TJ поговорил со специалистом в кредитной сфере о том, какие данные о себе люди выкладывают сами, а какие можно купить за деньги.
Руководство социальной сети «ВКонтакте» подало в суд на компанию Double Data и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которые якобы собирают данные пользователей из интернета, в том числе, и из соцсетей, для оценки их кредитоспособности и продажи этой информации банкам.
На Западе подобное изучение клиентов сложилось в патент, зарегистрированный в 2014 году компанией Facebook. С помощью услуги соцсети банки просматривают так называемые «узлы» связи потенциального заёмщика для того, чтобы понять, насколько состоятельно его окружение. Подразумевается, что с человеком не своего уровня люди без определённого достатка не будут водить знакомство.
Также данная система учитывает модель гаджетов, с которых человек заходит в соцсеть, геоданные из его путешествий, фотографии на фоне дорогих объектов недвижимости или машин. Хотя система несовершенна, поскольку люди могут создавать в соцсетях целевые фейки: сами или даже при помощи маркетинговых агентств.
Бывший сотрудник службы безопасности одного из крупнейших банков России, в настоящее время работающий в коллекторском агентстве, рассказал, что в РФ подобная информация о заёмщике тоже учитывается, но о систематизированном подходе он не слышал.
Крупные банки, насколько мне известно, не используют это, тем более для выдачи кредита. Когда в паспорте появится строчка со ссылкой на «ВК» или «ОК», тогда будут.
собеседник TJ
Говоря о людях, которые продают информацию о потенциальных клиентах банка, собеседник TJ назвал их довольно таинственными личностями, которые могут предложить общеизвестную информацию, а могут и что-то эксклюзивное.
Типов таких полно, но такого типа не увидеть в толпе, завёрнутым в фарцовский кожаный плащ. От него не придёт коммерческое предложение на электронную почту. Исключительно личные связи.
Те, что есть в сети, когда гуглишь «пробить данные о человеке недорого в Краснодаре» — это либо закинутая органами удочка, либо брошенный ресурс, либо ловкость рук и сплошное мошенничество.
Они есть, от низкого уровня, как-то соцсети, выписка с ЕГРЮЛ, сайта ФССП, так и обладатели шикарнейших баз, где есть всё и про всех. Но их не так просто найти, всё через посредников.
собеседник TJ
О должниках
На сайте Национального кредитного бюро говорится, что они используют данные из открытых источников, уверяя, что могут найти практически любую информацию о клиенте по запросу.
Даже если клиент не размещает какую-то информацию о себе или приукрашивает её — эта информация может быть восстановлена или проверена за счёт анализа социального графа (списка друзей человека в социальной сети) и сравнительной аналитики. Таким образом, факты сокрытия или подозрительного несоответствия информации также являются характеристиками человека, определяемыми на основе социальных сетей.
Вся эта информация, а также решения, построенные на её основе, применимы на всех этапах жизненного цикла клиента: для привлечения новых клиентов, для оценки уровня риска при принятии кредитного решения, для портфельной аналитики и кросс продаж, наконец, для сбора просроченной задолженности.
из пресс-релиза Национального кредитного бюро
Статус «Ты — должен»
Говоря о просроченных кредитах, источник TJ заявил, что определённой системы, составляющей «портрет» должника, пока нет. Но взыскателям долгов в соцсетях нужен и не он, а его окружение, о котором и продают информацию.
Продаётся конфиденциальная инфа, и хорошо продаётся, и за дорого. Соцсети ещё в стадии развития в этом плане, хотя они уже и плотно въелись в жизнь. Ещё лет 5-7 и всё, тотальный контроль обеспечен, это если заходить глубоко, и неизвестно, в чьих руках этот поводок будет.
Кто продаёт информацию — не ходит по офисам, не ищет клиентов. Информация всегда ходовой товар. Это наоборот — их ищут, с ними налаживают связь.
собеседник TJ
В колекторских агентствах, по словам источник TJ, информацию добывают из соцсетей вручную.
«Бахаешь» всех друзей, родню, всех, кто в топе, тех кто отмечен на фотках в обнимку, номера автомобилей, если такие есть. На автоотметке геолокации сравниваешь с имеющимися данными, пробиваешь по базе, ищешь в сетях свежие телефоны, по телефону можно узнать, чей номер, ФИО, по ФИО адрес, по адресу — сожителей, соседей на одну-две квартиры вперёд-назад, место работы начальника, коллег, взяв во внимание род деятельности.
Какие-то ходы предпринять, чтобы Должник Должникович проснулся утром, а ему звонок — «вы должны», завтракает, выходит из квартиры, в дверях уведомление — «ты должен», на работе начальник к себе: «Мне звонили, ты тут должен», — идёт на рабочее место — ему коллега говрит: «Мне тут звонили, ты должен». В обед звонит жена или лучше мама, на площадке сосед говорит то же самое, и так день за днём.
Потом «ВКонтакте» вечером друзья пересылают ему сообщения: «Мне тут писали, ты должен» . Но это всё уже не нужно и незаконно.
собеседник TJ
Коллекторы и приставы
Говоря о законности сбора подобных данных , собеседник TJ упомянул, что в социальных большинство данных люди выкладывают о себе сами. Например, такую информацию, как телефоны, список друзей по рейтингу, отмечают родство.
Соцсети, плюс поисковые базы (не уточняется, какие) — это полная информация о должнике: его окружении, месте работы, каком-то ценном имуществе.
собеседник TJ
Братва во фраках
В беседе о том, что следить за деятельностью коллекторов по закону поручили судебным приставам, собеседник TJ отметил, что нововведение не сыграло на руку должникам.
Доступа к базе ФССП у кредиторов официально нет, но ничто не мешает им быть в деле о долгах третьей стороной. Хотя и ранее для должников решение о взыскании долга через суд оборачивалось лишними неприятностями.
Государству любима фраза должника: «Всё через суд». Реализовалась в полном объёме и не в лучшую сторону для должника.
Выносят мебель, машины, тормозят на границах в аэропротах, пропадают путёвки, дорогие билеты, заставляют платить прямо перед рейсом в какой-нибудь Египет.
Ладно, если какая-то горячая в путёвка Хургаду, там, за 15 тысяч [путёвки] люди ещё тысячи платят, и сами хотели, чтобы всё было через суд? В трусах в зал суда привозят девок — пофигу.
собеседник TJ
В 2016 году Минюст представил законопроект, согласно которому у должников можно изымать единственное жильё за долги, в частности, по кредиту. 31 января предложение министерства поддержал Центробанк.
Скоринг не скорый
Говоря о скоринге (система оценки клиентов для банков), собеседник TJ отметил, что на данный момент он у всех банков — разный. То есть, такой, какую систему мониторинга сумела продать сторонняя организация, и какие данные может собрать, включая информацию из соцсетей.
Я не знаю, есть ли какое-то соглашение при регистрации в соцсетях, типа Дуров-Полудуров и вся его свита. Она не несёт ответственности за ваши данные, там, бла-бла, всё же общественное. А значит ровно как и в любом другом общественном месте можно приспустить штаны там, жарить в дёсна свою герлу, показывать письку.
И людьми движет жажда самовыражаться, а потом и самолюбоваться. И она сильнее, чем безопасность.
собеседник TJ