Квантовый скачок: Small World

среда, 22 мая 2013 г.
Автор: Дмитрий pastushok Трубицин







Тип: настольно-печатная

Издатель: Days of Wonder

Геймдизайнеры: Philippe Keyaerts

Сайт: http://www.daysofwonder.com/en/


Число игроков (и оптимальное): 2-5 (2-5)

Сложность освоения: умеренная

Время подготовки: 5-15 минут

Время партии: до 2 часов

От первого лица




Будь проклят тот день, когда я избрал стезю ученого! И вдвойне проклят час, когда некий олух-чинуша счел, что экспериментальная межпространственная машина полностью защищена от сбоев и наивных, беспечных аспирантов.

Знал бы заранее, что железяка способна выкинуть эдакого масштаба фортель, — вовек бы к ней не подступился. Но, увы, осторожничать я склонен лишь задним числом.



















Аудитория:

Всех возрастов
Взаимодействие:

Конфликт
Случайность:

Cлучайность до игрового выбора
Вживание:

Не нужно
Настрой:

Юмористический

Сперва я подумал, что обречен провести остаток горестной жизни в вымышленной вселенной, куда меня забросила слепая прихоть чокнутой техники. Перспектива не из веселых, учитывая, что это был за мир.


Но машина удивила меня еще раз. Когда дела пошли хуже некуда, электронное провидение схватило меня за шкирку и вытянуло прочь из пекла. Но не домой, а в очередной бедлам. Выходит, меня швыряет из мира в мир, из тела в тело. Как, почему? Научные теории выводить не тянет. Одно любопытно: придет ли этому конец?


Что ж, нынешняя роль мне хотя бы по нраву: смотреть свысока на крохотные народцы, наблюдать, как проносятся их краткие жизни...


Сыграть бога. Надо признать, милая компенсация за весь этот кавардак.


Я большой, мир маленький



Наставник важно расхаживал по облаку, заведя руки за спину.


— Слушай меня — и не пропадешь. Пока ты несешь своим людям процветание, тебя почитают и любят. Но вечно довольным твой народ не будет. Аппетиты у смертных те еще: что ни дай, все мало. Как ни крутись, популярен ты будешь недолго, около тысячелетия. Если повезет — двух. Так что действуй на упреждение: когда эти карапузы тебе опротивеют, завязывай с ними. Обрушь громы на их города. Нашли чуму на их поселки. Короче, не бойся импровизировать.


Молодой бог слушал внимательно, делая пометки в блокноте.


— И что же, так — до скончания времен? Растить, карать — и начинать по новой?

Заслуженный работник религии погладил окладистую бороду.


— Нет. Разумеется, есть варианты. Когда эта кутерьма тебе надоест, разводи овец. Веры с них — клок, зато забот никаких.


Взгляд с галерки: Small World — шутливый взгляд на борьбу фэнтезийных цивилизаций за место под солнцем, быстрая и бойкая стратегия. Никакого строительства — одни завоевания. Игроки берут под опеку маленькие народцы, и через руки каждого пройдет отнюдь не одна раса. Цель — в гонке цивилизаций подмять под себя побольше сказочной земли. Средства — вилы, сабли, тумаки, кто во что горазд!


Слеплены из глины




Письмо с неба упало на сельскую площадь в ничем не примечательный день. Представителя человечества просили срочно явиться на разговор с богом.


Поскольку Шон слыл лучшим скалолазом в округе, а больше ничего и не умел толком, общим голосованием именно его назначили пророком. Шон, ясное дело, не обрадовался. Гора — это хорошо. Но перспектива колесить по стране и передавать всем волю небес мало походила на его мечты о хорошей жизни.



Три дня понадобилось ему, чтобы покорить вершину. Небеса разверзлись с опозданием на три часа. Представший перед Шоном бог показался ему довольно... обычным и земным.


— Здравствуй, человек. Спасибо, что заглянул. Прости, что я без должной помпы. На обратном пути придумаешь байку покрасивее? Мол, он явился в сиянии, и от речей его птиц сдувало прочь — все в этом духе. Я в долгу не останусь — чтоб мне веры не видать!


И они занялись составлением заповедей.



Взгляд с галерки: любая игровая нация складывается из двух случайно стыкуемых знаков: расы и особенности. Их в игре четырнадцать и двадцать соответственно. Возможных комбинаций — порядка трехсот. Каждый знак преобразует базовые правила игры: одни расы получают дополнительную прибыль с некоторых территорий, у других — плюсы к обороне или нападению, третьи селятся на воде или перемещаются по пещерам. При этом все способности на удивление точно обыграны художественно.


Интерлюдия


В мире чуждом, незнакомом




С балкона дворца Нерон взирал на Рим. Рим источал страх. Горожане, животные, дома и мостовые предчувствовали грядущее бедствие.


Арбитр Петроний стоял подле Нерона и гадал, что сегодня выкинет диктатор-самодур. Император пребывал в глубокой задумчивости. Верный признак, что назревает очередное безумство.


— Правда ли, Петроний, что слава Рима еще никогда не была столь велика, как сегодня? — вкрадчиво начал Нерон.


— Да, мой государь. — Сенатор не выказал и тени сомнения.


— А верно ли, что Рим никогда уже не будет так славен, каков он сейчас, при Нероне?


— Это так, мой император. — Про себя Петроний тяжело вздохнул.


Нерон расплылся в улыбке:


— Раз ты согласен, решено. Самое время нам угаснуть. Думаю, следующей нацией я возьму конных варваров. Выйду с севера, а там — как пойдет.


Петроний понял, что император окончательно свихнулся.


Шел 64-й год нашей эры. Пятый ход большой игры.


Взгляд с галерки: у Small World есть предшественник, творение того же дизайнера, Филиппа Кейаертса. Это игра Vinci. Родство заметно сразу, но и разница налицо. Вместо фэнтезийного мира — единственная карта Европы под любое число игроков. Вместо фактурных полуросликов и колдунов — абстрактные разноцветные кругляшки. Особенности не делятся на расовые и дополняющие, а просто берутся по две из общей кучи. Пропустить при выборе нацию стоит двух монет, а не одной. Хватает и других мелких отличий.


В целом Small World — это ладно причесанный и нарядно одетый Vinci. Выходит, старичку пора отправиться на свалку истории? Не факт. У Vinci — своя аудитория, пусть и меньшая, чем у красавца-наследника. Это те, кому приятна зрительная простота оригинала и ершистые, но требующие чуть большей вдумчивости правила.


На свалке истории




Он был стар. Очень стар. Столь стар, что забыл свое имя. Его племя так давно обитало в этих землях, что могло считаться частью ландшафта.


Он увидел во сне, что скоро в эти края придут юные, ведомые буйными богами расы. В сказаниях его племени сохранились легенды о войнах, но его не пугал приход чужаков. Ибо он владел великим искусством, обеспечившим ему такое долголетие: уходить добровольно. Рецепт, простой, как небо над ним и земля под его ногами. Но еще ни одна молодая раса не смогла овладеть этим тайным знанием.



Он им сочувствовал.



Взгляд с галерки: по сумме чисел на знаке расы и особенности игрок получает жетоны, которыми и заселяет карту. Триумфальное завоевание начинается с любой зоны, примыкающей к краю, а оттуда народцы расползаются, как им угодно. Для захвата пустой местности нужно два жетона. При этом типы территорий важны лишь для свойств рас. Разве что горы покорить сложнее: требуется три фишки, как и для зачистки никчемных древних племен, наполняющих карту в начале игры.


Пришел, увидел, заселил



Бинго Бронлок заканчивал покраску знака. «Посторонних отстреливаем!» — гласила надпись. Последний мазок — и готово. Бинго отошел на десяток шагов, чтобы взглянуть на дело рук своих. И тут его окликнули.


— Фоско, старый пройдоха, сто лет не видались!


Выглядел старый приятель не слишком свежо.


— Представляешь, Бинго, что творится на границе? Я только оттуда. Какой-то психованный крысюк в одиночку перебил нашу заставу. Разведка доносит, что это только начало. Орда прослышала об этих землях и вот-вот нагрянет. Родные долины мы отстоим, но как быть с остальным?


Бинго не растерялся. Он знал, что когда-нибудь это случится. Он был готов.


— Пора сматывать удочки. Знаешь, Бинго, я всегда мечтал о море. Пойдем, покажу одну штуку. С ней ты забудешь, зачем столько лет жил на суше. Будущее — за подводными норами, друг мой!



Взгляд с галерки: за ход игрок волен использовать все свои жетоны и заселить максимум земель. Когда становится ясно, что следующее завоевание — последнее, он кидает особый кубик и лишь затем определяет направление удара. Три грани кубика пусты, на оставшихся — единица, двойка, тройка. Это возможная прибавка к силе нападающих. Благодаря незримой подмоге даже одинокая фишка порой штурмует горы и бьет превосходящие силы врага.


С нападением покончено — настает время подумать и об обороне. В конце хода фишки расы распределяются по облюбованным землям как душа пожелает: скапливаются на границе с возможным захватчиком, переходят с гор в уязвимые низины, закрепляются на ключевых участках.


Уже передавая ход сопернику, игрок получает победные очки. Сколько земель заняла его раса, столько монеток и пополняет его кладовые.



Интерлюдия


У истоков новой расы




— Оно живое! Живое!

Улейн плясал так, будто впервые сотворил разумное существо. Сложно сказать, разделял ли крохотный троглодит радость создателя, — тот не наделил его богатой мимикой.


Этот малыш был уже пятой попыткой Улейна. Все прежние свои детища он забраковал. Древолюди не слишком рвались воевать. С дриадами он откровенно перемудрил. Минотавры вышли чересчур могучими — убивали весь спортивный интерес. Колоссы были ничего, но Варт заявил, что они слизаны с его гигантов. Пришлось от них отречься.


Ладно. Пробы и ошибки того стоили. Его новое детище поразит всех. Творец покровительственно похлопал троглодита по макушке:


— Малыш, смело смотри вперед! В этом маленьком мире тебя ждет большое будущее. Я тебе как творец с опытом говорю!


Безглазое создание одобрительно хрюкнуло. Улейн мог гордиться собой: мысль о мировом господстве уместилась-таки в крохотном мозге существа — как раз между желаниями питаться и плодиться.



Взгляд с галерки: одна из главных прелестей Small World — возможность легко добавлять новые расы и способности. Они не перегружают игру — ведь мы всегда выбираем лишь из шести сочетаний.


Интернет переполнен любительскими наработками. Days of Wonder мудро подстегнули народную фантазию: благодаря устроенному ими конкурсу лучшие идеи энтузиастов обретают плоть в официальных дополнениях к игре. На сей момент их выпущено три. Grand Dames of Small World и Cursed! вливают в игру свежую кровь: кочующих цыган, бессмертных в упадке белых дам, жриц, уходящих из суетного мира в белую башню, гоблинов, избивающих угасающие расы, и несметных, но трусливых кобольдов. Способностей в наборах — и того больше.



Третье расширение продается на сайте всея настольщиков boardgamegeek.com. Имя ему — Leaders of the Small World. Все, что в нем есть, — жетоны лидеров, по одному на народ. При выборе расы их можно приобрести, потратив победное очко. От обычных фишек лидеры отличаются тем, что исчезают, когда раса приходит в упадок. Кроме того, при нападении на них они не погибают, а попадают в плен, откуда их выкупают за все те же победные очки.


Хищный оскал расизма



Борх всегда люто ненавидел тупых деревенщин.


«Всегда» началось около года назад, когда простой крестьянский сын Фред Юго стал Борхом Югоналимусом, членом седьмого круга Ордена Чернокнижников Алого Дракона. Он удивительно быстро освоился в новой роли — будто только для нее и был рожден.



Завершив обучение с отличием, Борх удостоился чести сопровождать главу Ордена в изъятии у людишек их поселения. Сами виноваты — не могли жить по другую сторону каньона? Должны бы знать, что через сто лет эти земли планировал освоить Орден!


Впрочем, выселить наглых агрессоров оказалось просто. Стоило дракону разок полыхнуть огнем, как жалкие человечишки побросали палки с мотыгами и задали стрекача. Низшая раса, что с них взять.



Взгляд с галерки: игроки один за другим заполняют карту жетонами. Становится ясно, что мир и вправду мал. В коробку вложено четыре намеренно тесноватые карты (точнее, две двусторонние), а потому просторно не окажется ни пятерым, ни двум соперникам.


Свободные территории заканчиваются, древние расы беспощадно истребляются, и молодая поросль замечает друг друга. Накостылять соседям — дело немудреное. Каждый жетон врага — плюс один к изначальной сложности захвата местности. И никаких спорных случаев.


Проигравшие защитники отступают. В стычке гибнет один их жетон — вне зависимости от масштабов потасовки. Остальные переходят на любую свою территорию, не примыкающую к той, где шло сражение. Из-за этого постоянно отступать с боем не выйдет.


Трудно быть богом



Урзуг навис над последним представителем рода людского. Тот не делал своей расе чести. Досадно — с таким противником в орочий эпос его вряд ли внесут. А ведь день победы его древнего предка Змыха над гигантом Олафом уже пятьсот лет отмечался как всенародный праздник.


Ургуз еще раздумывал, как поступить с пленником, когда сверху раздалось громоподобное «кхм!». Он поднял голову и увидел... бога людей. Орк задрожал, предчувствуя высшую кару. Но взгляд огромных глаз, закрывших половину неба, был устремлен не на Угруза, а на усатого дядьку у его ног. Бог вздохнул опечаленно:

— Н-да, как говорится, первый блин комом. Прости, человечество, дурака грешного.



Взгляд с галерки: свободные жетоны расы заканчиваются быстро. Даже если вас не трогают соперники, все больше фишек уходит на удержание захваченных рубежей — ведь они приносят победные очки. Так что воинственный энтузиазм любой расы постепенно сходит на нет. И вот, когда из подопечных уже становится нечего выжимать, настает час уникального для стратегий явления: угасания.


Чтобы объявить расу угасающей, игрок тратит целый ход. Он переворачивает знаки расы и способности — при этом большинство их свойств перестает действовать. Затем с поля убираются все излишки жетонов: на каждой территории, принадлежащей расе, остается лишь один ее представитель, и тот вялый: больше уже никуда не движется. Зато добровольно уходить не намерен и все еще исправно поставляет хозяину монетки.


А в следующем раунде настает время новой расы.


Полным-полна коробочка




Вместилище для Small World — редкий пример не только отличного внешнего оформления, но и вдумчивого внутреннего дизайна. Под все типы жетонов — свои отделения. Карты и правила укладываются поверх остального содержимого. Любо-дорого посмотреть!


Цивилизация 2.0



На вершине дул нестерпимый ветер, но Туилиндэ не замечал его. Он был слишком занят: толковал со своим новым богом. Оба походили на заговорщиков.


— Я долго думал, кого призвать на эту гору, и остановился на вас не случайно. Вы были здесь, когда этот бардак начался. Вам его и заканчивать. Но сперва я хочу убедиться в нескольких вещах. Во-первых, вы, эльфы, бессмертны. Так? И потому вас не трогают — ведь все равно без толку. Верно? Во-вторых, в этом чокнутом мире чужаков режут, топят, сжигают и колесуют. Но своих не трогает никто. Согласен?


Туилиндэ трижды кивнул. Этот нескладный бог его забавлял.


— Что ж, тогда вы в деле. Слушай внимательно...



Взгляд с галерки: что в начале игры, что после угасания прошлой расы новая выбирается из шести упорядоченных вариантов. Первая комбинация в очереди берется даром. Если же она не мила — кладете поверх монету из запаса и переходите к следующей. И так пока не подниметесь до желанной. А пропущенные вами сочетания станут привлекательней для прочих игроков: ведь накопленные монеты достанутся покровителю обогатившейся расы.


Новые фавориты совершенно независимы от прошлых: появляются где пожелают, воюют с кем захотят — хоть с предшественниками. А вот содержать еще и третью расу не выйдет: угасание второй бесследно удаляет первую с карты. Хотя порой это оказывается осмысленно.


Миру — мир!



Разведотряд амазонок вышел на след горного тролля. Тот, похоже, выполз из пещеры на традиционную утреннюю разминку — гонять окрестную нежить. Удачный момент для нападения: пяток стрел в спину, и одним трупом больше. Но плану воительниц не суждено было сбыться: откуда ни возьмись перед ними выросло два эльфа.


— Мы — представители Организации Объединенных Наций, — важно заявил первый.


— Сестра! — вдруг радостно воскликнул второй. — О, я вижу это так ясно: в тебе, дева, течет кровь моей сестры! Ох уж эта проказница, что учудила!


Предводительница амазонок опомниться не успела, как была произведена в почетные эльфы, да еще и получила соответствующую бумагу с фамильным древом.


— А теперь, родная, позволь представить тебе твоего двоюродного брата!


Из-за деревьев, помахивая удостоверением эльфа, смущенно выступил тролль.


Мир менялся.



Взгляд с галерки: дележ мира не утихает до последнего отведенного на игру хода. Благодаря системе угасания любой участник до конца партии не чувствует себя проигравшим, как порой происходит в других стратегиях. Сочетание изумительного оформления и смачной механики наделяет Small World удивительным и редким свойством: как бы ни повернулась для вас игра, до самого конца она будет в удовольствие!


И было так



Организация Объединенных Наций трудилась не покладая рук. С расселением то и дело возникали сложности: старые обиды забывались медленно. Возмущение не утихало ни днем, ни ночью. Но народы, малые и большие, все же пытались ужиться вместе. Ведь что такое пара сожженных поселений, если это нужно для всеобщего мира?


А боги... О, нынче все верили лишь в бога эльфов — Ушедшего Внезапно и Без Следа. Но остальные привыкли, адаптировались. Хотя громы и молнии у них выходили уже не те, все же работать с овцами оказалось значительно проще.


Увлекательность 3 из 3

достоинства: игра по темечко заряжает легким настроением и боевым азартом

недостатки: порой партия заканчивается, когда игроки еще полны желания продолжать

Взаимодействие 3 из 3

достоинства: действия каждого игрока меняют расклад сил для всех

недостатки: всего один род деятельности — война

Проработка 3 из 3

достоинства: отшлифованные правила, встроенный механизм балансировки

недостатки: не отмечено

Атмосфера 2 из 3

достоинства: колоритные расы, настроение легкого сумасшествия

недостатки: нет сюжетной подоплеки, достойны пересказа лишь моменты

Качество 3 из 3

достоинства: образцовый картон, роскошные иллюстрации, удобная коробка

недостатки: жетоны угасших рас сливаются в одну массу


Вердикт: Огромное удовольствие — видеть игры, потенциал которых раскрыт столь полно. Small World — впечатляющий урок для всех игроделов мира. Перед нами, пожалуй, лучшая настолка 2009 года и уж точно — лучшая стратегия. Еще не локализована, но уже в России!


К игре есть два больших дополнения ( Small World Underground и Small World Realms ) и много маленьких.