Рубрика «Эксперт-сессия»: об особенностях товарных знаков

вторник, 17 декабря 2013 г.
Представляем рубрику «Эксперт-сессия», которая представляет полезную и актуальную информацию для потребителей, предпринимателей и производителей. Сегодня речь пойдет об особенностях товарных знаков, о способах их регистрации и о том, зачем они вообще нужны. Рассказывает специалист Торгово-промышленной палаты Тюменской области Абрамова Диля Раилевна.


Товарный знак - это название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров, услуг фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.


В качестве товарного знака может использоваться следующее обозначение:


• словесное - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. К таким знакам относятся рекламные лозунги, фамилии, различные естественные и искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару;


• изобразительные - в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, растений, небесных тел и их возможные комбинации, а также другие подобные изображения;


• объемные - в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемых в трехмерном пространстве. Таким изображением может быть оригинальная форма изделия или его упаковка;


• комбинированные - представляющие собой комбинацию элементов разного характера - изобразительных, словесных, объемных и т. д. Чаще всего ими являются словесно-изобразительные композиции;


• другие обозначения, например звуковые, световые и т. д.


Товарный знак (ТЗ) разрабатывает сам производитель или фирма, предлагающая свои услуги. Он должен быть простым, узнаваемым, не похожим на другие знаки, привлекательным для потребителей. Наличие такого знака дает возможность создать фирме определенный имидж и позволяет ей осуществлять более эффективную политику продаж.


При использовании товарного знака следует учитывать правила его применения, основными из которых являются:


• товарный знак должен быть всегда выделен (кавычки, прописные буквы).


• товарный знак используется только в том виде, в котором он зарегистрирован;


• товарный знак не склоняется. Нельзя использовать товарный знак во множественном числе, если он зарегистрирован в единственном числе.


Правовая охрана товарного знака может быть обеспечена как внутри государства, так и в зарубежных странах. В соответствии с существующими международными правилами фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на внешнем рынке, должны зарегистрировать свои товарные знаки во всех странах, где они такую деятельность проводят. Правовая защита товарных знаков обеспечивается более чем в 160 странах, причем более чем в 90 странах существует законодательная база, определяющая возможности регистрации и использования товарных знаков.


В соответствии с этим разработаны правила регистрации и использования товарных знаков и осуществляется необходимый контроль за их выполнением. Ведущая роль здесь принадлежит патентным ведомствам.


Регистрацией товарного знака и выдачей соответствующих документов занимается Патентное ведомство РФ. В базе данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС) на 10 декабря 2013 года находится 426 тысяч 419 товарных знаков. За последние годы количество поступающих в Роспатент заявок на государственную регистрацию товарного знака и знака обслуживания неуклонно растет. В 2010 году поступило 56 тысяч 848 заявок, в 2011 году — 59 тысяч 717 заявок, в 2012 году — 61 тысяча 923 заявки. За 2012 год произошел скачок и в количестве выданных свидетельств на товарный знак – более 40 тысяч. Для сравнения, в 2011 году выдано чуть менее 36 тысяч таких свидетельств, в 2010 году – 35 тысяч свидетельств. Кстати, если в 2008-2010 годах большее число товарных знаков было зарегистрировано на имя российских заявителей, то в последние два года тенденция изменилась в пользу иностранных заявителей.


С момента регистрации заявитель признается единственным правомочным пользователем товарного знака. Владелец товарного знака имеет право на его неограниченное хозяйственное использование для обозначения производимых и реализуемых им товаров и услуг, а также право распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению, включая уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование.


Кстати, следует сразу ответить на один очень распространенный вопрос: а бренд и товарный знак – это одно и то же? В чем-то это верно, а в чем-то нет, потому что каждый бренд, по сути, является торговой маркой, но далеко не каждый товарный знак может быть брендом. Разумеется, четкой границы между двумя этими понятиями нет, однако специалисты все равно предпочитают отделять одно от другого, пусть даже на интуитивном уровне. В частности, есть мнение, что торговый знак превращается в бренд только после кропотливой работы, когда значительная часть целевой аудитории (приблизительно пятая часть) начинает положительно относиться к данному торговому знаку. Однако хотелось бы отметить, что этот подход далеко не универсален – он зависит не только от типа продукта, но еще и от конкурентности рынка и его насыщенности товарами-заменителями.


Можно сказать, что торговый знак является элементом первого уровня, а бренд – элементом второго, так как сначала возникает торговый знак, и только на его основании начинает строиться бренд. В законодательстве, кстати (имеется ввиду законодательство РФ) ни понятия «бренд», ни понятия «торговая марка» не существует, оба они объединяются под понятием «торговый знак». Это еще один показатель в пользу того, что нет серьезной необходимости проводить четкую границу между брендом и знаком – оба они являются индивидуальной частью товара, оба влияют на создание его образа, оба охраняются законом.


Несколько интересных фактов о брендах: По данным исследования, которое проводились международной консалтинговой компанией Interbrand Group в 2010 году, самыми дорогими брендами в России являются МТС, Билайн и Балтика, также в пятерку входят Лукойл и МегаФон. По подобному исследованию 2011 года самыми дорогими брендами мира стали Coca-Cola, IBM и Microsoft. Да и вообще в десятку входят исключительно бренды американского происхождения.



И еще немного статистики: по данным МВД РФ, ежегодно выявляется несколько сотен преступлений незаконного использования товарных знаков, например, за 2010 год – более 500, в 2011 году – чуть менее 400. Установленная сумма ущерба тоже исчисляется сотнями – миллионов рублей.


Итак, зачем нужно регистрировать товарный знак/знак обслуживания?


Товарный знак – интеллектуальная собственность владельца, стоимость которой будет по мере использования только увеличиваться.


Товарный знак привлекает внимание покупателя к Вашей продукции/услугам, содействует их узнаваемости на рынке, расширяет объем и область сбыта.


Товарный знак подлежит оценке, как нематериальный актив и при постановке на учет дает возможность получать льготы по налогообложению, увеличить уставной капитал.


Зарегистрированный товарный знак дает право запретить/разрешить использовать такой же или сходный до степени смешения товарный знак для аналогичных товаров/услуг.


ТПП Тюменской области, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными нормативными актами, содействует предпринимателям и юридическим лицам в приобретении прав на интеллектуальную собственность, предоставляя услуги предварительной проверки и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.


ТПП Тюменской области предоставляет следующие услуги:

• проведение консультаций по вопросам регистрации товарного знака;

• оформление заявочных материалов на регистрацию товарного знака/знака обслуживания с последующим предоставлением их в патентное ведомство РФ;

• подготовка юридических документов к регистрации товарного знака;

• классифицирование товаров и услуг по международному указателю товаров и услуг (МКТУ);

• проведение предварительного поиска по базам Роспатента, выявление аналогов;

• экспертиза по нарушению патентных прав;

• ведение делопроизводства по заявкам во время экспертизы;

• подача заявок на продление срока действия товарного знака;

• внесение изменений в заявку и свидетельство о регистрации товарного знака;

• подготовка и подача заявлений о регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака;

• составление судебных исков и ведение дел в судебных инстанциях по вопросам о нарушениях и защите авторского права.


Получив Свидетельство о государственной регистрации товарного знака/знака обслуживания, Вы сможете защитить права на него, пресечь незаконное использование вашего знака третьими лицами, а главное, приобретаете интеллектуальную собственность, стоимость которой с годами будет увеличиваться.


Свидетельство о государственной регистрации товарного знака/знака обслуживания удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.


Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров Российской Федерации. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.


В Российской Федерации регистрация товарного знака действует в течение 10 лет и может быть продлена по ходатайству владельца еще на 10 лет (количество продлений не ограничивается).


И еще:


Главным требованием поддержки регистрации товарного знака в силе является его использование. То есть, если Вы зарегистрировали товарный знак и не используете его, то его у Вас могут забрать. Это сделает та компания, которая будет заинтересована в Вашем товарном знаке и подаст заявление о его аннулировании.


Использование незарегистрированного товарного знака может привести к тому, что другие лица, в том числе, Ваши конкуренты, могут зарегистрировать используемое Вами обозначение на свое имя и предъявить соответствующие претензии Вашей организации.


Порядок государственной регистрации товарного знака фирмы регламентируется законодательством РФ и включает в себя следующие этапы:


1. Проверка товарного знака, которая осуществляется по желанию клиента. На этой стадии специалистами Центра проверяется выбранный клиентом товарный знак с применением систем поиска по платным базам Роспатента на предмет наличия уже зарегистрированных обозначений, тождественных или сходных с заявленным. Такая услуга поиска застрахует от возможных отказов в регистрации на основании тождественности или сходства, тем самым значительно сократит стоимость расходов фирмы. При желании клиента осуществляем проверку торговых марок, как уже зарегистрированных, так и находящихся на рассмотрении Роспатента.


2. Подача заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент.


3. Формальная экспертиза заявки. На данной стадии специалист Роспатент проверяет соответствие представленных документов требованиям российского законодательства. По результатам формальной экспертизы Роспатент выносит решение о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в ее принятии. Об этом заявитель получает соответствующее уведомление.


4. Государственная экспертиза заявленного обозначения в Роспатент. По результатам экспертизы выносится решение о регистрации заявленного обозначения или об отказе в регистрации.


5. Государственная регистрация (патентование) товарных знаков завершается выдачей заявителю свидетельства установленного образца. Данный документ подтверждает исключительные права ИП/юридического лица на объект интеллектуальной собственности. Законом установлен срок действия свидетельства — десять лет, по истечении которых оно может быть продлено Роспатентом по заявлению владельца. О продлении делается соответствующая запись в Реестре.


6. Напомним - регистрировать товарный знак может только ИП или юрлицо, физическое лицо не может стать владельцем зарегистрированного ТЗ.


По всем вопросам, связанным с регистрацией товарных знаков, можно обратиться в патентный отдел ТПП Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. Хохрякова 9/1, 1 этаж, Тел.: (3452) 689-349; 399-609, пн-пт: 9.00-17.30. e-mail: tpp-to-ecp@mail.ru



Внимание! Рубрика «Эксперт-сессия» ведется на площадке «ТопТюмень» совместно с ТПП ТО. Эксперты Торгово-промышленной палаты Тюменской области будут давать свои советы и рекомендации участникам сообщества «ТопТюмень», делиться полезной информацией с потребителями, предпринимателями, а также со всеми, кто ценит высокое качество товаров, услуг и обслуживания, кто собирается открыть свое дело или уже активно ведет бизнес. В комментариях Вы сможете обратиться к специалистам со своими вопросами, ответы на которые, возможно, появятся уже в следующих выпусках.