В гостях у художника Василия Ивановича Сурикова. Часть-I

воскресенье, 16 июня 2013 г.
Несколько дней назад мы с дочерью Машей были в доме-музее В.И.Сурикова, до сих пор под впечатлением.

Вот был человечище, талант, глыба! Сейчас таких людей почти нет, не родятся почему то, или выродились совсем.

В общем смотрите, читайте, и делайте выводы сами.

«Я Суриков, русский казак…»


"По-казацки кованый"

Василий Суриков родился в Красноярске, происходил из казачества и очень гордился этим. Став всемирно известным художником, академиком живописи, во время заграничных поездок он представлялся просто. Предельно просто: «Я Суриков, русский казак».


Конечно, слово «cossack» в девятнадцатом веке было в Европе на слуху – помнили здесь и о наполеоновских войнах, и о крымской, и о двух турецких - так что подобное представление вполне могло повергнуть европейца в трепет. Однако вряд ли живописец добивался такого эффекта – все современники, оставившие воспоминания о Василии Ивановиче, отмечали, что был он молчалив, «преподносить» себя не любил.


Почему бы ему тогда просто не представиться: «художник» или даже «академик живописи»? Может быть, потому, что в том европейском далеке одно это слово – казак – полностью вмещало в себя множество важнейших для Сурикова понятий: родную Сибирь, любимых брата и мать, живущих в Красноярске, а еще историю его рода и семьи? Славного и достойного рода Суриковых.


Не только в характере, но и во внешности Сурикова были подлинно казачьи черты, о чем писал поэт Максимилиан Волошин: "Скован он был крепко - по-северному, по-казацки. Лицо само разлагалось на широкие, четкие, хорошо определенные планы. Морщины глубокие, резкие, но не слишком заметные на плотной, свежей, сибирскими морозами дубленой коже..."


На родине художника, в Красноярске, в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.


Василий Иванович Суриков — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.


Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.


Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).


Правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский.


1.DPP_0152

*Памятник художнику во дворе усадьбы-музея.

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Красноярск и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.


Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).


После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств.

2.DPP_0151

11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.


3.DPP_0150

С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».


4.DPP_0149

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.

4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.


5.DPP_0155

Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск. Василий Иванович часто ездил в Красноярск, где проводил лето.


6.DPP_0156

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена.


7.DPP_0157

Важнейшие картины созданные мастером:

«Утро стрелецкой казни»

В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.


В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.


8.DPP_0158

«Меншиков в Берёзове»

П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.


9.DPP_0163

«Боярыня Морозова»

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.


«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет эскиз затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.


10.DPP_0161

«Взятие снежного городка»

«Взятие снежного городка».8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).


Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.


«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.


11.DPP_0160

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Покорение Сибири Ермаком ТимофеевичемВо время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.


С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.


12.DPP_0159

«Переход Суворова через Альпы»

«Переход Суворова через Альпы»В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.


13.DPP_0164

«Степан Разин»

Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына.


В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.


Параллельно с «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695—1698 годов участвовали предки Сурикова — Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года».


Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки в Хакасию, на озеро Шира.


14.DPP_0165

«Посещение царевной женского монастыря»

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.


15.DPP_0168

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.


16.DPP_0169

Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова).


18.DPP_0172

В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».


19.DPP_0171

Во время сьемок своего очередного фильма "Сибирский цирюльник", правнук художника,-Никита Сергеевич Михалков в доме своего знаменитого деда снимал несколько сцен, и даже у смотрителей музея попросился в дедовском доме переночевать. Как потом рассказывал эту историю сам Никита Михалков,-что дом его "не принял", скрипел всеми своими 200-т летними половицами и бревнами, и уснуть ему никак не удавалось, и в итоге пришлось посредине ночи перебираться все таки в гостиницу.Эту историю я слышал от самого Михалкова, смотрители музея подтвердили в точности, да, дескать, имел место быть сей исторический факт.


20.DPP_0170

В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.


21.DPP_0200

В углу двора баня, ничего в общем удивительного.

Как же мог бы обойтись русский казацкий род, да еще и в Сибири, без бани? Понятное дело, что никак.


22.DPP_0199

В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.


23.DPP_0198

Улицы имени Сурикова есть в: Липецке, Новосибирске, в посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, в Киеве.


24.DPP_0193

В Красноярске память своего знаменитого земляка увековечили следующим образом, есть в городе:


Улица имени В. И. Сурикова;

Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;

Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);

Художественная школа им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);

Художественное училище им. В. И. Сурикова, (ул. Свердловская);

Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;

Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;

Лавочка и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).


25.DPP_0194

Именем мастера названы Речные суда:

танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;

теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.


26.DPP_0195


27.DPP_0197

Дом в то время, когда в нем обитали его истинные хозяева, отапливался пятью дровяными печами. В настоящее время отапливается от современных батарей центрального водяного отопления.

*Хотя, интересный способ решения этого вопроса я наблюдал в избах деревни музея "Сссылка В.И.Ленина в п.Шушенское, на юге Красноярского края.Так там просто внутрь русских печей вставляли электро тэны, и никакими трубами и батареями не уродовали исторический облик дома. А здесь, в 200-ти летнем доме, и.....батареи!? В общем недодумало маленько этот момент местное управление культуры.


28.DPP_0192

Род Суриковых ведет свою историю, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах в начале двадцатого века еще жили казаки Суриковы. Известно, что когда Ермак отправился отвоевывать Сибирь у татарского хана Кучума, в его войске служил есаул по фамилии Суриков – предок художника. В 1622 году Суриковы упоминались как основатели Красноярска. Здесь в 1848-м и родился великий живописец.


29.DPP_0191

Красноярск в детские годы Василия Сурикова был городом, который мало изменился по сравнению с былыми временами – на всем вокруг лежала печать «преданий старины». «До 1825 года Суриковы были простыми казаками, а потом в роду офицеры пошли - все сотники, десятники, - вспоминал Василий Иванович. - Помню, еще мальчиком, как войска идут - сейчас к окну. А внизу все мои сродственники идут - командирами: и отец, и дядя Марк Васильевич, и в окно мне грозят шутя. Дед мой Александр Степанович был полковым атаманом. Помню, он сказал раз: «Сшейте-ка Васе шинель, я его с собой на парад буду брать». Он из простых казаков подвигами своими выдвинулся. И как человек был простой... Во время парада баба на телеге на поле заехала, не знает, куда деваться. А он ей: «Кума! Кума! Куда заехала?» Заботился о казаках, очень любили его».


30.DPP_0190

Был еще у Васи дед - Василий Матвеевич, по прозванию «Синий ус». Известно, что Василий Матвеевич занимался стихосложением. И были двое любимых дядей - отцовы братья. Один, по имени Марк, а другой, как и отец, Иван (тогда при крещении поп часто сам давал имя новорожденному, не спрашивая родных, и потому в семьях случалось по два Ивана). Дядя Иван Васильевич вернулся с Кавказа, полный восхищенья Михаилом Лермонтовым, с которым там встретился. С тех пор дядя изучал творчество Лермонтова и с чувством читал маленькому Васе его стихи.


31.DPP_0189

Марк Васильевич всегда был в курсе культурной жизнь России, именно он рассказывал будущему живописцу, например, что из Рима вернулась картина Иванова «Явление Христа народу» или что в Питере освятили Исаакиевский собор; он показывал Васе снимки ассирийских памятников, которые приводили мальчика в восторг.


32.DPP_0184

В материнском роду казаки Торгошины держали извоз, водили огромные табуны коней. Прасковья Федоровна Торгошина — мать будущего художника – грамоте обучена не была, но обладала живым умом, была подлинной рукодельницей - придумывала узоры для вышивки ковров и шалей, умела вязать кружева, была рачительной хозяйкой. Василий Суриков вспоминал, что в материнском сундуке хранились пестрые сарафаны, расшитые шугаи, узорчатые дорогие шали, парчовые повойники и другие предметы казачьего быта. А в подполье дома, как реликвия, хранилась казачья «справа» екатерининского времени. Там же сберегались старинные седла, ружья, пистоли, ятаганы и шашки.


33.DPP_0185

Не меньшее влияние, чем семейные традиции, оказала на Василия Сурикова величественная сибирская природа. «Сибирь под Енисеем... - страна полная большой и своеобразной красоты, - писал художник,- На сотни верст - девственный бор тайги с диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же уходят в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею то по одному берегу, а то и по обоим - убегающие в синюю даль богатые поемные луга с пасущимися табунами...»


34.DPP_0187

Детские впечатления в жизни любого человека - самые яркие, самые сильные. Особенно для такой тонкой художественной натуры, каким и был Вася Суриков. Многое из того, что он видел в детстве, потом поможет ему стать одним из лучших выразителей казачьего духа и характера. Именно в детские годы Суриков впервые услышал казачьи предания и песни о походе Ермака Тимофеевича Аленина. Для семьи Суриковых эти предания не выглядели чем-то отвлеченным, ведь поход казачьей дружины за Каменный пояс был частью их семейной истории – то есть истории, не прочитанной в книжках, а «переданной по наследству». Именно это ощущение личной причастности к истории народа и позволило Сурикову стать непревзойденным мастером «исторической живописи».


35.DPP_0188

Своего «Ермака» Суриков начал писать зимой 1891 года. Лето следующего года он проводит в Тобольске, где писал этюды Иртыша, типажи местных жителей. В поисках материалов для картины Суриков посетил Минусинский округ, где познакомился с этнографическим музеем, созданным краеведом Николаем Михайловичем Мартьяновым. Вернувшись в Москву, Суриков с дотошностью историка изучает «Кунгурскую летопись» и историю донских казаков, о чем пишет в письме брату: «Мы, сибирские казаки, происходим от них; потом уральские и гребенские. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобою роду хорошего». Очевидно, именно эта мысль о преемственности казачьей истории и подтолкнула Сурикова к путешествию на Дон, которое он предпринял летом 1893 года. «Мы проживаем теперь, - писал Суриков брату, - в станице Раздорской - на Дону. Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь... Написал два лица казачьи, очень характерные, и лодку большую казачью. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрю там, что пригодится».


36.DPP_0183

«Хотелось передать, как две стихии встречаются», говорил Суриков про свою картину. И действительно, на масштабном полотне художник запечатлел два исполинских войска, разделенных водами Иртыша – подплывающих на стругах дружинников Ермака и вооруженную копьями и стрелами пеструю орду Чучума, зажатую между крутым обрывом берега и накатывающейся в пороховом дыму казачьей флотилией. Исследователь творчества Сурикова Владимир Кеменов отмечает: «Ермак более всех казаков похож на древнерусского былинного витязя. От всей его фигуры веет силой и простотой, присущими героям русского богатырского эпоса…Строгость витязя – отличительная черта облика Ермака. На нем гладкий светлый шлем; панцырь, надетый поверх кольчуги, также прост – восьмиугольная платина на груди и две по бокам».


37.DPP_0181

«Покорение Сибири Ермаком» - живописное полотно, которое без преувеличения можно назвать «казачьей энциклопедией». Его созданию предшествовала серьезнейшая исследовательская работа, художник до малейших деталей изучает предметы амуниции, оружия и «справы» казаков, подчеркивает характерные черты их внешности и поведения.


38.DPP_0180

Другим воплощением многоликого казачьего духа стала картина «Степан Разин», работать над которой Суриков начал в 1901 году. Покоритель отдаленных земель, бесстрашный воин и блестящий военачальник, Ермак Аленин выглядит полной противоположностью атаману Степану Разину, ставшему вождем антиправительственного восстания. Трудно, казалось бы, найти общие черты в судьбах этих двух выдающихся казаков, один из которых погиб во время боевого похода, а второй сложил голову на плахе. Тем не менее, образы Ермака и Разина – это два «полюса», между которыми и заключена историческая судьба российского казачества. Работа над этой картиной шла трудно, несколько раз художник прерывал работу и возвращался к ней снова. Если первоначально Суриков задумывал изобразить сцену, известную по народной песне – Разин с персидской княжной, - то позднее он принимает решение отказаться от пафосной мелодраматичности. Образ Разина, который полулежит на персидском ковре возле мачты атаманского челна, воплощает могучую волю, твердость и одновременно – необузданный порыв, размах и стихию, скрытые за внешним спокойствием. Сам Василий Суриков не был удовлетворен созданным полотном, и незадолго до смерти художник признавался: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» - не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог...»


39.DPP_0176

Творчество Василия Сурикова давно стало классикой русского реализма. С одной стороны, художник заслужил почет и уважение потомков. Но «хрестоматийный глянец» сегодня порой мешает нам понять, каким смелым, по-настоящему новаторским и порой ошеломительным для современников было творчество великого сибиряка. История России, увиденная глазами Василия Сурикова, - это «живая жизнь» с ее страстями, конфликтами, подвигами и предательствами, славой и бесславием. И живет в картинах Сурикова подлинное российское казачество, олицетворенное Степаном Разиным и Ермаком Алениным.


40.DPP_0148


41.DPP_0147


42.DPP_0145


43.DPP_0144


44.DPP_0141


45.DPP_0139


46.DPP_0137


47.DPP_0133


48.DPP_0131


49.DPP_0129


50.DPP_0127


51.DPP_0126


52.DPP_0124


53.DPP_0121


54.DPP_0119


55.DPP_0118


56.DPP_0117


57.DPP_0116


58.DPP_0115


59.DPP_0114


60.DPP_0113


61.DPP_0112


62.DPP_0111


63.DPP_0110


64.DPP_0109


65.DPP_0108


66.DPP_0107


67.DPP_0106


68.DPP_0105


69.DPP_0104


70.DPP_0103


71.DPP_0102


72.DPP_0101


73.DPP_0100


74.DPP_0099


75.DPP_0098

Вроде как на этой кровати пытался ночь скоротать Никита Михалков


76.DPP_0097


77.DPP_0096


78.DPP_0095


79.DPP_0094

Что то в доме-музее за два века, сохранилось лучше, например сам дом. Что то хуже, или не сохранилось совсем, например казацкие сбруя, оружие и омуниция. Но в целом сохранность дома, большинства оригинальной (хозяйской) мебели и утвари просто поражает, кажется что хозяева просто вышли во двор, или в соседние комнаты, и вот вот вернутся в дом. Всякие дурацкие таблички про пожарную безопасность и прочее,типа водяного отопления с алюминиевыми радиаторами, смотрятся крайне нелепо и несуразно. Но эта корявость и "тупизна" свойственна всем отечественным музеям, тут уж ничего с ними не поделаешь.

На этом I-ую часть закончим,

итак кажется многовато букв получилось.

Продолжение во II-ой части.

До встречи!


Tags: , , , , ,