Странные современные танцы: рецензия на спектакль "Килиан/Леон и Лайтфут/Валерски" NDT

среда, 10 июля 2013 г.

O57koTBXrEE


Нидерландский театр танца один из основных танцевальный коллективов в мире. Он был организован в 1959 в Гааге группой артистов во главе с Б. Харкарви, вышедших из состава Нидерландского балета. С 1960 Харкарви возглавлял труппу совместно с Х. ван Маненом, с 1969 — ван Манен, Г. Тетли, Я. Флиер, К. Бирни (порознь и совместно), с 1976 — Й. Килиан и Х. Книлль.


Труппа ставит целью, обращаясь к американскому танцу модерн, разрушить границы между этим направлением и классическим балетом: артисты освоили обе танцевальные школы. В репертуаре театра есть произведения хореографов, экспериментирующих в области сочетания танца модерн и классического: ван Манена — «Вальсы благородные и сентиментальные» Равеля, «Септет-экстра» на муз. Сен-Санса, «Большая фуга» на муз. Бетховена, «Три пьесы» на муз. Бачевич; Килиана — «Посетители» на муз. Мартена, «Затонувший собор» на муз. Дебюсси; Тетли — «Арена» на муз. Суботника; постановки Дж. Мюллера, Л. Фалько, Флиера, Ч. Чарни и др.


Коллектив делится на две труппы «Нидерландский театр танца — 1» и «Нидерландский театр танца — 2». Благодаря своему высочайшему профессионализму Нидерландский театр танца является одним из самых известных представителей голландского искусства заграницей.


В программе вечера были показаны 3 постановки: «Chamber» (хореография: Меди Валерски), 32 мин; «Sweet Dreams» + «Sarabande» (хореография: Иржи Килиан), 35 мин; «Swan Song» (хореография: Сол Леон и Пол Лайтфут), 35 мин. Все они исполнены первой танцевальной труппой.


Всемирно известный хореограф Иржи Килиан более 30 лет являлся художественным руководителем и постоянным хореографом Нидерландского театра танца и сыграл немаловажную роль в его истории, вдохновив своим примером многих танцоров и хореографов. Помимо постановки Килиана на суд тюменских зрителей была представлена новая постановка ученика чешского мастера – танцовщика и хореографа Меди Валерски, а также спектакль Сол Леон и Пола Лайтфута.


Вообще у современного искусства много проблем, но много и преимуществ. Главная проблема - непонятность. Большинство зрителей не понимают посыл, идею произведения. Также произошло и в этот раз.


Многие считают, что современное искусство это полный провал и лажа. Что лучше бы его не было, и великие творцы прошлого вертятся гробах при одном упоминании оного. К счастью, Нидерландский театр танца показывает нам, что это совсем не так. Да, посыл и идея постановок не всегда понятны. Но техника и мастерство исполнителей заставляют изменить свои взгляды на современный балет.


Игра со светом в первой постановке (самой непонятной) «Chamber» удивляет. Никогда не думал, что такое можно творить со светом. Кажущиеся голыми танцоры (бежевое белье) исполняют свои партии то в полной темноте, то с лишь освещенными частями тел. Режиссер выделяет светом лишь то, что действительно важно и нужно нам увидеть. Но и в темноте на заднем фоне происходит сюжетообразующее действие. Сюжет рассказывает об отношениях мужчины и женщины в комнате, о их ссорах, общении, любви...К сожалению, это все, что понятно после первого просмотра.


58457_600


В следующей постановке «Sweet Dreams» + «Sarabande» все несколько непонятнее. Над танцорами нагнетающе висят женские платья, движения похожи на движения насекомых. Музыка резкая, пугающая, вперемешку с криками, сопровождает все партии танцоров. Пятеро мужчин практически в кромешной темноте исполняют свои нервные орущие партии под нагнетающими парящими старинными женскими платьями. Что бы это все значило?


Финальное произведение - балет «Swan Song», как и все остальные постановки, рассказывает об отношениях мужчин и женщин. В центре 3 пары, показывающиеся по очереди. Танцуют свои партии на огромных черных лестницах. Лестницы движутся, танцуют вместе с актерами, участвуют в представлении. Вполне возможно, что лестницы есть образ взлетов и падений человеческих семейных отношений. Но все может быть совсем наоборот, мы же о СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ говорим, все-таки. А его как хочешь, так и понимай. Например, во время второго балета, примерно в середине, одну женщину средних лет крайне рассмешила партия танцора, сопровожденная криками. А я в этой части ничего смешного не увидел, жутковато вообще-то, когда полуголый парень орет под висящим женским платьем практически в кромешной темноте под звуки будто из фильмов Хичкока.


Но несмотря на все эти непонятные танцы и странные игры со светом и лестницами, постановки оставляют след. Пластика танцоров, их эмоции задевают тебя за самое нутро. Не понимаешь, но смотришь, не отрываясь. Именно так прошли показы балетов под общим названием "Килиан/Леон и Лайтфут/Валерски" Нидерландского театра танца в рамках Летнего театрального фестиваля в кинотеатре СИНЕМА ПАРК DeLUXE. Фестиваль, кстати, продлится до сентября, но советую запастись билетами уже сейчас: они разлетаются с дикой скоростью. Приходишь покупать билеты в середине дня, а театралка средних лет перед тобой забирает последний билет в 9-ого ряда. Любые кинопродюсеры такому ажиотажу позавидуют. Так что увидимся в следующий вторник на очередной премьере.