КАПП: кодекс адекватного авиа-пассажира.

воскресенье, 19 мая 2013 г.

plane


Если верить myflightmemory, в котором я скрупулезно веду учет своих путешествий (жаль, в последнее время их стало гораздо меньше), я уже 7 раз успела облететь вокруг земного шара и почти добралась до Луны.

перелеты


Самолет — замкнутое пространство, в котором мы вынуждены находиться от 40 минут до 14 часов, не имея возможности сменить обстановку. Как человек с очень острым ощущением личной территории, я очень хорошо знаю, как часто приходится сталкиваться с дискомфортом от взаимодействия с соседями по салону, а потому стараюсь сама причинять как можно меньше неудобств окружающим.


Вот примерный список рекомендаций из моего «Кодекса адекватного авиа-пассажира»:


1. Во время посадки постарайтесь не задерживать людей, стоящих позади Вас в проходе самолета: заранее проверьте номер места на посадочном талоне, прикиньте или спросите у бортпроводника, где оно (справа у окна в конце салона, например), и прицеливайтесь.

2. Заранее продумайте, что из ручной клади Вы оставите рядом с собой в течение всего полета, а что — уберете в багажный отсек над головой. Я обычно путешествую без багажа: в дамскую сумку кладу ноутбук, наушники, крем для рук, надувную подушку и прочие мелочи, необходимые в полете, и убираю ее под кресло впереди себя; маленький чемодан отправляется на верхнюю полку. Этим Вы убиваете двух зайцев: во время посадки Вы не будете тормозить остальных пассажиров, копаясь в вещах в поисках книжки или мобильника, а в течение полета не придется беспокоить соседей, чтобы достать с верхней полки внезапно понадобившийся носовой платок.

3. Если Вы видите, что какой-нибудь бабушке или девушке сложно поднять (или, наоборот, снять) свою ручную кладь на верхнюю полку, помогите. Я достаточно высокая, а мой чемоданчик всегда умещается в разрешенные габариты, но и мне приходится приложить определенные усилия, чтобы закинуть его наверх. Представляю, каково мамам с детишками и пожилым людям.

4. Кстати, о детишках. У меня пока нет своих, но, поверьте, к пассажирам с детьми я стараюсь относиться максимально толерантно, всегда стараюсь помочь в случае необходимости и даже почти не раздражаюсь на плачущих младенцев (а они, как известно, имеют свойство рыдать хором на весь салон). Но дорогие мамочки, постарайтесь заранее продумать, как вы развлечете и успокоите своего малыша во время перелета, а также не оставляйте без внимания поведение детишек постарше, которые часто, например, любят пинать впереди стоящие кресла или носиться в проходе (о, чартерные рейсы!). Я понимаю, что не всегда уговоры и любимые игрушки срабатывают, но это не повод махнуть рукой на ребенка и комфорт остальных пассажиров — сделайте все, что от Вас зависит.

5. Перед перелетом не используйте парфюм, даже если он кажется Вам ненавязчивым, даже если он очень любимый. Я помню, в свое время меня изрядно шокировала одна известная бьюти-блогер, которая в числе средств из своей самолетной косметички регулярно упоминала атомайзеры с любимыми духами, которые она без тени сомнения использовала, если ее раздражали запахи вокруг. Поверьте, мало кто оценит Ваш новый (или винтажный) аромат «отшанЭль» в условиях замкнутого пространства и сухого воздуха, а уж тем более, щедрость, с которой Вы его нанесли. Лучше примите душ и воспользуйтесь дезодорантом.

6. Если Вы любите свежую прессу, предлагаемую на борту, и при этом не летите в отдельном сьюте Первого класса Emirates, складывайте ее так, чтобы не мешать пассажирам на соседних креслах.

7. Откидные спинки кресел придуманы для нашего комфорта и я ни в коем случае не выступаю против их использования. Сейчас, например, пассажир впереди меня откинулся назад, но это не мешает мне с комфортом (пусть и относительным для экономического класса) печатать. Однако не откидывайте спинку назад в процессе коллективной кормежки и до тех пор, пока не собрали подносы. Ну или хотя бы предупредите пассажира сзади: уронить касалетку или стакан с томатным соком на колени — не самое приятное впечатление от перелета.


Несколько пунктов про посещение туалета:


8. Всем знакома картина, когда после завтрака или обеда на борту, к туалетам выстраивается очередь. Стойте, не облокачиваясь на кресла и подлокотники сидящих пассажиров: лицезреть чужие задницы в районе собственного лица и так не особенно приятно, а уж уворачиваться от них — тем более. Когда я работала в наземном обслуживании, у нас даже были свои шутки про места для вредных пассажиров: знайте, если Вас посадили в проход на последнем ряду у туалета, Вы чем-то насолили девушке на регистрации =))

9. Обратите внимание, что в туалетах висит табличка с предложением вытереть раковину после использования, что-то вроде «May we suggest you to use your towel for the courtesy of a next passenger». Не пренебрегайте этой просьбой, следующему пассажиру действительно будет приятно помыть руки в чистой и сухой раковине. Выбрасывайте салфетки в мусорный контейнер, используйте кнопку слива (да, к сожалению, до сих пор есть люди, которые уже вроде бы не падают ниц от ужаса при виде большой железной птицы, но при этом пока не освоили правила пользования общественными туалетами). Если Вы видите, что в туалете откровенно грязно, скажите бортпроводнику. Не гарантирую, что он обрадуется, но убрать-уберет.

10. Если Вы отстояли в туалет приличную очередь, и такая же очередь выстроилась за Вами, постарайтесь помнить, что Вы не дома, и не задерживайтесь в кабинете уединения надолго. Особенно это относится к девушкам, которые любят навести полный марафет после долгого перелета. В конце перелета Париж-Богота я стояла минут 40 в очереди. После двух атак бортпроводника на дверь туалета, оттуда выплыла дива с внушительной косметичкой и свежим макияжем, и я гарантирую, что карма ее в тот момент пострадала очень сильно.

11. Протискиваясь в проходе мимо очереди к своему месту, по возможности поворачивайтесь к другим пассажирам лицом: обратите внимание, стюарды всегда расходятся именно так. То же относится к моменту, когда Вы пробираетесь к своему месту у окна через пассажира на среднем кресле. Да, выглядит пикантно, но придется позабыть про стыд на минутку.


Про экипаж. Они, конечно, не другие пассажиры, как было заявлено в введении к посту, но тоже люди и стараются сделать наш с вами перелет приятным, комфортным и безопасным. Поэтому:


12. Первое и самое главное. Выполняйте их требования. Не надо подмигивать бортпроводнице, сообщающей Вам, что распитие собственного алкоголя на борту запрещено, и продолжать разливать дьютифришный коньяк. Если Вас просят выключить электронные приборы, не трясите айфоном, с возмущением доказывая, что у Вас включен flight mode. Поймите, бортпроводники на работе и действуют по инструкциям. И если Вам уж совсем невтерпеж запостить в инстаграм фоточку с крылом самолета, постарайтесь сделать это максимально незаметно.

13. Когда заходите в самолет, улыбнитесь и поздоровайтесь с приветствующим Вас бортпроводником. Когда будете выходить, попрощайтесь и поблагодарите. Я всегда так делаю. Да, приветствовать пассажиров и улыбаться им — работа стюардов, но это не повод проходить мимо них с унылой физиономией.

14. Если во время длинного ночного перелета захотелось водички, не гоняйте лишний раз стюардессу, сами пройдитесь до кухни и попросите стакан воды или что Вы там хотели — и ноги разомнете, и благодарность уставшего человека заслужите. Конечно, если Вы сидите у окна и для прогулки на кухню придется перешагнуть через двоих спящих соседей, такой энтузиазм будет вряд ли уместен.


Ну и наконец:


15. Когда самолет приземлился и уже заруливает на стоянку, не надо сразу судорожно включать телефон, чтобы он порадовал всех пассажиров Nokia tune или маримбой, и громко орать в трубку «Мама, я долетел! Я в Москве. Ты слышишь, мама? Чота плохо слышно!». Вы летели несколько часов, лишние 10 минут погоды не сделают. Хинт: такси можно заказывать через специальные приложения для смартфонов: у меня EST, по-моему, есть приложение у Яндекса.

Если совсем невтерпеж, выключите звук и разговаривайте негромко — это стандартное правило приличия для общественных мест.

16. Не толпитесь в проходе, когда самолет зарулил на стоянку. Я не верю, что у всех тех, кто подрывается со своего кресла еще во время рулежки и начинает выгружать баулы с верхних полок, короткая стыковка и каждая минута на счету. Помню, как-то прилетела в Киев, 90% пассажиров, естественно, немедленно вскочили с мест, нагрузились сумками и наизготове встали в проходе. Тут в самолете выключили свет и мы простояли у терминала минут 40. Я сидела с комфортом в своем кресле и, признаюсь честно, слегка злорадствовала.

17. Про аплодисменты в конце полета. Я не аплодирую, за исключением тех случаев, когда посадка была действительно тяжелой (последний случай был лет 5 назад: мы приземлялись на Маврикии в ураган) и очевидно стоила капитану немалых усилий. Ну и вот эти вот неуверенные аплодисменты кажутся мне каким-то отголоском чартеров в Хургаду. Но, в целом, не раздражает, пусть каждый решает для себя сам.


В общем, закончу свой опус цитатой из нетленного «Кота Леопольда»:

«Ребята, давайте жить дружно!».

Ну а теперь я побежала чекиниться в гостиницу (дописывала пост уже в прилете «Шереметьево»), а потом встречаться с подругой. А вы пока расскажите мне, с чем согласны, с чем не согласны, и что хотели бы добавить?


Хорошего дня!