Кукла Суок копает картошку…

вторник, 9 апреля 2013 г.

2010, лето




С куклой Суок из «Трех толстяков» – Линой Бракните я встречался в самом начале ноября 1998 года в одном из кафе в центре Вильнюса. Ели пиццу, пили какое-то вино – после постигшей меня в тот день аварии я был уже не за рулем. Не доехал до литовской столицы километров пятнадцать - вылетел на большой скорости в кювет во время ливня, но на интервью все же успел, добравшись на автобусе…

До той поры пропавшую из кино, но не из людской памяти литовскую девочку-подростка из знаменитых советских фильмов для детей никто из моих коллег как-то и не искал. Впрочем, и я с первого раза попал вовсе не на Бракните, а на Байкштите, ее подругу-красавицу и тоже киноактрису, о чем рассказал в предыдущем посте. Гражина Байкштите мне и дала номер телефона Лины…


И я, как и обещал, выкладываю здесь интервью с Линой (в свое время сокращенное в «КП» вдвое!), с которым собирался познакомить вас, правда, чуть позже. Но не ожидал, что Лину помнят и любят так много людей, а фильм «Три толстяка» с ее участием пересматривали и пересматривают не раз. Так что сегодня представляю вашему вниманию интервью с Суок! Именно так ее нередко называют до сих пор, узнавая на улицах и в магазинах…


Суок пробирается в тюрьму к заключенным... (childactors.narod.ru)




кукла наследника Тутти, справа - врач доктор Гаспар - Валентин Никулин (chitalnya.ru)


- Меня называют Суок или Дубравкой – по третьей моей картине, - рассказывала мне Лина Бракните. – А впервые я снялась у режиссер Жебрюнаса в фильме «Девочка и эхо». Эта картина в Каннах даже какой-то приз получила. И до сих пор почти каждое лето в последний день каникул ее показывают…




кадр из фильма "Девочка и эхо" (kino-teatr.ru)


(Фильм «Девочка и эхо» - о честности в детской дружбе, по мотивам рассказа Юрия Нагибина, снят на Литовской киностудии в 1964 году. Награжден специальной премией жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно «Серебряный парус» (1965). Большой премией жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Канне (1965).)


- А всего я снялась в пяти фильмах, - продолжала Лина. – Когда мне исполнилось 18, в эпизодической роли в фильме «Море нашей надежды» в Одессе и потом на «Молдова-фильме», в картине «Последний форт». Лента задумывалась о любви немецкой девушки и советского солдата. Но в этом усмотрели крамолу и перекроили фильм до неузнаваемости. Мою роль «немецкой девушки» сократили до трех фраз…




кадр из фильма "Последний форт" (1972) (kino-teatr.ru)


- В фильме «Девочка и эхо» есть эпизод, где ваша героиня купается обнаженной…


- Мне тогда было 11 лет, и в школе меня потом совсем задразнили. Первые дни все перемены пришлось отсиживаться в туалете. Через две недели, правда, ажиотаж стих.


Потом меня пригласили на пробы в «Три толстяка» на «Ленфильм» (Баталов, рассказывают, просмотрел сотню кандидаток – К.М.). Я даже мечтать не могла, что буду играть вместе с самим Баталовым, который мне тогда казался почти Богом. Чтобы сниматься в «Трех толстяках», пришлось перебираться в Ленинград. Я училась тогда в пятом классе, а жила в доме у своей воспитательницы Татьяны. О Ленинграде с тех пор у меня самые хорошие воспоминания. Трудности были с русской грамматикой, но мне очень помогали учителя.


- Это были единственные сложности?


- Нет, конечно. Пришлось многому учиться – в частности, акробатике, жонглированию. Но чаще всего вспоминается не это, а какие-то эпизоды съемок, конечно. Баталов и великолепные места в Петербурге, Таллине и Крыму. Крым я тогда знала лучше, чем Палангу! А люди какие прекрасные!




Суок-акробатка - до того, как в виде куклы проберется во дворец, чтобы освободить оружейника Просперо... Ее поддерживает снизу напарник - канатоходец Тибул - Алексей Баталов, который для этой роли несколько месяцев учился ходить по канату (imageban.ru)


- К кино в вашей семье кто-то имеет отношение?


- Нет. Отец работал в МВД, был майором, мама заведовала магазином. У меня был замечательный дед, он жил в деревне и мастерил скрипки. А бабушка очень красиво рассказывала сказки. Я в детский сад не ходила, выросла на бабушкиных сказках. Потом и дочке своей их рассказывала. (Дочь на момент интервью еще училась на экономиста на 4 курсе Литовского университета – К.М.) А муж занимается издательским делом, готовит фотоальбомы о Вильнюсе и Литве.




семья Лины - слева направо: ее муж Раймондас Пакнис, Лина, свекор дочери, дочь Вика с сыном, зять, свекровь Вики... (2actor.ru)


- А вы?


- Во времена «Трех толстяков» я дружила с гримерами, могла просиживать у них часами, даже помогала им массовку гримировать. Но потом ассистент режиссера, окончившая, кстати, актерский факультет, как-то провела меня по коридорам «Ленфильма». У одного кабинета она показала огромную очередь и говорит: «Смотри, все они актеры и ждут, когда им предложат работу. Ты лучше получи какую-нибудь надежную специальность, а потом, если Бог пожелает, ты все равно будешь сниматься».




Суок с наследником Тутти (afisha.net)


Это на меня очень сильно повлияло. Да и чересчур самокритично я к себе относилась, чтобы поехать поступать во ВГИК. В конце концов окончила исторический факультет и 20 лет проработала в библиотеке Института истории Академии наук Литвы. Моя жизнь четко делилась на две части: работа и личная жизнь. Если бы я не снималась до этого в кино, мне, наверное, не с чем было бы сравнивать мое монотонное существование в библиотеке. Хотя свои плюсы были. Я очень любила читать. А тут - прекрасная библиотека в 56 тысяч томов! Причем среди них находились раритеты XVI века. Были книги на польском языке, на латыни...



- Несколько раз за лето я звонил вам в Вильнюс и мне отвечали, что вы в деревне и будете только осенью…


- У нас там домик на берегу речки. Больше всего мне нравится ходить в лес. И не обязательно по грибы или ягоды. В лесу находятся мои самые красивые проспекты и улицы. А еще свекровь нам с сестрой книгу подарила – «Начинающему огороднику».


- Огороды нашего спасения?


- Для нас это не актуально. Муж все время ворчит: «Зачем тебе это нужно?!» Особенно когда мы копаем картошку. Вот лужайку летом подстричь, яблочек собрать – это для него в удовольствие. Ему-то нужно лишь место отдыха. Но что прикажете - картошку из города везти? Морковка и картошка у меня свои. Хоть немного, но без нитратов.


- А лопату взять в руки?


- Лопата – это для нас с сестрой, - рассмеялась Лина. – Муж обычно нас встречает фразой: «Привет ударникам сельского труда!»




Лина с золотистым ретривером Симбой недалеко от своего дома в Вильнюсе (peoples.ru)


- Хорошо, что у вас такие надежные тылы, но ведь творческим людям сейчас далеко не сладко…


- Мне кажется, что сейчас ситуация несколько улучшилась. Все как-то приспособились – кто-то в рекламу пошел, кто-то с концертами по республике ездит. А ведь совсем недавно, бывало, что даже очень знаменитые литовские актеры сидели совсем без денег. Ведь киностудии не осталось, и литовского кино практически уже нет. Но на хорошие спектакли люди продолжают ходить. К примеру, на «Дяде Ване» Некрошюса всегда полно народу...




рабочий момент съемок: режиссер Алексей Баталов объясняет Лине мизансцену, а рядом с ней - настоящая кукла, которую для фильма изоготовила художница из Питера Валентина Малахиева...


- А смогла бы Суок выжить в наших условиях? Или ей пришлось бы переквалифицироваться, скажем, в девушку по вызову?


- Нет. Несмотря на кажущуюся хрупкость моей героини, силы воли ей не занимать. Ночной бабочкой она точно не стала бы. Уж лучше картошку копать…


PS: Сейчас Лина занимается домашним хозяйством и пятилетним внуком – сыном дочери Вики, которую Лина назвала так в честь героини своего первого фильма - Вики из картины «Девочка и эхо». Живет вместе с мужем в пятикомнатной квартире, которую купили в престижном районе Вильнюса в 2001 году.




вот так выглядела Лина, когда мы встречались с ней в Вильнюсе. Фото мое, из газеты...


PS.PS. В комментариях к этому интервью несколько раз услышал сожаление о том, что Лина решила не продолжать кинокарьеру, что мы лишились тем самым многих ее блестящих ролей... И тут меня осенило, почему она приняла такое решение! Помните, где она говорит, что отсиживалась в туалете после "Девочки и эха"? А после Суок и Дубравки, когда пошли узнавания-приставания на улицах, мешки писем со всего Союза? Лине, наверняка, было трудно выносить это бремя обрушившейся на нее славы! И она спряталась от всего мира... в библиотеке! Лучшего убежища было и не сыскать!)))


А вот три любопытных снимка: наша Лина и американские актрисы разных лет:




Лина (кадр из фильма "Дубравка") и Розанна Аркетт (likeness.ru)




с Хеди Ламарр (likeness.ru)




с Хлоей Морец (likeness.ru)