Вадим отчалил на DTF, где хоть и подвел сериальные итоги, но, по моему мнению, совершенно не так целостно, как делал в предыдущие годы на TJ, так еще и с четким упором в гик-культуру, что мне (и, думаю, многим здесь) не особо релевантно. К тому же далеко не все читатели TJ сидят на DTF. Поэтому попробую заполнить образовавшуюся нишу.
Не буду стараться делать всеобъемлющий обзор, поскольку на это пришлось бы потратить слишком много неоплачиваемого времени. Поэтому ограничусь списком из 16 сериалов 16-го года, которые мне наиболее запали в душу, и тезисным описанием, почему каждый из них действительно стоит посмотреть. Возможно, мой "фильтр" для кого-то окажется близким и полезным.
Список исключительно субъективный, поэтому не удивляйтесь, что некоторых общепризнанных сериалов (3-й сезон Черного Зеркала, 6-й сезон Игры престолов) в нем нет — в мой Топ-16 они не входят, я считаю их достаточно слабыми. Иные, при всем своем качестве, мне просто не зашли (Quarry, Американская история преступлений, Хорас и Пит, Stranger Things, Ночной администратор) либо попросту не интересны (Атланта, Fleabag). Все, что не вошло в этот список, давайте обсуждать в комментах.
В целом, этот год оказался первым, когда мне удалось посмотреть все, что я хотел, чтобы не тяготиться необходимостью восполнять пробелы в будущем.
В большинстве случаев я буду опускать синопсис сериалов – я не очень хорошо кратко пересказываю вводные данные по сюжету, к тому же эта информация гуглится на раз-два, если "зачем смотреть" заинтересует.
Начнем.
16. Мир Дикого Запада / Westworld, 1-й сезон
Зачем смотреть:
1) Полюбоваться просто невероятным Энтони Хопкинсом, которого в сериале не так уж и мало, хотя в интервью он часто говорил, что его щадили.
2) Наглядно понять, о чем нам говорит теория бикамерального разума, которую лично я считаю одним из величайших человеческих прозрений (совсем кратко почитать о ней можно, например, тут).
15. Южный Парк / South Park, 20-й сезон
Зачем смотреть:
1) Увидеть продолжение экспериментов создателей South Park с формой (сюжетная арка напрямую продолжает события 19-го сезона) и содержанием (South Park перестает быть исключительно злой сатирой на современное общество и становится настоящим социальным высказыванием). Некоторые моменты, особенно в первой половине сезона, посвященной дебатам и выборам Президента США, отражают болезненное состояние современного общества дьявольски точно – даже по меркам SP.
2) Посмеяться над тем, что даже такие циники, как создатели SP, не могли и помыслить, что выиграет Трамп, из-за чего всю первую половину сезона сознательно подводили к победе Клинтон, в итоге кардинально слив последние серии, не подготовившись идейно к известному нам исходу.
14. Завучи / Vice Principals, 1-й сезон
Зачем смотреть:
1) Великолепная роль Уолтера Гоггинса (харизматичный шериф-южанин из Омерзительной восьмерки). Жаль, что экранного времени у него явно меньше, чем у его менее талантливого коллеги Дэнни МакБрайда.
2) Редкий пример, когда от трогательных моментов в комедии не хочется блевать. У создателей есть вкус — в этом Завучи похожи на другой прекрасный сериал Эпизоды / Episodes, пятый сезон которого я очень жду.
13. Гравити Фолз / Gravity Falls, 2 заключительные серии 2-го сезона
Зачем смотреть:
Яркое завершение самого значимого детско-взрослого мультсериала последних лет. И хотя основная часть второго сезона Гравити Фолз принадлежит 2015-му, точка в истории была поставлена только в году нынешнем. Две заключительные серии выдались на удивление сбалансированными: в 19-й Алекс Хирш дает волю фантазии и, не двигая сюжет по существу, погружает нас в пестрый мир иллюзий (что очень напоминает 8-ю серию столь же прекрасного сериала Over the Garden Wall), а в 20-й, которая длится 44 минуты вместо привычных 22, ударяется в сверхнасыщенный событиями экшн, при этом очень трогательно подводя итог "бесконечному лету", которое мы провели с героями в Гравити Фолзе.
12. Кремниевая долина / Silicon Valley, 3-й сезон
Зачем смотреть:
Здесь все просто: с каждым годом сериал становится смешнее, ярче и все точнее отражает быт стартаперов из Кремниевой долины. И уже не просто "стартаперов из гаража": Pied Piper крепнет и развивается, и в этом сезоне мы увидим множество подковерных интриг, непопулярных решений собрания акционеров, примеров борьбы за власть в компании и прочих особенностей жизни "взрослой" компании. Одним словом – все, к чему привыкли за два сезона, только насыщеннее.
11. 11.22.63, мини-сериал
Зачем смотреть:
Невероятно вкусная стилизация под 60-е. Не могу судить о качестве воссоздания эпохи по понятным причинам отсутствия меня в тот период, но авторам (среди продюсеров – и Дж. Дж. Абрамс, и сам Кинг) удалось создать правдоподобную и обволакивающе уютную атмосферу того времени с огромным вниманием и любовью к деталям. Эстетическое удовольствие от просмотра сцен, которые напрямую не толкают сюжет вперед, – верный признак того, что у сериала есть та самая "душа".
10. Берлинская резидентура / Berlin Station, 1-й сезон
Зачем смотреть:
Я питаю большую слабость к "тихим" шпионским драмам: подставные квартиры, тайные встречи в условленных местах, шифрованные послания, двойные агенты, вычисление крота, шпионы-дипломатические сотрудники, общая атмосфера элитарности профессии – и лишь гомеопатические дозы "акшона". Ближайшими ориентирами будут такие фильмы, как Шпион, выйди вон! и Самый опасный человек. Если это ваше, смело смотрите и Берлинскую резидентуру, тем более что весь актерский состав играет очень хорошо. Рису Ивансу и Ричарду Дженкинсу (да, тот самый инструктор по фитнесу из После прочтения сжечь) – мой персональный поклон.
9. Мистер Робот / Mr. Robot, 2-й сезон
Зачем смотреть:
1) Сэм Эсмейл продолжает самым отчаянным образом заигрывать с формой, располагая, видимо, полным карт-бланшем от USA Network: долбит отбойным молотком "четвертую стену", выходит на метауровень, экспериментирует с построением кадра, доводит до крайности концепцию "ненадежного рассказчика", снимает целые 15 минут серии в стилистике ситкома из девяностых. И пусть я и согласен с критиками в том, что второй сезон явно проигрывает первому со сценарной (содержательной) точки зрения, но я всегда считал, что Мистер Робот – это про Форму, а не про Суть, и поэтому у меня к нему нет значительных претензий.
2) АЛЬФ!!!!111!!1!11
8. Лучше звоните Солу / Better Call Saul, 2-й сезон
Зачем смотреть:
С Better Call Saul работает формула Кремниевой долины – "как и раньше, только лучше". Второй сезон не изменяет первому: он сохраняет и достаточно размеренный темп повествования, и относительно невысокую насыщенность событиями, и акцент на юридической профессии, и в целом некую меланхоличность настроения. Так что если перечисленное выше отпугнуло вас раньше, вряд ли второй сезон сможет вас удивить.
Для тех же, с кем первому сезону удалось синхронизироваться, у меня хорошие новости: авторы значительно нарастили напряжение в повествовании, а бэкграунд важных для Breaking Bad персонажей (Майк, Туко, Дон Саламанка, Джимми) стал, наконец, намного более цельным и понятным.
Остается главный вопрос: произойдет ли окончательный слом личности главного героя и превращение немного потерявшегося, но все-таки "хорошего" Джимми в беспринципного evil-Сола уже в третьем сезоне, или нам придется ждать до 2018-го?
7. Карточный домик / House of Cards, 4-й сезон
Зачем смотреть:
Перед началом каждого нового сезона HoC кажется, что нет-нет, но вот в этот раз неугомонный двигатель главного локомотива Netflix сбойнет, пробуксует и заглохнет. К счастью, на четвертый год непрерывной эксплуатации этого вновь не произошло: мы опять погружаемся на 13 binge-watching'овых серий в разреженную атмосферу ледяного, циничного, элитарного мира американского истеблишмента. Нечего добавить: все по-прежнему хорошо.
Тем не менее проблемы могут начаться в следующем году: у сериала с пятого сезона сменился шоураннер, и пока нет однозначного понимания, как это повлияет на существующий стабильный производственный процесс возведения новых этажей Карточного домика.
6. Острые козырьки / Peaky Blinders, 3-й сезон
Зачем смотреть:
Эстетически безукоризненное полотно с филигранно выписанными персонажами и по-британски выверенной напряженностью повествования. Последнее неудивительно: шоураннером сериала является Стивен Найт, режиссер и сценарист ультракамерного и моноактерного Лока, все действие которого происходит внутри одной машины с героем Тома Харди за рулем, – чтобы сделать подобный фильм настолько захватывающим, насколько он получился, нужна подлинная сценарная безупречность.
Я почти ДЖВА ГОДА ЖДАЛ третий сезон Козырьков – у вас же есть возможность оценить их залпом.
5. Однажды ночью / The Night Of, 1-й сезон (сериал-антология)
Зачем смотреть:
1) Первая половина первой серии, в течение которой и происходит отправное для сюжета всего сезона убийство, – это поистине уникальный иммерсивный опыт. Пожалуй, никакая другая сцена из фильма или сериала на моей памяти не давала мне большего погружения в персонажа и в ситуацию, участником которой он является. Если Мистер Робот уничтожает "четвертую стену" волевым усилием, непосредственно заигрывая со зрителем и обращаясь к нему, то Однажды ночью делает это намного более тонко: он уходит от основополагающей концепции кинематографа – "прыжков во времени", когда время, которое прошло в мире фильма, не равно зрительскому (реальному) времени, – и разворачивает перед нами картину вечера главного героя, в которой в самой напряженной его части каждая прожитая героем минута соответствует минуте нашего времени. Усиливаемый манерой съемки, музыкальным сопровождением и событийной насыщенностью, достигается уникальный эффект.
2) Ощутить экзистенциальный холодок, пробегающий по позвоночнику, при виде того, как ломается личность застенчивого интеллигентного паренька Назира, сыгранного Ризом Ахмедом (напарником героя Джейка Джилленхола из Стрингера), в тюремных застенках.
3) Замечательный Джон Туртурро в роли адвоката с добрым сердцем, прозябающего на дне юридической профессии. Он примерно так же хорош, как Энтони Хопкинс в Мире Дикого Запада, с одной лишь разницей: у него в разы больше экранного времени. И это прекрасно.
4. Нарко / Narcos, 2-й сезон
Зачем смотреть:
Второй сезон просто вопиюще хорош. Редчайший случай, когда новый сезон переводит сериал из разряда "очень хороших" в "любимые" – как правило, либо происходит наоборот, либо, по меньшей мере, субъективная категория не меняется. Создатели Narcos умудряются одновременно и стремительно развивать сюжет, и вырисовывать удивительно человечные и многогранные портреты героев, и наполнять экранное пространство множеством деталей, как визуальных, так и повествовательных, что вкупе с тем фактом, что герои-колумбийцы сплошь говорят на испанском, приводит к плотнейшему погружению в мир колумбийской наркомафии.
Из-за всего этого Narcos прям-таки создан для binge-watching. Так что, если вы в свое время пропустили первый сезон, у вас есть возможность проследить законченную историю жизни Пабло Эскобара за несколько дней. По их прошествии герой Вагнера Моура покинет вас в полном соответствии со своим реальным некрологом, а третий и четвертый сезоны уже будут посвящены картелю Кали, пришедшему на смену детищу Эскобара.
3. В поиске / Search Party, 1-й сезон
Зачем смотреть:
Search Party умело маскируется под черную комедию, нанизанную на расследование загадочной пропажи девушки довольно заурядным человеком. На самом же деле перед нами непревзойденный гимн мизантропии, с яростью берсерка обрушивающийся – минимум – на все наше молодое поколение и – максимум – на то, чем по сути является современный цивилизованный человек.
Авторы очень умело выдают свою ненависть к людям за развеселую сатиру и несколько абсурдистский детектив. Но вглядитесь пристальнее, и вы увидите неподдельную злость, с которой они плавно выписывают своих персонажей, чтобы ближе к концу сезона мы услышали едва различимый голос в голове, нашептывающий нам ту мысль, ради которой сериал и был снят: люди непередаваемо пусты; они сделают все, чтобы заглушить эту всеобъемлющую пустоту внутри себя и убежать от невыносимой тоски бессмысленного, глупого, никому не нужного существования.
2. Голиаф / Goliath, 1-й сезон
Зачем смотреть:
Пожалуй, это самый субъективный сериал во всем списке, учитывая то, насколько высоко он оказался в нем. Ничего не могу с собой поделать: эта 8-серийная юридическая драма про судебное противостояние между побитым жизнью, но талантливейшим адвокатом в исполнении Билли Боб Торнтона (современный Давид) и гигантской корпорацией под защитой топовой юридической фирмы (современный Голиаф) на почве расследования мощнейшего "трах-бабаха" прямо у берегов Санта-Моники в Калифорнии — как искусная арфистка, сыграл разом на всех струнах моей души. Я бы даже поставил его на первое место, но это бы был чересчур необъективный выбор.
И тем не менее я признаюсь в любви этому сериалу, в частности:
● Билли Боб Торнтону за поистине безупречную игру, которой он даже затмевает роль Лорна Малво из первого сезона Фарго;
● его герою, Билли МакБрайду, за доброе сердце и железные яйца и за то, что "you may be a fucking tough guy, but I’m a crazy guy";
● его удивительно колоритной команде помощников, каждый из которых выписан с чуткостью, выдумкой и сценаристской любовью;
● Дэвиду Э. Келли, создателю сериала, за предыдущие два пункта и за то, что ему удалось перенести библейскую историю в современность с таким чувством вкуса и такта, что ни одна пафосная речь и ни одна конфронтация героев ни единожды не вызвала у меня потуг на фейспалм.
1. Молодой Папа / The Young Pope, 1-й сезон
Зачем смотреть:
Это, объективно, лучший сериал этого года. Безапелляционность здесь вытекает не из желания начинать холивары, а лишь из необходимости констатировать факт. Если вспомнить, что сериалы это, в первую очередь, не способ потешить души гиков или развлечь усталый офисный планктон, а – часть кинематографа и, следовательно, искусства, то этот факт становится окончательно очевидным.
Я не любил Паоло Соррентино, мне не нравятся ни Молодость, ни обласканная Великая красота. Но Молодой Папа – это произведение другого порядка. Если бы мы не жили в век информационного перегруза и перенасыщения смыслами, я убежден, что The Young Pope стал бы по своей значимости чем-то вроде "Тайной вечери" Да Винчи или "Сикстинской Мадонны" Рафаэля. То есть вечным произведением. Не культовым, поскольку этот статус выдается массовым, обывательским сознанием, а именно вечным.
Молодой Папа – это великое гуманистическое полотно. При этом он полноправный герой своего времени: он начинается как Карточный домик в Ватикане – циничный, резкий, в чем-то нигилистический – и, лишь захватив внимание зрителя, он открывает ему свою истинную природу. Человеколюбие тут того, не побоюсь этого слова, божественного порядка, которое выше мизантропии, о которой я писал, рассказывая про Search Party. Более того, гуманистический посыл Молодого Папы доступен даже тем самым человеконенавистникам, которые с легкостью разберут, о чем нам шепчут создатели Search Party.
Соррентино в The Young Pope как бы говорит нам: "Да, люди мерзкие, тупые, примитивные, бессмысленные создания, пусть так. Но что поделаешь? Ты тоже. И подлинное счастье – в умении иногда об этом забывать".
И да, лучшая роль Джуда Лоу ever и лучший opening этого года как минимум.
This article passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Recommended article: The Guardian's Summary of Julian Assange's Interview Went Viral and Was Completely False.