Из армейского кармана на голливудские экраны

воскресенье, 5 мая 2013 г.
В 1890 году в амуниции швейцарского солдата появился предмет, со временем ставший одним из самых узнаваемых символов Конфедерации - многофункциональный армейский нож.


Местная промышленность того времени не справлялась со спросом, поэтому поставщиком легендарных ножей на протяжении долгого времени была фабрика "Wester" в немецком Золингене. Но в 2003 году ситуация диаметрально изменилась: производителем швейцарских ножей Бундесвера стала швейцарская фабрика "Victorinox".


Складной нож был официально включен в армейское обмундирование в 1891 году для использования прежде всего в качестве столовой утвари, а также инструмента для разборки оружия. Изначально нож был массивным, тяжёлым, с чёрной деревянной рукояткой и включал обычный нож, консервный нож, отвёртку и пинцет.


Несколько лет спустя, в 1897 году владелец фабрики "Victorinox" (изначально называлась "Victoria") предприниматель Карл Эльзенер модифицировал армейскую модель, добавив к ней штопор, и запустил её в широкую продажу как "офицерский и спортивный нож". В 1909 году на рукоятке впервые появляется знаменитый швейцарский крест.


После окончания Второй мировой войны настоящим спасением для швейцарской туристической индустрии становятся американские солдаты, дислоцированные в соседних странах. Располагавшие щедрыми для той поры отпускными по 150 франков на нос, американские бойцы охотно отоваривались сувенирами и, прежде всего, эльзнеревскими ножами. По сути отсюда и берёт начало международный бренд "swiss army knife".


Из всех швейцарских символов армейский нож, бесспорно, является самым культовым, наиболее наглядно воплощая принцип единства в многообразии, фундаментального для швейцарского самосознания.




Однако выражение "швейцарский нож" прочно вошло и в международный обиход для обозначения всего мультифункционального, универсального и практичного. Так, например, французы именуют свой десантный вертолётоносец "Мистраль" "плавучим швейцарским ножом", а программа "Perian" рекламируется как "швейцарский нож для Quick Time".






Огромную лепту в массовую популярность швейцарского армейского ножа внесли американские телепроизводители. На протяжении почти десятка лет (с 1985 по 1994) он неизменно сопровождал главного героя телесериала "Секретный агент Макгайвер" ("MacGyver") во всех его приключениях, породив не мало шуток, карикатур и демотиваторов.





"Необходимость - мать изобретательности... МакГайвер - её отец."



В 2010 году неожиданный продакт-плейсмент достался швейцарскому ножу от британца Дэнни Бойл, чей фильм "127 часов", основанный на реальных событиях, согласно газете "Le Temps", стал "полуторочасовой рекламой швейцарского ножа". Впрочем реклама получилась какая-то неоднозначная, учитывая, что главный герой на протяжении нескольких экранных минут этим ножом отпиливает себе руку. Зрелище точно не для беременных и слабонервных.



Если бы лично мне предстояло выбросить всё моё имущество и оставить только пять вещей, швейцарский нож, безусловно, вошёл бы в эту пятёрку. Вещь исключительно полезная и удобная. Хотя её применение уже давно вышло за рамки чисто утилитарного и прикладного.


Швейцарский нож как объект искусства впервые был представлен в 1977 году в Нью-Йорке как часть коллекции в категории "Архитектура и Дизайн" Музея современного искусства (MoMA), чьему примеру в дальнейшем последовали и другие мировые музеи.



Швейцарский нож как отражение менталитетов




Слева - немецкоговорящая Швейцария, справа - франковорящая.




Наверху - швейцарский нож, внизу - французский.


Неожиданно выясняется, что менталитеты военных Франции и России ни чем не отличаются.



Наверху - швейцарский армейский нож, внизу - российский.


А это уже оригинальная российская версия по швейцарским мотивам


Эволюция швейцарского ножа не всерьёз