КОЛЫМСКИЙ ТРАКТ: из Якутска в Магадан (маршрут, часть 3)

воскресенье, 28 июля 2013 г.
Третий участок пути Усть-Нера (Якутия) - поселок Ягодное (Магаданская область)



Этот участок пути проходил тоже среди сопок, но в основном по долинам рек.


В 6 утра в воскресенье я вписался в микроавтобус, идущий на Магадан. Долго блукали по трущобам Усть-Неры в поисках клиентов. Ветхость и нищета окраинных кварталов на улице Коммунистической меня сильно впечатлила. Правда, потенциальная пассажирка с сильно испитым лицом выйдя из дома, больше напоминающего курятник, сказала, что она не едет, т.к. у нее заболела мать. Следующую пассажирку нашли в окрестностях Усть-Неры в бывшем совхозе "Дружба". Впечатление такое, будто война закончилась вчера. Затем заехали в поселок Артык. В центре стоит дом культуры в классическом советском стиле, а перед ним - статуя Ленина. Есть несколько обшарпанных двухэтажных домов, а вокруг - руины Сталинграда и хижины Дяди Тома.

Дорога идет среди сопок и преодолевает ряд перевалов. В ряде мест она сильно подмыта, поэтому, когда наша машина, пропуская встречный транспорт, приближалась к краю, у меня не было никакой уверенности, что эта кромка из песка и гравия не рухнет в пропасть вместе с нами. Если не считать часто встречавшихся подмывов дороги, путь в целом -вполне приличная гравийка, позволяющая свободно идти со скоростью 70-80 км в час, исключая замедления на частых горных поворотах. По пути преодолели ряд невысоких живописных перевалов, с которых открывается вид на долины. На одном из перевалов стоит монумент жертвам Колымы.

Как-тот незаметно проскочили границу Якутии и Магаданской области. В Якутии золотодобыча - периферийная сфера экономики, а прииски находятся в стороне от дороги. Здесь же разработки золота находятся непосредственно у дороги. Огромные территории перевернутой земли вызывают ассоциации с лунным пейзажем. Резко участились заброшенные поселки золотодобытчиков.

На пути прогнувшая металлическая стелла "25 лет Октября". Правда, осталась только цифра 2, но местные разъяснили, что правильно читать: 25.


Путь от Усть-Неры до Ягодного обошелся в 4,5 тыс. руб. Это место лежит на полпути между Усть-Нерой и Магаданом, до которого чуть больше 500 км. Путь занял примерно 11 час.




Регулярно дорога проходит через невысокие перевалы.




Наш водитель Андрей, выходец из Усть-Неры, ныне живущий в Магадане.






В Магаданской области заметно увеличилось число населенных пунктов, большинство из них либо умирают, либо уже умерли.




Наиболее впечатляющий памятник разрухе - этот брошенный шахтерский поселок Кадыкчан.


Слева от дороги вдалеке видны многоэтажные дома поселка Кадыкчана. Если бы не знал заранее, то не догадался бы, что это мертвый город. До 1996 г. здесь проживало более 10 тыс. чел. , ядро которых трудились на угольной шахте, обеспечивавшей удовлетворение двух третей потребностей Магаданской области в угле. Потом численность упала до 6 тыс. Но в 1996 г. на шахте случилась авария, с которой владельцы не смогли справиться. Вскоре к ней добавилась и авария системы теплоснабжения. Тут поселок и умер. Сейчас это место порой называют Колымским Чернобылем. Поскольку производство здесь исчезло, то вопрос о восстановлении поселка отметается как неуместный: обслуживающая бюджетная сфера не может быть базисом существования населенного пункта.

Один из бывших жителей поселка так описал свое восприятие этого события:

"Я ,10 лет прожил с 1972-82г.,сначала на АРЭСе, пять лет в Кадыкчане, здесь у меня родился сын. При мне заработала "семерка",это были мои самые лучшие годы жизни. ОЧЕНЬ ЖАЛЬ,то что стало в настоящее время.......ОБИДНО...".




Дорога на этом отрезке - вполне терпимая по качеству гравийка.




Колымский тракт в его первом варианте строили зэки. Разница между прибывшими на Колыму и уехавшими после освобождения оценивается в сотни тысяч. И во фразе "дорога построена на костях" нет преувеличения. Говорят, что умерших часто хоронили на обочине. Дорога расширялась, превращая кости в строительный материал.




Памятники погибшим строителям на трассе встречаются не часто. Если каждому поставить надгробие, то получится бесконечное кладбище.




Типичная для федеральной дороги "Колыма" заправка.




Вокруг дороги - лесотундра, регулярно склоняющаяся то к тундре, то к лесу.