Музыка игр: Джеспер Кид, часть I

пятница, 24 мая 2013 г.



Этот пост будет необычным для рубрики "Музыка игр", потому как темой его станет не какая-то отдельная игра, а один из самых знаменитых и талантливейших композиторов в игровом мире. Этот человечище написал музыку более чем к сорока играм, в их числе саундтреки к таким крупным проектам, как Hitman, Assassin's Creed, Borderland. Как многие уже догадались, речь сегодня пойдёт о Джеспере Киде.


Прежде чем узнать побольше об этом композиторе, следует разобраться с правильным произношением имени, как ни странно. На английском его имя пишется как Jesper Kyd. Википедия подсказывает, что на русском имя звучит как Йеспер Кюд, однако большинство русскоязычных игровых изданий называют его Джеспером Кидом. Мне кажется, что Джеспер Кид звучит для русского уха всё же благозвучнее, нежели Йеспер Кюд, посему будем называть его так, как нам кажется фонетически более приятно.


Первые шаги




Джеспер Якобсон Кид родился 3 февраля 1972 года, в небольшом городке под названием Хёрсхольм (это в Дании). Между прочим, сейчас Кид является чем-то вроде основной достопримечательности этого города, впрочем, вполне заслуженно.


С раннего детства Джеспер любил играть на пианино, в течение нескольких лет брал уроки игры на классической гитаре, хорового пения, нотного чтения и уроки композиции на классическом фортепиано. Таким образом, к тринадцати годам, когда ему дарят Commodore 64, у него уже есть основательная база музыкальных знаний и появляются интересные задумки и идеи.



На Commodore 64 оказывается множество хороших игр. Кид постоянно играет и подмечает такую вещь, как «компьютерная музыка». Грамотный симбиоз музыки и игрового процесса в некоторых игровых проектах его шокирует — он достаёт музыкальный софт и пробует подбирать музыку Мартина Голвея (Martin Galway, тоже ещё один человек и пароход в игровой музыке, только постарше), чьи работы ему очень нравились.



Джеспер втягивается, и в течении нескольких лет занят исключительно тем, что пишет трекерные модули на Commodore 64 (о том, что такое трекерная музыка, рассказывалось в одном нашем раннем посте, в рубрике "Как это работает"). Как говорит сам Кид — «Я ставил себе целью писать по одной композиции в день, поскольку был уверен, что таким образом я со временем подниму качество своей музыки». Его композиции частенько попадают в различные коммодоровские демки — постепенно Джеспер вливается в обширное демо-сценерское комьюнити.


После двух лет работы на Коммодоре, Кид переходит на Amiga 500.



Наличие четырёх каналов (в данном контексте возможности воспроизводить одновременно до четырёх звуков) потрясает его до невозможности. К этому моменту работами Кида озвучено огромное количество демок, что естественным образом приводит Джеспера к демосцене.


Демосцена




В 1989 году (спустя четыре года после первого знакомства с Commodore 64) Джеспер вместе со своим другом Микаэлэм Бэллем входят в состав демо-сценерской группы Silents (в её датское отделение). Через год они образуют официальный коллектив под названием Kyd/Balle Productions и в союзе с Silents выпускают свою первую демку — Global Trash.






Между прочим, шведское подразделение Silents основало компанию Digital Illusions, которая разработала Battlefield 1942, а серия игр Max Payne была создана финским подразделением Silents.


Однако основная слава приходит к ним с выходом Global Trash II. Совершенно безумная демка, сделанная с использованием различного, подчас нереально дорогого телевизионного оборудования (Бэлль в то время работал на одной из крупнейших датских телевизионных компаний), шокирует всех. Да и демкой это можно было назвать только с некоторой натяжкой, поскольку ролик является обычным видео. Демку крутят везде и повсеместно, начиная от различных околокомпьютерных конференций по всей Европе и заканчивая каналом MTV. Вот она:


Примерно в то же время Кид и Бэлль успешно устраивают несколько мини-фестивалей на скандинавских демо-пати, где под видеоряд Микаэля играет музыка Джеспера. Пиком этих тусовок была вечеринка под названием “The Party 2” в Дании, которую посетили около 2 тысяч человек. Это событие было самым крупным в период с 1991 по 2002 год и одним из первых в стране.


Финальным аккордом симбиоза Kyd/Balle был выпуск демки “Hardwired”. В создании её участвовало множество людей из демо-групп Silents и Crionics, и результат не заставил себя ждать — в течение 18 недель демка не уступает первое место в официальных чартах.


Геймдев




После этого Кид и компания решают покинуть демо-сцену и вплотную заняться играми. К этому времени у Джеспера уже был опыт в написании игровой музыки — шесть проектов с его музыкой так и не вышли или были отменены, однако один (USS John Young), всё же добрался до релиза. Игровую компанию называют Zyrinx, туда входят выходцы из Crionics и Кид с Бэллем. Их задача — нести благо на консоль Sega Genesis.



Первая игра Zyrinx, Subterrania (рабочее название HardWired), продаётся Сеге и расходится неплохим тиражом в 250 тыс. экземпляров. Воодушевившись успехом, команда переезжает в Бостон. В течение года Кид успевает написать музыку к четырём игровым проектам (к двум проектам Zyrinx — Red Zone и Scorcher, и к двум проектам в качестве аутсорсера — Amok и Adventures of Batman and Robin), однако банкротство компании-издателя (Scavenger) ставит крест и на существовании Zyrinx. Здесь пути Джеспера и его друзей расходятся: они возвращаются в Данию, где создают IO Interactive, а Джеспер направляется в Нью-Йорк, где закладывает фундамент для своей студии, которую называет “Nano studios”, и компании Jesper Kyd Productions, занимающейся созданием музыки для игр, фильмов и телевидения.


В 2000 году происходит событие, которое резко перемещает Джеспера Кида из разряда рядовых, никому неизвестных аутсорсеров от мира игровой музыки, в разряд маститых и "брендовых" игровых композиторов. А что случилось в 2000-ом — узнаем во второй части статьи.




Читайте все статьи о музыке игр по специальному тегу или просто нажмите на эту рубрику слева.