"Кладоискатели": ждёт где-то каждого свой клад, но он в конце дороги

четверг, 16 мая 2013 г.
В советское время настольные игры позиционировались как детское развлечение и редко выходили за рамки оного. Когда это не были клоны западных «настолок», это были либо откровенные «ходилки», либо нравоучительные головоломки, либо и те, и другие сразу. Обычно такие игры были проще мизинца левой ноги, да и выглядели они также скверно, хотя многие люди (в том числе, и ваш покорный слуга) продолжают испытывать к ним непонятные, но горячие и ностальгические чувства.

Когда российский рынок захлестнул поток больших ярких корόбок с не виданными досель картонными мирами, пластмассовыми фигурками и деревянными маркерами – корόбок, придуманных для более старшего и искушённого игрока, – детские печатные забавы в картине «настольного» бытия мгновенно отошли даже не на второй план, а куда-то на заднюю сторону холста. А ведь сейчас прошло уже достаточно времени, чтобы «настольная» эволюция затронула и их. Нам стало любопытно, какие настольные игры для детей выпускают в данную минуту? Какие изменения в их механику вносит популяризация и усложнение «настолок»? Быть может, некоторые из них дадут фору иным «взрослым» играм, выпускаемым именитыми издательствами?

Мы решили исследовать современные детские игры и поделиться с вами результатами наблюдений. Эта игра – одно из таких исследований.

IMG_1




Игровое поле «Кладоискателей», выпущенных в прошлом году издательством «Dream Makers», похоже на поле заурядной «ходилки». Но не дайте себя обмануть, подобно черепашкам-ниндзя, эта «ходилка» пригубила изрядную долю мутагена и стало гораздо более сложным явлением. Начнём с того, что участники игры не несутся, сломя фишки, от старта до финиша в попытках перегнать друг друга, а вполне свободны в своих перемещениях, посещая различные локации и зарабатывая победные очки, при этом в половине локаций им предстоит проходить отдельные мини-игры. Больше всего «Кладоискатели» напоминают «Диснейленд»: они разделены территориально на несколько зон, в этих зонах имеются локации-«аттракционы», а добраться до них можно по нескольким дорожкам. Разве что здесь нет Гуффи, но, может, оно и неплохо!

IMG_2




Первое, на что вы обращаете внимание, открывая коробку с игрой, это обилие разнообразных компонентов. Помимо большого основного поля (60×42 см), вы найдёте дополнительные мини-поля (для мини-игр), всевозможные карточки и жетоны, несколько кубиков, песочные часы, целую гору разноцветных фишек, кубики, деревянные плашки и целых два красочных буклета формата А4: один с базовыми правилами игры, второй с правилами мини-игр. И всё это наводит меня на две мысли.

Во-первых, стоило ли издательству так «вкладываться» в компоненты, штампуя деревянные элементы и толстые картонные жетоны? Понятно, что лучшее детям, но ведь и то, и другое можно было бы без потерь заменить обыкновенными карточками, тем более, такое внимание к деталям оценят больше родители, нежели их любимые чада.

Во-вторых, какова же, интересно, входная цена «Зельеварения», которое стоит столько же (≈550 р.), а состоит лишь из нескольких десятков карт, восьми фишек да одного мини-поля той же толщины, что и аналогичные поля «Кладоискателей»?! O tempora, о mores…
IMG_4

Игровые поля

IMG_3

Жетоны и карты




Фишки, кубики, печсочные часы и деревянные компоненты





Игровое поле разделено на 4 зоны: джунгли, пустыню, острова и лес. В каждой зоне 7 локаций, перед началом игры на каждую локацию в закрытую выкладывается карта сокровища и карта опасности. На карте сокровища указано, сколько победных очков получит игрок в конце игры. Сокровища сильно различаются по ценности, поэтому игрокам имеет смысл обойти как можно больше локаций, чтобы отыскать самые «дорогие», при этом из каждой зоны можно вынести только одно сокровище. Чтобы забрать сокровище, игроку необходимо выполнить условие карты опасности текущей локации: это может быть «ловушка», избежать которую можно удачным броском кубика или наличием указанной на ней карты предмета или «испытание» – указанная на карте мини-игра. Ничего страшного, если игрок провалит испытание или попадёт в ловушку – он всего лишь пропустит ход и всё равно получит своё сокровище, если, конечно, во время пропуска хода это сокровище не уведёт у него из-под носа кто-то другой.

IMG_6

В каждой зоне свои сокровища, ловушки и испытания




Между локациями с сокровищами игроки перемещаются бросками кубика – сколько выпало на верхней грани, столько делений поля можно прошагать фишкой. Направление перемещения на перекрёстках игроки выбирают сами. Как правило, к одной и той же локации можно пройти несколькими дорогами. В сами локации игроки заходят, даже если на кубике выпало больше делений, чем нужно.

В каждой зоне встречаются особые деления, изменяющие правила передвижения. Например, в лесу есть болота, останавливаться на которых нельзя ни в каком случае, а на островах – водовороты, отправляющие фишку игрока в том направлении, в котором укажет бросок кубика.

Помочь в передвижении могут и специальные предметы, получаемые игроками по ходу игры.

Обойдя локации и выбрав сокровище по вкусу, игроки должны придти на особое деление, где их ждёт последнее испытание текущей зоны – коллективная мини-игра, победитель которого получит карту предмета и право первого хода в следующей зоне. Те, кто пришли на деление с коллективным испытанием раньше, обязаны дожидаться остальных. В качестве моральной компенсации они получают по 1-му победному очку за каждый раунд простоя.

IMG_7


Из джунглей через избушку шамана (справа) игроки попадают на острова, а затем через причал (вверху) - в пустыню




Что касается мини-игр, встречающихся на пути искателей сокровищ, все они довольно разноплановы. Здесь есть и подвижные забавы, которые так любят дети (доскакать до ванной комнаты на одной ноге), и логические загадки, которые любят задавать детям их родители (собрать за 2 минуты из треугольников и четырёхугольников разной величины загаданное животное). Также есть мини-игры на ловкость рук, память и бросание кубиков (куда же без них). Одно из самых интересных испытаний – коллективная мини-игра «Лабиринт», её цель довести фишку своего цвета из одного конца квадратного поля в другой, при этом в свой ход вы либо передвигаете фишку на одно деление, либо ставите стенку, создавая препятствие для противников. Таким образом, по ходу мини-игры у вас выстраивается трёхмерный лабиринт, и это чем-то напоминает «Sidibaba».

IMG_8

Хождение по "Лабиринту"




Говоря о качестве компонентов, можно отметить не всегда удачную вырубку картонных элементов, что позволяет легко идентифицировать их в процессе партии, даже если они лежат в закрытую. В остальном претензий нет. Оформление весьма достойное, рисунки не топорные, а на большом игровом поле в ожидании своих ходов участники всегда найдут, что поразглядывать. Внутренние стороны коробки с игрой выполнены «под дерево», компоненты лежат в пластиковом держателе. Он не очень удобен, но он есть, и это здорово. Для игры с такой ценой подобное внимание к мелочам просто поразительно.

Подведём итоги. Сегодня мы узнали о «Кладоискателях», игре, которая неожиданно оказалась больше, чем заурядной «ходилкой»; игре, призванной не просто убить время, а потратить его с пользой: на развитие и развлечение ребёнка; игре, процесс которой (да простят меня 23 читающих это сообщество поклонника Антуана Боза) куда увлекательнее, чем в «Tokaido», «ходилке» с ценником в 25$ без учёта доставки из США. Если верить надписи на коробке, «Кладоискатели» сулят 4-м участникам от 6-ти лет ни много, ни мало, а настоящее приключение, и, если под приключением подразумевается нескучный вечер, то, скорее всего, это правда.

Poll #1913656

Open to: All, detailed results viewable to: All, participants: 13


Как вы относитесь к жанру "ходилок"?


View Answers


























Уважительно, ведь это самый древний и проверенный временем жанр настольно-печатных игр.
0 (0.0%)
Отлично, но до тех пор, пока "ходилки" остаются играми для детей.
0 (0.0%)
Нормально, если только это не бессмысленный и беспощадный "кинь-двинь", а что-то большее.
12 (92.3%)
Негативно, "настолки" прошли долгий путь эволюции, и просто удивительно, как этот жанр ещё не вымер.
1 (7.7%)