Мы носились по участку Приисковый, пытаясь выполнить поставленные производственные нормы. Все равно не выполнили, в отличие от студентов, шедших строго по профилям. По профилям они упорно ходили даже тогда, когда мы в очень дождливый день пытались сдернуть их горы (с использованием большого количества ненормативной лексики по рации). Ими было сказано: "мы все равно добьем профиль!". И они его добили, ссыпаясь с мокрого горного курумника и продираясь сквозь кустарник к вахтовке под матерный аккомпанемент ожидающих их научных сотрудников.
1. Гора Приисковая. Жердина, отмечающая начало разведочной канавы. Надпись: "Андрей 16/VIII 1967". Андрей из августа 67-го года, где ты теперь?
Погода продолжала нас "радовать". Появились грозовые фронты с меняющимся курсом движения, к которым у меня давняя "любовь". С одним из них пришлось столкнуться на участке Ковбой в 2008 году. Тогда из-за изменения направления ветра грозовой фронт понесся прямо на "столовую" гору, где я во время маршрута остановился на обед. Мне тогда удалось преодолеть расстояние в пол-километра от верхушки горы до тальвега долины ручья через осыпи, курумники и заросли кедрового стланника за 10 минут. Попутно еще успевал кричать по рации нашим ребятам на противоположной горе, чтоб бегом ссыпались в ту же долину. До сих пор этот рекорд мне не удалось побить
На сей раз мы вышли со студентами на долбежку шурфов. В течение дня погода принесла кучу грозовых облаков, одно из которых поменяло курс с восточного на юго-восточный и зашло на нашу гору. Облако начало сверкать, грохотать и посыпать нас градинами размером с грецкий орех. Мне-то повезло с моей бейсболкой из толстой ткани, студентам же пришлось прикрываться лопатами.
Видео Кости Белова. Оцените звук долбящих градин.
В середине августа нам, по условию Госконтракта, пришлось выдвинуться на участок Чепак. Место неплохое, вот только мост через Колыму к нему, почему-то, не проложили. Пришлось ехать в поселок Сеймчан, а дальше - вертолетом.
2. Колымская трасса, поселок Дебин. Вот такие здесь веселые сортиры.
3. Поселок Дебин. Поговорим-покурим-передохнем - и по машинам.
4. Эту картинку нарисовал один из наших студентов.
5. Стоянка у поселка Ларюковая.
По прибытию в Сеймчан нас поместили в бывший детский клуб любителей авиации, переделанный в гостиницу для мимо пролетающих (но только своих, хехе). Наутро, посмотрев в окно, заливаемое проливным дождем, никто не рассчитывал на вылет. Но начпарт скомандовал: "Подъем, вылетаем!". Под проливным дождем выехали... Нет, не на Сеймчанский аэродром, там за погрузку просят деньги. А на картофельное поле рядом с аэродромом, где, натянув болотники, под дождем покидали груз в вертолет и уместились поверх него (груза, а не вертолета).
6. Студенты среди груза. Салон забили бутором до потолка.
Командирша нашей группы назначила меня штурманом. Из штурманского инструментария были только топокарта масштаба условно 1 : 100 000, да старый исцарапанный недодержанный аэрофотоснимок 60-ых годов (можно было разглядеть только реки с долинами).
В простых метеусловиях я бы и смог соориентировать экипаж, но в том молоке... Сначала пошли не по заданному маршруту, а попросту прижимаясь к долинам рек. Вышли совсем не туда. С грехом пополам соориентировались и зарулили в нужную долину. КВС, тыкая пятерней в облака, вопрошал: " Ну там оно? Мы дальше в туман не полезем". Повезло, увидели старую заросшую дорогу 50-ых годов, которую приняли за канаву, после чего второй пилот восклинул: "Да мыж сюда группу уже высаживали!" и развернул вертолет на требуемый участок.
- Вас куда посадить? Туда? (неопределенный тычок в пространство) Или туда? (столь же неопределенный тычок)
- Нас бы лучше куда-нибудь поближе к воде.
- Хорошо.
И мы приземляемся в русло реки Чепак.
7. Первое место посадки - в русле реки Чепак.
Начинаем выгружаться.
КВС: Там дальше вертолетная площадка, на которой мы тогда геологов выгружали...
Я: Так нам неплохо бы туда...
КВС: Так я ж туда и показывал!
Куда ж он там показывал в этом тумане!
Хорошо хоть выгрузили из вертолета всего пару мелочей. Дальше вертолет перепрыгнул на триста метров на площадку над рекой, огороженную остатками красных флажков.
8. Ми-8 RA-25986 на насыпной вертолетной площадке.
9. Пошла разрузка.
10. Лежим на снаряжении, чтоб его не сдуло вихрями от винтов.
Поскольку каркасы мы везли с собой, лагерь был поставлен со впечатляющей быстротой. Дальше началась романтика. Сперва выяснилось, что дров в округе нет от слова "совсем". На растопку пришлось выкапывать деревянные фундаменты старательских балкОв и разносить в щепы старательскую баню. В другой обстановке за последнее мне было бы стыдно, но было слегка прохладно. Ясная погода в считанные дни сменилась проливными дождями, а те сменились ледяными штормовыми ветрами (о это пробуждение ото сна посреди ночи от громыхания скатов палатки об каркас), принесшими снеговые тучи. Для усиления романтики уже на второй день скончался бензогенератор. Любезно перед этим позволив зарядить спутниковый телефон.
11. Наш лагерь со стороны вертолетной площадки.
Пара слов о нашем участке.
Золото-полисульфидно-кварцевое месторождение Чепак. Первые упоминания о "золотоносных жилах" в этом районе были еще в 1908-1916 г. Само месторождение открыто в 1948 году и с 1949 по 1951 г.г. вовсю разведовалось. Канав и траншей было пройдено в объеме небольшого укрепрайона, было даже пробито несколько штолен. На работах применялся преимущественно труд зэков. В 1952 году разведка была остановлена безо всяких внятных причин. Работы были возобновлены в 1976 году и ограничились проходкой нескольких магистральных канав.
12. Так это выглядит с вертолета.
13. Заросшее устье штольни 1950 г.
14. Чуть лучше сохранившееся устье штольни.
15. Три штольневых отвала с остатками шпал от вагонеточных путей.
16. Колесо от вагонетки.
17.
18. Так они выглядят изнутри.
Далее - немного иллюстраций наступающей романтики.
19. Пока еще солнечная погода. Кое-кто приготовляется к общению с местными духами))
20. Вот и первые признаки перемены погоды в романтическую сторону - облака "летающие тарелки" и "бусинки". На Колыме самые красивые облака бывают только перед дождями. Есть особенная прелесть в любовании ими, зная, что назавтра работа встанет на ближайшие два-три-четыре и более дней.
21. Нас вовсю поливает. Сравните со снимком 10 - это как раз то место, где мы первый раз приземлились.
22. Дождь прекращается, начинаются ледяные ветра. "Землянка" на переднем плане - это уже упоминавшаяся старательская баня. В небольшой выемке сделали бревенчатый сруб, перекрыли досками с рубероидом и присыпали землей. Качество материала мы оценили по достоинству - горел в печках долго и жарко)
23. Кто и, главное, как и зачем её сюда притащил?
24. Вот и снежные заряды пошли...
25. Молспецы и студенты отогреваются после снежка...
27.
28. Долина ручья Правый Чепак. "Зеленая линия" - заросшая тракторная дорога 50-ых годов, на которую мы ориентировались при посадке.
29. И вновь приближается бодрящий снежок...
30.
31. Закоченевший студент пытается отколотить сколок.
Как всегда, незаметно подвалил мой очередной ДР. Все мои юбилеи в полевых условиях проходили не то, что бы буднично, но как-то без особых кунстштюков. Без продолжительных фейрверков (нет, стрельба из ружья и пуски осветительных ракет - не в счет). Без буйных загулов (пара бутылок коньяка также не в счет, в этот раз вообще обошлись парой бутылок вина на восемь человек). Но зато - с именным тортом)
32. Мне - 35.
Было еще много романтического. Лазанье по крутым осыпающимся склонам под дождем, несостоявшееся убийство молодого специалиста, чей треск в кустарнике был принят за шебуршание медведя (сей медведь, кстати, ошивался вокруг нашего лагеря, но, зараза, так и не показался), попытки изобрести такую конструкцию печной трубы, чтоб при упомянутом штормовом ветре не нужно было, кашляя и протирая глаза, стремглав вылетать из палатки (получились довольно оригинальные конструкции в стиле паропанк)... Но вся романтика когда-нибудь заканчивается.
У нас она закончилась весьма характерно для такой заброски. Сперва вертолетчики не смогли к нам прилететь по случаю выходного дня. Затем они пообещали прилететь "во вторник утром", но во вторник утром их погнали поднимать поваленную ветром опору ЛЭП. В итоге они прилетели к обеду, как раз тогда мы, разведя костер из остатков лагеря, уже закипятили чайник. Первый раз на моей памяти у нас получилась образцовая погрузка ( поскольку лагерь мы свернули уже к 10 утра).
33. Автор закидывает бутор в недра "восьмерки". (фото Анны Несмеяновой)
34. Загружена еще только половина (фото Анны Несмеяновой).
Еще пара аниных снимков с погрузки:
35.
36.
37. Погрузили барахло - можно грузиться самим.
38.
39. Перекур перед взлетом.
40. Домой...
41. Река Джегдян
42. Колыма-матушка...
43.
44. Сеймчанская равнина.
45. Вот и сели... На то же картофельное поле рядом с аэродромом. Практически нос к носу с нашей вахтовкой)
46. Отогреваемся на разгрузке. На Чепаке - +10 С, здесь - +19 С.
47. Борт RA-25986 покидает нас и направляется на Сеймчанский аэродром.
А дальше мы вновь остановились на ночлеге в местом отеле юных техников. Спрыснув, как следует, благополучный вылет и мой прошедший день рождения (никогда не смешивайте армянский и азербаджанский коньяки! Особенно приобретенные в поселке Сеймчан:))
48. Это не средняя полоса, это частный сектор в Сеймчане.
49. Наносим визит в центр поселка.
Нынешний Сеймчан - образец типичного крупного поселка Магаданской области. Относительно благополучный частный сектор по окраинам и полузаброшенный панельный центр.
50. Заброшенное общежитие.
51.
52.
53. Местная котельная.
54. Местный стрит-мессейдж.
55. Это не усадьба и не дача. Это диспетчерская Сеймчанского аэродрома.
56.
57. Карта оперативной обстановки в отеле юных техников.
Так, с грехом пополам, забегали самый, пожалуй, лакомый участок. Там бы еще поработать, но вот только после нашего визита его быстренько залицензировали.
Остаток полевого сезона провели на участке, сколь живописном, столь и бесперспективном.