Статья Юсси Розендаль (Jussi Rosendahl)
В солнечный день на берегу моря в Хельсинки вовсю летят искры от сварки по стали на судоверфи, которую кажется не коснулся экономический спад Финляндии, так как она стремится выполнить портфель заказов, который забит до 2017 года.
Крупнейший в мире производитель ледоколов и судов, которые могут работать в ледовых условиях, Arctech готова извлечь выгоду из ожидаемого шквала деятельности в Арктике, который в том числе подтолкнул президент США Барак Обама (Barack Obama).
Поскольку изменение климата приводит к таянию морского льда и открывает Арктику для интенсификации перевозок, добычи полезных ископаемых и нефти, ледоколы будут прокладывать путь для других судов, проводить спасательные операции и работать в качестве спасательных судов у нефтяных платформ в регионе.
"Мы получаем запросы из нескольких стран и компаний из этих стран, имеющих выход в арктические регионы", сказал Эско Мустамаки (Esko Mustamaki), управляющий директор Arctech, сидя в своем кабинете на громадной верфи в то время, как рабочие в велосипедных шлемах отправились на обеденный перерыв.
Верфь в настоящее время строит шесть судов, четыре - для российской государственной судоходной компании "Совкомфлот" и по одному для российских и финских транспортных министерств. Одно из них будет использоваться в Арктике и Мустамаки ожидает, что спрос будет только расти.
"Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия активность в (Арктическом) регионе будет расти", говорит Мустамаки.
Это должно быть хорошим сигналом для бизнеса, но на горизонте также есть и облака: верфь в настоящее время принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации России (ОСК), которая была добавлена в список американских санкций против России в прошлом году на волне конфликте на Украине.
Верфь когда-то принадлежала норвежским компаниям Kvaerner и Aker Yards, а позже корейской STX, чьи финансовые проблемы в конечном итоге побудили её на сделку с Россией, завершённую в прошлом году.
Пока Arctech находится под действием санкций, они затрудняют ведение бизнеса.
Nordea, крупнейший банк в Северной Европе, закрыл счета Arctech в прошлом году из-за санкций США. Мустамаки сказал, что верфь открыла новые банковские счета, отказавшись назвать банки. Но доступ к финансированию в настоящее время занимает больше времени.
"У банков есть правила, которые сейчас требуют для нас проведения большего количества проверок, так что всё, что связано с банками, требует большего времени. Но до сих пор это не повлияло на наши заказы", сказал Мустамаки.
"Это могло произойти, если клиент не захотел бы вести с нами бизнес по этой причине."
Источники в судоходной отрасли сказали, что санкции США и ЕС против российских клиентов компании могут осложнить их заказы в будущем.
В то время, как Арктика открывается для туризма и бурения нефтяных скважин, а также для большего количества морских перевозок, Соединенные Штаты отстают от возможностей России в регионе, и президент Обама заявил в этом месяце, что они должны быстро приобрести по крайней мере один новый ледокол.
В то время как Россия имеет 40 ледоколов и еще 11 находятся либо в планах, либо в стадии строительства, по заявлению Белого дома, Береговая охрана США имеет три, из которых только один является достаточно мощным.
Для Artech, сами санкции исключают любой бизнес с правительством США, оставив вне досягаемости на ближайшие несколько лет некоторые из потенциально самых прибыльных контрактов в отрасли.
Мустамаки, сангвиник, утверждает однако, что даже без санкций, его компания, вероятно, не выиграла бы ни одного американского заказа, потому что закон Джонса (Jones Act) США требует, чтобы, в основном, все американские суда строились на местных верфях. Этот закон, с его слов, заставит Соединённые Штаты заплатить высокую цену за ледоколы. Доклад исследовательской службы Конгресса определил стоимость нового ледокола США примерно в $ 1 млрд.
"Это выглядит довольно много. Мы, в настоящее время, строим ледокол для государства Финляндия за 123 млн. евро ($ 139 млн)," сказал Мустамаки.
Хельсинская верфь, основанная в 1865 году и переименованная в Artech в 2010 году, построила 60 процентов всех ледоколов, работающих в мире, большая часть эксплуатируется Россией, в том числе для морской добычи энергоресурсов.
В то время как обычное судостроение в значительной степени переехало в Азию, Arctech является одной из немногих нишевых верфей, оставшихся в Европе. Её конкурентами являются немецкая Nordic Yards, норвежская Vard и голландская Damen.
Финская компания в настоящее время строит более энергоэффективные суда, способные работать при температуре минус 35 градусов по Цельсию и двигаться в 1,5-метровой толще льда.
Её ледокол, строящийся для министерства транспорта Финляндии, будет первым в мире использовать сжиженный природный газ в качестве топлива, а не полагаться на более загрязняющее окружающую среду дизельное топливо.
"Есть много ньюансов, но конкретного перечня для постройки арктического судна нет, это скорей - тактическое ноу-хау", говорит Мустамаки.
Источник: http://ift.tt/1OiIOAB
Из этой статьи получается, что находящаяся под санкциями судоверфь загружена заказами тогда как, свободные от санкций верфи простаивают. Похоже, если бы санкций не было, их надо было придумать самим.