Cегодня расскажу об уникальных экспонатах музея Эчмиадзина - главного храма всех армян в одной из древних столиц (известно 12) Армении - Вагаршапате. Но в советское время весь город назывался по имени храма. А в 1992 году было возвращено старинное название - Вагаршапат ("город Вагарша" - царя Вагаршгака, правившего Арменией во 2 веке). Впрочем, армяне называют город обоими именами, не видя в том противоречий...
Так вот святынь, собранных в главном Кафедральном соборе Эчмиадзинского монастыря, столько, что хватило бы не на один десяток храмов. Профессор тартуского университета, депутат парламента Эстонии, который был в тот день вместе с нами, буквально поражался этому. Как, мол, все вот так доступно - и никто не ломится, чтобы припасть, как говорится, к истокам. Еще бы, ведь только частей Креста, на котором был распят Иисус Христос, в Эчмиадзине - три! На заглавном снимке одна из таких мощей находится в середине креста, что в золотом окладе, под прозрачным камнем.
- Будучи активным христианином, не могу не спросить, - обратился эстонец к нашему гиду, - у вас вот есть кусок Ноева ковчега, копье Лонгина, святые мощи и т.д. Меня это удивляет, что вы показываете это, как в музее.
- А как надо?
- Не знаю, в других местах люди часами стоят, чтобы увидеть эти мощи, ползут к ним на коленях, а у вас как-то все просто… - ошеломленно и даже как-то с укором заметил профессор.
Ответ гида и увлекательная экскурсия - под катом...
- У нас есть и мощи, которые не представлены в музее и выносятся только на праздники и во время освящения миро. А в музее выставлены мощи святых, которых почитают во всем христианском мире. Столпотворения здесь не бывает. Просто у нас нет такого сильного поклонения мощам, как в других христианских конфессиях, - попыталась было объяснить наш гид Елена Ананян эстонцу, но профессора подобные разъяснения все равно, похоже, не удовлетворили...))
...Однако, напомню, что в рамках миссии народной дипломатии "Все едут в Ереван" (задуманной эстонцем Меэлисом Кубитсом - интервью с ним последует) в Армению приехала и небольшая делегация во главе с настоятелем Армянской апостольской церкви в странах Балтии отцом Хосровым. Нас (нескольких представителей Латвии и трех депутатов парламента Эстонии) в резиденции Католикоса всех армян Гарегина II встретили ряд иерархов армянской церкви, среди которых находился Канцлер Первопрестольного Святого Эчмиадзина епископ Аршак Хачатрян (второе лицом после Католикоса). Поэтому несколько почти официальных снимков.
1.
Патриаршая резиденция
2.
в вестибюле резиденции. К слову, слева - тот самый профессор-депутат, что так поражался обилию мощей в Эчмиадзине, а справа - Меэлис Кубитс...
3.
представители Армянской апостольской церкви
Задачей нашей делегации, в частности, была передача бронзового барельефа The Chalice of Peace - «Чаша мира», как символа дружбы и согласия, в лепке которого участвовали парламентарии Балтии, а также представители многих других стран мира - народу Армении в лице его Церкви:
4.
Координатор проекта The Chalice of Peace - Юрий Кайда, предприниматель Меэлис Кубитс вручают барельеф епископу Аршаку Хачатряну
- Уверен, что без участия церквей в миротворческих процессах, без усиления духовности все попытки добиться весомых результатов в деле мира будут тщетны, - емко сформулировал во время встречи епископ.
После официальной части мы в сопровождении гида Елены Ананян отправились в собор и в его музей, который находится тут же, в правой части церкви, которая сейчас реставрируется:
5.
6.
ворота, ведущие в храм...
7.
Это – первый алтарь в центре кафедрального собора. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»)
У первого алтаря проводились сначала все службы. Здесь, на алтаре находится сейчас Крест и св. Евангелие – две самые главные святыни Эчмиадзина. В этом кресте хранится частица от Креста, на котором распяли Иисуса.
8.
своды Эчмиадзина - одной из старейших христианских церквей на земле...
Замечу, что армяне приняли христианство, как государственную религию, первыми в мире: в 301 году. По преданию, армянский царь Трдат III приказал забросать камнями 35 сестер-инокинь, после чего сошел с ума. Один из заключенных христиан по имени Григорий (ставший известным под именем Григория Просветителя - армянский святой, признаваемый всеми церквями мира) вылечил царя и обратил в христианство, после чего и все население Армении последовало примеру своего правителя.
Эчмиадзинский собор был построен сперва в виде деревянной базилики уже в 303 году, а спустя 2 века был выстроен из камня и принял крестообразную форму.
9.
главный алтарь храма
В церкви вообще 6 алтарей. В середине – Первый, чуть впереди – Главный алтарь, где сейчас проводятся службы, алтари Иоанна Крестителя и Стефана Первомученника, есть алтарь и в музее – имени Георгия Победоносца, а также шестой алтарь – на куполе.
Почему армяне говорят: Крест лучезарный? Потому что здесь присутствует символ солнца. Очень часто его можно встретить в армянских украшениях и на крестах. Солнце и Святая Троица: Бог-отец, Иисус Христос и голубь – символ Святого духа.
10.
это - украшение 19 века. Рипида – использовалась с древних времен во время литургии. Голуби – для масла миро, потиры (кубки) – для причащения...
11.
это уже исторический снимок: Католикос Гарегин II во время освящения армянской церкви в Риге в июне 2011 года. Видите, как использовались церковные предметы с фигурками голубей? Кликнув на снимок, можно посмотреть и почитать, как это было...
12.
это - слепок короны царя Трдата III, при котором в 301 году Армения приняла христианство.
13.
А в этом окладе хранится фрагмент Ноева ковчега. Окаменевшее дерево, согласно преданию, в 318 году доставил сюда армянский патриарх Иаков Низибинский. Небольшой кусочек отколот – католикос Семен Ереванци (Ереванский) подарил его Екатерине II в знак уважения к Русской Православной церкви. Сейчас этот маленький кусочек хранится в Москве, в Свято-Даниловом монастыре.
14.
Церковное одеяние с митрами, потиром и крестом из горного хрусталя – подарок Екатерины II в ответ на дар фрагмента Ноева ковчега.
15.
на подарки Екатерины можно посмотреть ближе...
16.
это - длань, своего рода рака, в каждой из которых хранится мощь кого-то из святых. В этом – святого Иакова Низибинского (кусочек от его кости). Почему именно правая рука? Это – символ для благословения: Святая Троица – Бог-отец, Иисус Христос и Святой дух. Подобным образом крестить народ могут только священнослужители. Армяне крестятся щепоткой, но в отличие от русских - слева-направо...
17.
один из главных экспонатов – это копье Судьбы. Предполагается, что это – то самое копье, которым пронзили Христа. Почему говорим «предполагается», потому что на данный момент в мире есть еще три копья: в Вене, Ватикане и Польше. И все четыре копья претендуют называться тем самым, настоящим. Британские ученые данное копье датировали 1 веком. Хотя это – не первозданный вид копья, потому что мы видим в центре крест, который сделан в 15 веке и символизирует распятие. Само копье называется ГехАрд, что в переводе означает наконечник копья. Около 500 лет, с 13 по 18 века оно хранилось в АйривАнке (пещерном монастыре), который сейчас называется ГехардавАнк (монастырь копья, где мы тоже побываем и я вам все покажу).
18.
кресты 11 века найдены при раскопках Ани – одной из древних столиц Армении, которая сейчас находится на территории Турции.
19.
В Эчмиадзине, как я уже говорил, хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей - под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.
20.
А вот серебряный сосуд на 180 литров. В нем хранится миро, которое раз в 7 лет варят католикос и епископы. Миро готовится 40 дней, для этого на главном алтаре кафедрального собора в Эчмиадзине помещают сосуд с оливковым маслом. В течение трех дней из 40 разных растений и семян готовят отвар, добавляя потом его в масло.
Старое миро всегда смешивается с новым. По преданию, в сосуде есть и капли миро Моисея, принесенные в Армению апостолами Христа. Готовя миро, Католикос помешивает его Копьем Судьбы. Поэтому считается, что
в миро, приготовленном в Эчмиадзине и распространяемым потом по всем армянским церквям, есть частички крови Спасителя.
21.
А здесь мощи святого Саака Партева, он был католикосом в начале 5 века, и по его благословению, в 405 году, основоположник армянской литературы и письменности, просветитель, миссионер и переводчик Библии Месроп Маштоц создал армянский алфавит.
22.
вот десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена в 2001 году Эчмиадзину римским папой.
23.
десницы с мощами святого Евангелиста Луки (сверху) и Георгия Победоносца...
24.
Библия по-армянски называется "АствацашУнч" ("Дыхание Бога"). Жительница Карабаха Маргарита Алексанянц в 19 веке в течение 5 лет переписывала вот это Святое Евангелие (по-армянски - АветарАн (Заветы веры) на 278 страниц. И не только текст, но и рисунки тоже сделаны вручную...
25.
1 век до нашей эры – монета с ликом армянского царя Тиграна Великого. Внизу монеты армянского царства Киликия – 11-14 века, а все остальные - римские, персидские, византийские..
26.
27.
А вот и праздничная мантия, подаренная Армении Китаем в 19 веке. Используется до сих пор, но крайне редко. В центре на ней изображен кафедральный собор Эчмиадзина, Мария с младенцем, четыре евангелиста. И обратите внимание, что все они изображены с раскосыми китайскими глазами, чтобы всегда помнили, откуда подарок.))
28.
29.
это - митры, по форме они отличаются. Митры округлые используют священники, т.е. те, кто может иметь семью и еще те, кто стоит на первых двух ступенях монашества – дьякон и архимандрит. А верхние, по форме похожие на католические, имеют право использовать епископы, архиепископы и сам католикос.
29.
еще митры
30.
а эта митра принадлежала архимандриту Комитасу Согомоняну - армянскому композитору, музыковеду, фольклористу, певцу и хоровому дирижеру, который, став свидетелем зверств геноцида, развязанного турками против мирного армянского населения, сошел с ума и так и не пришел в себя до конца жизни, скончавшись в лечебнице городка Вильжюиф под Парижем в 1935 году...
31.
Реликварий с мощами апостола Петра! Эту мощь тоже можно увидеть. Она специально помещена таким образом, что приобрела вид всевидящего ока. Черный «зрачок» - это кусочек от кости апостола. Мощами, к слову, могут служить и волосы, и предметы одеяния.
32.
это - ряд праздничных посохов, которые используют во время литургии, а один – повседневный: аса. Его может использовать только католикос. И покажу поближе, чтобы разглядеть набалдашники:
33.
34.
и обещанный снимок капища из тесного подвала под собором, куда туристов практически не водят. Языческое капище 4 века до н.э. было обнаружено лишь в 1959 году...
На стенах в подвале, на которых стоит собор, выбиты еще в средние века цветущие кресты. Как и на всех крестах у армян принято изображать не распятие (обращаю ваше внимание, друзья), а цветущий крест. То есть не смерть Христа, а его вторую жизнь после Воскрешения. Вот как на этом хачкаре (крест-камне) 9 века, который находится недалеко от резиденции католикоса:
35.
36.
Конечно, будучи в Святом месте для всех армян (и не только), я не мог не поставить свечи перед ликом Девы Марии с младенцем. Обратили внимание, как вольно она написана? Это - еще одна особенность Армянской Церкви. Армянские священники говорят так: мы иконы не почитаем, но уважаем. Почитаемы у нас Крест и Святое Евангелие. Поэтому иконы художники пишут в свободной манере...
Да, еще. Свечи ставятся в специальные подставки с песком, над которым находится сантиметровый слой воды. Никакой пожар не страшен...)
37.
Пока мы были в церкви, рядом постоянно можно было наблюдать неугомонных и любопытных детишек. Так, с младых ногтей (а в Армении несколько лет назад в общеобразовательную программу введено изучение религии) детей приучают к духовности, что не может не радовать...