В рассветном тумане плывут по дорогам монахи с книгами в руках, скороговоркой начитывая молитвы. Красные плащи развеваются на ветру, заунывная скороговорка перетекает из одной молитвы в другую, и над всем этим раздается мерный грохот тибетских барабанов: в дальнем храме начинаются песнопения.
Вся долина пропитана этой музыкой, под неё читают лекции и проводят медитации; но особенно я люблю эти утренние часы - ещё не жарко, в воздухе растворен сладкий запах цветов, окрестные горы в мягкой дымке... Только природа вокруг, и - нездешняя, иномирная музыка. Фантастическое ощущение.
Религия Бон насчитывает более 18 тысяч лет. Возникла она в древнем государстве Шанг-Шунг, занимавшем часть территории нынешнего Тибета.
Символом Бон является Юнг Друнг (свастика), символизирующая постоянство и нерушимость.
И долгое время эта религия, включающая в себя воззрения сутры, тантры и дзогчена, была господствующей в Тибете, - но с приходом буддизма на бонпо (последователей Бон) начались гонения, и они ушли в подполье. Многие линии передачи были прерваны: хотя тексты по традиции были надёжно спрятаны для потомков как терма («сокровища»), пояснить эти тексты было уже некому.
Вообще, вся эта история борьбы и взаимопроникновения религий – это отдельный триллер, сейчас я углубляться не буду, но если вам интересно, вы мне об этом намекните. Я расскажу, с иллюстрациями. Какие у них божества!
Монастырь Менри
Построенный в 1405 году в Тибете монастырь Менри – единственный обучающий центр, сохранивший линию передачи учения, которое никогда не уходило в терма, то есть всегда имело прямую передачу от учителя ученику.
Но во время падения Лхасы в 1959 году многие тибетцы бежали в Индию, и в шестидесятых годах образовали поселение: с помощью благотворительных организаций, в том числе Catholic Reliev Servis, была куплена земля в деревне Доланджи, около Солана в штате Химачал Прадеш в предгорьях Гималаев.
Древний тибетский монастырь Менри перебазировался в Индию и стал главным духовным центром тибетской общины бонпо в Индии.
Мои Учителя
В 1969 году была проведена церемония по выборам преемника умершего настоятеля Менри. Имена всех тибетских геше (докторов теологии) были написаны на бумажках, помещены в специальную вазу, и во время религиозной службы божествам предоставили возможность выбрать достойного. Выпала бумажка с именем Санге Тензина Ендонга, родившегося в 1929 году, получившего блестящее образование в лучших монастырях Тибета и преподававшего в университетах Лондона и Осло. Он и стал 33 Тридзином (настоятелем) Менри, получил имя Лунгток Тенпей Ньима Ринпоче (Lungtok Tenpai Nyima Rinpoche), и сейчас является главным духовным лидером всех монастырей Бон в Тибете и Непале. Живет и работает он в скромном домике на территории монастыря.
Я была там внутри, получила благословение у Его Святейшества. В процессе мне подарили такой специальный белый шарфик - он называется хадак. Его Святейшество очень приятный, и мне предстоит с ним ещё две встречи! Уже предвкушаю.
Фото сразу после благословения. Ну правда же, печать благодати на мне отчетливо видна?
В монастыре проживает более 200 монахов и действует религиозная школа. Заведует обучением Понлоб (старший преподаватель) Ринпоче. От него я также получила благословение – на фото мы вместе с его заместителем, Геше Тогми Шенрабом, моим Учителем, который, в свою очередь, обучался под личным руководством Его Святейшества и защитил степень геше по философии Бон.
Холл для медитаций, где мы получаем учение.
Yung Drung Bon Monastery Center
Вокруг монастыря под руководством Ринпоче выстраивается уникальный комплекс, который охватывает все стороны жизни, религию и социум. Строительство основного храма было завершено в 1978 году, сейчас он известен под названием «Боннский монастырский центр Юндрунг» (Yung Drung Bon Monastery Center). Об отдельных его частях я ещё буду рассказывать, сейчас даже времени не было всё пофотографировать. Но главное покажу уже сейчас!
Новый храм:
Строится новый дом для администрации:
Обширная библиотека, вот о ней я ещё расскажу изнутри!
Йога-темпл, в него я ещё и не ходила даже - но собираюсь. Там как раз поют эти ежедневные песнопения сейчас:
В общем, скажие мне, писать ли про религию Бон с картинками божеств, или ограничиться картинками библиотек и храмовых праздников?
Я отвечать на комменты не могу, интернет тут очень медленный, - но все читаю!
На вопросы постараюсь ответить отдельными постами.