Мой первый бизнес

пятница, 13 декабря 2013 г.
Расскажу о том, как я заработал свои первые 100 рублей.

Было это еще во времена Советского Союза (о, Боже, какой я старый!)... Последние годы великой империи (звучит?)...

Юрка мыл майонезные баночки. Собственно, этим и заработал свои первые сто рублей. Мыл баночки, укладывал в коробки, сдавал в пункт приема стеклопосуды.

Звучит довольно просто, но на самом деле там было не все так легко. Во-первых, объемы. Как вы понимаете, чтобы на сто рублей сдать баночек, при их цене в 10 копеек (если я точно помню), требуется 1000 штук. Прямо скажем, достать их - это не самая тривиальная задача. Во-вторых, было в СССР такое глобальное явление, как отсутствие тары. В Советском Союзе был балет, была космическая программа, была армия. А тары - не было. Те, кто находился в Советском Союзе в осознанном возрасте наверняка помнят об этом. Стало быть, была задача не просто привезти эти баночки к пункту приема стеклопосуды, но привезти уже в таре, т.е. упакованными. В-третьих, нужен был канал сбыта. Это наркотики легко сбывать, а попробуйте кому-то втюхать 20 коробок майонезных баночек, если на дворе 90-91 годы и рваные лохмотья советской плановой экономики. Тогда уже, по сути, не было ни экономики, ни плана, но какие-то атавизмы, в виде дичайшего дефицита и дебильных запретов на все и вся, еще существовали. В общем, так просто, с кондачка, не подъедешь. В общем, нужна была поддержка или, как она уже тогда называлась, "крыша". И эта крыша у меня была. Это был мой дед. Родной дед (не путать с Дедом Хасаном).

Мой дед всю жизнь проработал водителем на комбинате благоустройства. А если короче, то водителем мусоровозки. В те времена не принято было иметь помойку (в виде мусорных баков) в каждом дворе и люди централизованно и строго по графику выносили мусор именно к приезду вот таких мусоровозок. Затем эта самая мусоровозка везла мусор на свалку, где он сжигался или другим способом уничтожался (утилизировался).

Тут надо сделать очередное небольшое отступление, для прояснения, так сказать, общей картины. В Советском Союзе, как я уже говорил, много чего было, но еще больше чего не было. В числе прочего, не было и безработицы (не будем сейчас вдаваться в идеологическую подоплеку этого "дефицита"). А значит и не было такого явления как БОМЖ или бродяжничества (тогда это слово было больше в употреблении, а БОМЖ только-только входило в обиход; кстати, мой дед чаще употреблял слово бич). Ну, и для пущей убедительности, решили это "отсутствие безработицы и бродяжничества" закрепить на законодательном уровне. В Советском Союзе можно было загреметь за решетку на целый год за отсутствие работы и собственного жилья! Жилось бомжам в СССР значительно хуже, чем в России, т.к. у них не было никаких прав и свобод, а в современной России им живется хорошо: спи, где хочешь; питайся, чем хочешь; делай, что хочешь. Сегодня даже любой человек легко и запросто может стать бомжом - это не запрещено. Так, опять я отвлекся... Так вот, одним из мест, где советским бомжам жилось легко и вольготно, была та самая свалка, куда мой дед отвозил мусор. Тогда свалка - это была территория свободы. На свалке постоянно кучковались эти самые бичи, при чем в мире бомжей это была некая привилегированная каста. У них была возможность зарабатывать, при чем неплохо по тогдашним меркам. Помню, что среди них был даже некий Пашка, у которого была квартира в городе, но в которой он не жил, а жил на свалке (кстати, Пашка был фронтовик и я точно помню на его груди орден Ленина, который я видел 9 мая на параде). Не откажу себе в удовольствии рассказать об еще одном ярком детском воспоминании, связанном с компанией этих бомжей. Помню, один из них хвастался небольшим слитком золота (в крышке из-под стеклянной банки), которое он наплавил из радио- и теле-деталей, которые люди тогда выкидывали. Но, я опять отвлекся от основной своей темы (есть у меня такая черта - вдаваться в лишние подробности)

У этих самых "бичей" была одна проблема - они были невыездные, т.е. не могли выйти за территорию этой самой свалки, на которой обитали. У них не было паспортов, не было техники и не было никаких прав. Своеобразным окном в цивилизацию для них был мой дед, который для них сдавал металлолом, который они собирали, макулатуру, тряпки и, в том числе, стеклотару. В общем, был у них такой нехилый синдикат, по тогдашним меркам не совсем законная группировка, созданная с целью личного обогащения. Вот они то, т.е. эти самые бомжи и были источником этих самых майонезных баночек, которые дед привозил мне в мешках (к нам домой, мы тогда жили все вместе в частном доме) и моя задача была их вымыть, упаковать в коробки.

Но на этом цепочка не заканчивалась. Мало эти банки насобирать, помыть и упаковать. Их надо было еще сбыть, т.е. найти точку, где бы их у тебя приняли. И снова эту задачу решал дед: помимо частных домов, дед вывозил мусор еще и из магазинов, тех же точек по приему стеклотары и других организаций города. И везде у него были связи и даже какие-то "коммерческие контакты" на уровне товароведов, заведующих, приемщиц и грузчиков. И вот через эти-то "контакты" и происходил сбыт всей стеклотары.

Вот, как-то так...

Хотел написать коротенечко, но опять не получилось. Кстати, на те самые сто рублей я купил себе велосипед "Салют". Молодым, не заставшим времена Советского Союза и 90-е годы это ни о чем не скажет, а людям постарше, наоборот, скажет о многом.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Во всей округе круче меня был только один пацан, у которого была Кама, да и то был еще вопрос: круче ли?

Про деда. Более чем уверен, что в современных условиях он был бы довольно крепким предпринимателем. Не в числе первых, конечно, все таки, всего лишь три класса образования, но довольно уверенным купчишкой третьей гильдии был бы точно. Была у него какая-то неимоверная, я бы даже сказал свирепая, тяга к жизни и хозяйственная жилка. В 91 году, когда рухнуло все, у него на сберкнижке лежало 15 тысяч рублей, еще 10 тысяч было на книжке у бабки. Моя мать говорит, что у деда были еще какие-то тайные книжки, на которых было порядка 50 тысяч советских рублей. Это при том, что дед пил, т.е. был запойный и когда уходил в запой, то пропивал все, всю наличность, которая была в доме, все ценные вещи. Если, конечно, бабка не успевала все это спрятать и вынести до соседей. Дед за всю жизнь ни разу (!!!) не был в отпуске. Если нужно было, то выходил на работу в выходные. В этом плане был у начальства на хорошем счету. Его основное правило был - пахать как вол. Всегда было какое-то личное хозяйство (свиньи, коровы, козы, кролики), какое-то неимоверное количество арендованных полей, которые засаживались картошкой (для меня в детстве эти поля и работа на них была адом). При этом у деда не было левой руки, точнее была одна культя, которую кое-как пришили и она не работала абсолютно (производственная травма в молодости).

Получилось больше про деда, чем про сто рублей...