Под руководством премьер-министра Синдзо Абэ (Shinzo Abe) Япония постепенно сбрасывает с себя ограничения, наложенные послевоенной пацифистской конституцией. В апреле было объявлено о принятии новых японо-американских оборонных принципов, которые укрепят американо-японское оборонное сотрудничество без установки каких-либо географических ограничений, а также позволят военным союзникам «неразрывно и эффективно» отвечать на угрозы безопасности. Не снижая оборотов, премьер-министр Абэ работает над принятием законопроектов, которые изменят японскую оборонную политику. 14 мая, например, Кабинет министров одобрил два законопроекта в сфере обороны, которые расширят полномочия сил самообороны Японии и позволят им более активно действовать за рубежом.
Тем не менее убрать послевоенные ограничения в сфере обороны — задача непростая. Японское правительство, которое пытается ускорить оборонные реформы, сталкивается здесь как с международными, так и внутренними проблемами. Мало того, что надо заверить соседние страны в том, что японские реформы не приведут к росту японского милитаризма, на японское правительство идет мощное давление внутри страны: японцы опасаются, что страна может быть втянута в войны, сомневаются в том, что интересы безопасности Японии связаны с интересами США, и волнуются, что новые неоднозначно сформулированные законы допустят разные варианты интерпретаций под началом разных партий, что в итоге помешает реализации закона и ввергнет оборонную сферу Японии в хаос.
В чем суть законопроектов?
Суть двух законопроектов, которые были приняты кабинетом Абэ 14 мая, в расширении сферы деятельности сил самообороны за рубежом, а также увеличении числа областей, в которых эти силы могут быть применены. Название законопроектов — «Для поддержания мира во всем мире» и «Об урегулировании системы законов о мире и безопасности». Первый законопроект внесет поправки в десять законов, связанных с безопасностью. Он устранит географические ограничения вроде пометки о «прилегающих к Японии районах» в законе, который был принят в 1999 году во время чрезвычайной ситуации на Корейском полуострове. Теперь Япония сможет осуществлять право на коллективную самооборону или прийти на помощь дружественной нации, которая подверглась нападению. Силы самообороны также смогут быть привлечены в следующих ситуациях: для миссий по спасению японских граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях за рубежом, миссий по защите военных кораблей и другой техники, стоящей на страже Японии, миротворческих операций, а также операций по оказанию гуманитарной помощи.
Второй законопроект создает закон, который позволит правительству направлять силы самообороны за рубеж с целью обеспечения материально-технической поддержки иностранным военным во время боевых операций. Он заменит текущие временные законы, которые необходимо принимать каждый раз, когда нужно направить силы самообороны за рубеж для участия в международных операциях.
Хотя основная концепция законодательных инициатив состоит в том, чтобы предоставить силам самообороны больше свободы, не обошлось и без определенных ограничений. В соответствии м новой интерпретацией Конституции, которая была принята прошлым летом, Японии разрешается развернуть силы для помощи союзническим странам, только если выполнены три условия: 1) вооруженное нападение на иностранное государстве «угрожает выживанию Японии» или «представляет очевидную опасность» для права на жизнь, свободы и стремления к счастью японских граждан; 2) нет иного средства, кроме применения силы, чтобы защитить Японию и ее граждан; 3) применение силы должно быть сведено до необходимого минимума. В качестве примера Абэ привел минно-тральную операцию в Ормузском проливе на Ближнем Востоке, через который проходит 80% экспорта нефти в Японию.
Несмотря на то, что предполагаемый закон позволит отправлять часть сил самообороны без проведения специального законопроекта в каждой отдельно взятой ситуации, этот закон ограничен в своем действии по времени: чтобы у Сил самообороны оставалась возможность уходить на зарубежные миссии в упрощенном порядке, закон придется продлевать за счет парламентского голосования. Есть и другие ограничения. В частности перед тем как отправить личный состав для обеспечения технической поддержки иностранным войскам, должны быть соблюдены три условия: 1) парламент должен одобрить отправку сил; 2) силы самообороны должны действовать в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН или Совета Безопасности ООН; 3) запрещено направлять силы самообороны непосредственно на поля сражений.
Что принятие этих законов будет означать для безопасности Японии?
Два эти законопроекта все еще должны получить одобрение японского парламента, чтобы окончательно вступить в силу. Ожидается, что этот вопрос вызовет бурные дебаты между правящей коалицией, Либерально-демократической партией (ЛДПЯ) и партией Комэйто, и оппозиционной Демократической партией (ДПЯ). Но если их все же примут, законопроекты будут иметь четыре важных последствия для японской безопасности. Во-первых, в результате расширения сферы деятельности сил самообороны во время операций с иностранными войсками за рубежом (от применения Японией права на коллективную самооборону до совместных миссий по оказанию гуманитарной помощи) Япония существенно отойдет от своей добровольной послевоенной оборонительной доктрины, которая позволяла Японии напасть на вражескую страну только в случае нападения на саму Японию. Во-вторых, законопроекты станут подспорьем для амбиций премьер-министра Абэ, считающего, что Япония должна вносить более активный вклад в поддержание мира на Земле. 29 апреля в ходе выступления в Конгрессе США японский лидер вновь сделал акцент на роли Японии в «активной защите мира в соответствии с принципами международного сотрудничества». В-третьих, законопроекты станут реальным воплощением решения, принятого администрацией Абэ прошлым летом, когда японские власти переосмыслили Конституцию, чтобы Япония могла осуществлять право на коллективную самооборону. В-четвертых, в соответствии с новыми американо-японскими оборонными принципами законопроекты позволят развивать сотрудничество между силами самообороны и ВС США. Как заявил глава Японии в ходе выступления 29 апреля, «усовершенствование правовой базы позволит Японии намного эффективнее реагировать на любые угрозы [вместе с союзниками]».
Внутреннее давление
Хотя Абэ заявил, что Япония «никогда не окажется втянутой в американские войны», многие японцы по-прежнему опасаются, что эти законопроекты вполне могут привести к тому, что японские войска увязнут в сражениях за рубежом. Кроме того, поскольку цель предлагаемых реформ состоит в том, чтобы снять ограничения на совместные японо-американские операции (генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга (Yoshihide Suga) подчеркнул, что законопроекты рассчитаны на то, чтобы укрепить военный союз с США), многие стали считать, что законопроекты будут на самом деле служить интересам безопасности США, а не Японии, и способствовать сохранению мира в США, а не в Японии. В то же существует и ряд опасений, связанных с расплывчатостью формулировок в законах. Двусмысленные формулировки могут привести к тому, что законы будут по-разному толковаться как внутри правящей коалиции, так и в ЛДПЯ и ДПЯ, что помешает использованию закона и создаст хаос в оборонной деятельности Японии. В частности, в законопроектах сказано, что Япония может использовать право на коллективную самооборону, только когда есть «явная угроза» выживанию страны в связи с вооруженным нападением на государство, с которым Токио имеет тесные связи, и нет «никаких других средств» для защиты японских граждан. Но как можно определить, что существует «явная угроза» для выживания Японии и «нет других средств», чтобы защитить японских граждан? Пока законопроекты не дают ответы на эти вопросы.
Когда 14 мая кабинет Абэ объявил о том, что поддерживает два этих законопроекта, у здания администрации собрались сотни протестующих. Это были самые разные люди, от представителей антивоенных групп и профсоюзов до оппозиционных депутатов. Социологические опросы также показывают, что единого мнения по новым законодательным инициативам нет. По данным опроса Kyodo News, который был опубликован 30 апреля 2015 года, 48,4% респондентов выступили против предложения Абэ. Другой опрос, опубликованный в марте, показал, что 45% японцев против идеи осуществлять право на коллективную самооборону; поддержали идею только 40,6%.
Несмотря на внутренние проблемы, кабинет Абэ и правящая партия полны решимости пересмотреть оборонную доктрину Японии. Ожидается, что два законопроекта вызовут интенсивную дискуссию в ходе нынешней сессии парламента. Чтобы обеспечить прохождение этих законопроектов, правящий лагерь и правительство планируют расширить текущую сессию и создать специальную комиссию. Против образования комиссии сильнее всего выступает ДПЯ, представители которой говорят о «безрассудстве» властей, планирующих принять десять законов одним пакетом. Тем не менее главный секретарь Кабинета министров Ёсихидэ Суга (Yoshihide Suga) продолжает в парламенте попытки призвать оппозицию к «конструктивному обсуждению».