цена каждой её минуты всё увеличивается и будет расти в дальнейшем. Что вы предпочтете – лишний час поспать / пробыть с детьми / позаниматься в спортзале, или тупо пилить пешкарусом?


4. Наконец, вспомним о тех людях, которым пройти милю не впадлу, а просто тяжело. На планете сейчас 100 миллионов стариков (>80), а через тридцать лет их будет в четыре раза больше. Есть также инвалиды, беременные и Антон Буслов, дай бог ему здоровья.


Одним словом, нам нужен транспорт последней мили!


Что это такое? Такой транспорт должен перевозить одного человека, уметь проехать несколько километров на одной зарядке/заправке, быть носимым в метро и перевозимым в машине. А также – немаловажно – легкоуправляемым. Скейт, например, отлично подходит, но кататься на нём бабушка не сможет. А если сможет – рано или поздно разложится на ступеньках и для неё скейт станет транспортом самой последней мили.


Автопроизводители, что поумнее, тренд уже поняли и работают в этом направлении. Дальше других продвинулись, конечно японцы, потому что самые старые умные. Например, компания Honda уже выпускает электротабуретку Uni-cub. Табуретка стоит на одном колесе благодаря гироскопам от робота Asimo (а кто-то ещё думал, что робот – бесполезная трата денег…), управляется без рук – весом человека. Пробег на одной зарядке – 6 км, максималка пешеходная – 6 км/ч.



Интересно, что может юницикл ехать и сам, по командам с айфончика. А до этого прототип назывался Honda U3-X, был немного другим по принципу действия, зато еще более компактным. Настолько, что прятался в обшивку двери мимимишненького концепт-кара Honda EN-V. То есть приехал, открываешь дверь, заодно доставая свою электротабуретку, и пилишь дальше, сидя на юницикле.



Или вот. В суперкаре BMW i8 предусмотрено место для транспорта последней мили – под задним стеклом есть два электросамоката. В машине они подзаряжают свои маленькие аккумуляторы от больших автомобильных. Приехал такой Том Круз в город - припарковался – достал самокат – поехал в офис.



Или вот концепт Opel Flextreme. В нем предусмотрено место для двух Сигвеев, причем сразу и не найдешь – в заднем бампере. Сигвеи, правда, в метро спускать сложно, а вытаскивать обратно еще сложнее – 50 кг всё-таки, против хондовских <10 кг.



И совсем в метро не попадёшь на трехколесном скутере, который прячется в большой машинке Geely McCar, занимая там половину багажника. Китайцы, хоть и в Китае, а фишку рубят, и к расцвету двойных транспортных систем готовятся. В другом варианте показывался McCar со специальными складными инвалидным креслом и велосипедом в багажнике.



Ещё есть похожая разработка под названием Suzuki Pixy+SSC – там две персональных колесных капсулы в микроавтобусике спрятаны. Идём дальше. Toyota Winglet (я же говорил, что японцы рулят). Почти Segway, только весит 10-12 кг. Запас хода 10 км (у Сигвея 40), максималка 6 км/ч (20 у Сигвея), но ограничена она искусственно. Засада в том, что на дороге самокату делать явно нечего, а на тротуаре и в помещении он будет на большей скорости опасен. В отличие от Сигвея, Winglet складывается и может носиться с собой.



Volkswagen Bike.e – круглый велосипед. Он такой уродский креативный, потому что складывается в кружочек и помещается в нишу запаски. Может заряжаться от розетки 220v или автомобильных 12v, проезжает 20 км со скоростью 20 км/ч, а потом можно толкаться ножками, педалек не предусмотрено :).



BMW i Pedelec – то же самое. Складной электровелик для электромобиля i3. Весит 20 кг, может проехать 40 кг, в багажнике предусмотрено место для двух таких. Правда, в ущерб багажу. Баварцы сделали двести «Педелецев» (гы-гы) для ОИ-2012 в Лондоне. Ждём электролыж для ОИ-2014.



Кстати про электролыжи. Nissan вместе с институтом AIST сделали электролыжи. Или не электро – информации очень мало про эту фигню. Известно только, что лыжи можно соединить и получится типа скейта с поворачивающимися колесиками. Это для бабушек. Для дедушек – можно половинки расцепить, колесики заблокировать прямо и получатся лыжи для конькового хода. Ох уж эти японцы.



Yamaha Deinonychus – складной электробайк с подвеской и педалями, сделан в сотрудничестве с фирмой Toyota. Простите, но фотки «Дейнониха» настолько унылые, что я выбрал другую фотку Ямахи, на свой вкус.



Тут надо сказать, что свои велосипеды делают многие производители – от Форда и Опиля до Порше и Ламбо. Но у остальных это нескладные конструкции. Обычно карбоновые или еще какие дорогущие дизайнерские велики.

Хотя не надо быть автопроизводителем, чтобы рубить фишку. Вот изделие под названием Yikebike (не знаю, как произносить это). 25 км/ч, 10 км, 11,5 кг вместе с батарейками. Складывается в размер запаски.



Культовым и популярным уже даже в Москве стал A-bike – велосипед совершенно богомерзкий, зато складной и весом 5,5 кг. Есть еще аналогичный Strida, чуть побольше. A-bike изобрел Синклер – тот самый, которому мы все благодарны за компьютер ZX Spectrum (здесь автор немного всплакнул).



Ну и вообще, складные велосипеды выпускает очень много кто. Brompton, Moulton, Dahon, Gocycle, Velomini – это типа известные американские бренды, плюс китай и прочий тайвань, свыше ста компаний. Складываются с разной степенью креативности, некоторые имеют моторчик, весят обычно 10-15 кг. Совецкая КАМА весила 21 кило, если что.



Ну и да, в конце-концов прогресс приведёт нас к идеальному персональному транспорту будущего, первой и последней мили:



Жду – не дождусь!


Tags: , , , , , , ,