Путешествие по Грузии. Верхняя Рача: Они и местная синагога, Уцера

вторник, 7 мая 2013 г.
Предыдущий пост здесь.

Все предыдущие рассказы о поездке в Грузию см. по этой ссылке

Справа показалась гора Рачинского хребта, которую мы видели вдали с другой его стороны, из Имеретии.

Вид на Рачинский хребет с севера, из долины реки Риони

А вот и город Они - центр Верхней Рачи и некогда главное место обитания грузинских евреев:

Город Они - административный центр Верхней Рачи

Центральная площадь города Они

Они - милый, ухоженный и чистый городок. Мы сначала думали здесь остановиться и заглянули в гестхауз на улице Сталина, д. 18. Если что, вот все адреса:

http://www.davisvenot.ge/?lang_id=R US&sec_id=820&info_id=7881

Хозяев дома не оказалось: уехали в Тбилиси. Жилище просторное и красивое, увитое виноградом, Мы немного поболтали по-английски с сыном, который познакомил нас с чёрным котом Обамой и овчаркой Бомборой. Животные в Раче такие же спокойные и расслабленные, как люди:

Кот Обама - настоящий рачинец!

Овчарка Бомбора - тоже настоящая рачинка!

И так же нежны, любвеобильны, чутки друг к другу:

Любовь овчарки Бомборы и кота Обамы

Даже коровы:

Поцелуй

К концу XIX века здесь жило около 600 евреев. Сейчас почти все рачинские евреи уехали из Они в Израиль, но осталась очень красивая синагога, построенная в 1895 году. Стены покрыты резьбой, внутри даже росписи есть. Мне рассказывали, что в 30-е годы, когда коммунисты хотели снести синагогу, её спасли местные жительницы - и еврейки, и православные окружили здание живой стеной.

Синагога в городе Они (1895 г.)

Синагога в городе Они. Бима

Синагога в городе Они. Купол

Синагога в городе Они. Зал

Синагога в городе Они. Окно

Смотритель синагоги Шалва - один из немногих евреев, кто здесь остался. К нему как раз приехали друзья из Израиля, тоже местные старожилы. Они не одобрили моего порыва переехать в Рачу: мол, все евреи должны жить в своей стране, а здесь делать нечего. Мы пошутили, пофоткались и тепло попрощались.

За городом мост через Риони, ведущий в настоящую Верхнюю Рачу. За мостом дорога становится хуже, но ехать вполне можно. Климат здесь холодней и суровей, хотя по российским меркам он достаточно ласковый. В Уцере температура зимой обычно не опускается ниже -5. Местные жалуются, что в последние годы похолодало: мороз доходит до -6, а это опасно для виноградной лозы. По дороге в село Уцера виноград ещё растёт, выше уже нет - там леса, а за ними горные долины и пастбища, вплотную примыкающие к Большому Кавказу.

Вид на горы Верхней Рачи с моста через Риони

Кругом горные леса, исполинские ели очень красивы:

Река Риони в Верхней Раче (Уцера)

Доехали до деревни Уцера, перекусили в маленькой местной столовой лобиани - хачапури с начинкой из фасоли. Если кто-то из туристов пишет, что это невкусно, не верьте! Во всяком случае, Рача - родина лобиани, и здесь умеют готовить это блюдо. Хозяин столовой - беженец из Сухуми. Как и все беженцы, он мог получить или типовой домик в одном из унылых лагерей, о которых я писал раньше, или компенсацию - деньги на обустройство в любом месте Грузии. Он выбрал деньги и дом в Верхней Раче, очень доволен. Столовая прямо у дороги, не пропустите, если будете проезжать.

Договорившись о ночлеге, мы пошли гулять. На машине нашего гида добираться до Шови пришлось бы на самом малом ходу, потому что за селом Уцера дорога совсем плохая, смело ездить можно только на "Ниве" или другом вездеходе. Так что мы решили пройти настолько далеко, насколько позволяло время.

Село Уцера знаменито своими источниками. Их здесь много. Один источник в селе, под навесом. Другой мы по подсказке местных нашли на горном склоне. И ещё один потом нашёлся по дороге, не считая множества мелких ручейков, текущих со склонов.

Поднимаемся на гору возле деревни Уцера

Сначала думали забраться повыше, чтобы с высоты посмотреть на закат и окрестности. Но склон оказался слишком крут, да и тропинка быстро потерялась. Деревья сначала растут под углом, потом начинают тянуться прямо вверх.

Горный лес в Верхней Раче (Уцера)

Лес на горе возле деревни Уцера

Далеко лезть мы не стали - ограничились краткой прогулкой к источнику. Вода на вид и вкус ржавая-ржавая, в ней очень много железа.

Железистый источник на склоне горы возле Уцеры

Осторожно спускаемся обратно.

Вид со склона на другой берег Риони

«Вид со склона на другой берег Риони» на Яндекс.Фотках

Врата леса: деревья на склоне горы возле Уцеры

На дороге мы немного отдышались и потопали по направлению к Шови. Навстречу спускалось домой стадо очень красивых и ухоженных коровушек. Коровы остановились и уставились на нас. И что им надо? А, ну конечно... "Ом мани падме хум", - сказал я всем по очереди. Выслушав мантру, коровы снова побрели вниз, позвякивая колокольчиками, как будто именно этого и ждали.

Рачинская коровушка

Слева - сплошные речки, родники, источники. Кажется, будто вся гора Шода сочится влагой.

Один из мелких притоков Риони по дороге из Уцеры в Шови

Вечер в лесах Верхней Рачи

Здесь на опушке леса расположились рачинцы: кто-то устроил пикник. Грянул стройный хор, и старинная песня эхом разнеслась по долине. Да, не думал я, что в бывшем СССР на таких мероприятиях можно услышать что-нибудь кроме попсы и блатняка...

Гора над Уцерой

Горный родник по дороге из Уцеры в Шови

А здесь самая вкусная вода, течёт прямо со скалы. Сюда мы шли около часа, скоро пора назад...

Оглянемся по сторонам. Красивее всего справа: закатное солнце золотит горные склоны. Мы почти пьяны от этих видов, от чистейшего воздуха и шума Риони. Хочется "взять меч вместо тросточки" и запеть что-то эльфийское или грузинское. Примерно такой я представлял себе долину Ривенделл из книг Толкина.

Верхняя Рача. Вершины Рачинского хребта на закате

В Верхней Раче на закате

Закат в Верхней Раче

Ещё один поворот пути - и перед нами открывается Большой Кавказ. Далеко (снимок сделан телезумом). И до Шови далеко, не дойдём. Нужно возвращаться в Уцеру. Не в силах оторвать глаз, делаю несколько кадров. Облака и быстро садящееся солнце каждый раз рисуют пейзаж по-новому.

Верхняя Рача. Вид на Большой Кавказ с дороги в Шови

Облака на закате над Большим Кавказом (дорога в Шови)

Ещё час ушёл на обратный путь. В восемь вечера начинает темнеть. Местные уже успели за нас испугаться: в здешних лесах можно заблудиться. У наших хозяев был праздник - освящение нового дома. Освящать приехал родственник, отец Николос, который служит возле Батуми. Мы попытались увильнуть, но пришлось испытать на себе рачинское гостеприимство: из-за стола встали только в начале первого. После розового полусладкого вина из винограда "цвеле шави" спалось очень хорошо. Я проснулся в пять, щёлкнул созвездие Ориона на закате и снова уснул под мерный шум Риони, текущей почти под окнами.

Орион над Уцерой

Утро выдалось солнечным и радостным, хотя уезжать отсюда, не повидав Шови, было досадно. Но время поджимало, да и транспорта подходящего не было. Вот тебе и "возрождённый" курорт!

Новый дом в Уцере, где нас приютили на ночь

Будущее лобио. Или лобиани

Виноград наших гостеприимных хозяев в Уцере

Бабушка и внучата

Наскоро позавтракали и попрощались с хозяевами, пробежались с фотоаппаратом. Внимание: дальний потомок той самой собачки, которая снималась в кинокомедии "Самые быстрые в мире"!

Щенок атакует, жизнь фотографа в опасности!

Верхняя Рача невыносимо прекрасна даже на расстоянии. В следующий раз обязательно приедем сюда на неделю, не меньше.

Прощание с Верхней Рачей

Снова озеро Шаори... Снова рыба в ресторанчике Теймура...

Прощание с озером Шаори

Последняя трапеза в Раче

Через 2 часа мы будем уже в Кутаиси. Продолжение следует.