Картонный Каркассон

суббота, 6 апреля 2013 г.
Ежели помните, года полтора тому назад я рассказывал о поездке в Каркассон, великолепно сохранившийся город-крепость в Лангедоке. Тогда же я отметил, что само слово "Каркассон" многим может быть знакомо как название настольной игры. С тех пор я все хотел оценить эту настолку и не так давно приобрел базовый набор. В субботу перед выступлением модельным как раз и опробовали. И вот сегодня мы с вами посмотрим, что же это за игра такая, и почему ее назвали в честь оплота катарской ереси.

Придумал эту отличную игру, как видите, Клаус-Юрген Вреде. На коробке изображены западные ворота города и графский замок



В 2000 году Клауса-Юргена занесло в Каркассон. Окинув взглядом окрестности города, игровых дел мастер решил непременно создать настольную игру, посвященную этим прекрасным местам. И лично я его очень хорошо понимаю:)


В коробке вас ждет поле для подсчета очков,



72 игровые карточки



Из них, собственно говоря, конструируется игровое поле



И 40 фигурок подданных



По 8 для каждого игрока (но играть можно и вдвоем, теоретически, это никаких ограничений не накладывает, но не проверяли такой расклад)



Им не чужды навыки акробатики



Впрочем, по одной фигурке мы сразу изымаем, чтобы поместить их на поле очков, так что в игре останется великолепная семерка



К бою готовы



Кладем на стол стартовый кусочек карты



Рубашкой вниз, на самом деле. Это я просто показал, что она отличается от других



Прочие карточки раскладываем по стопочкам. Ну или хаотичной кучкой, это дело вкуса. И можем приступать. Игроки по очереди тянут карточки и собирают своеобразный паззл



Правило по сути одно: вытянутую карточку нужно положить так, чтобы совпали одинаковые элементы. Город к городу, поле к полю, дорога к дороге. Если вытянутый квадрат положить некуда, он сбрасывается (но такое маловероятно, а вот класть в невыгодное для себя место приходится не так уж редко)



Впрочем, мы не только карту собираем, но и подданных ставим. То есть, игрок тянет карточку, кладет ее и решает, выставлять ли фигурку на это поле. То есть, вот так примерно выглядит наш кусочек карты после первых ходов



Поданные бывают четырех типов, в зависимости от местоположения. Как мы видим, синий игрок поставил монаха (клетка с монастырем), красный - рыцаря (в городе), желтый - разбойника (на дороге), а черный - крестьянина (в поле). Крестьян правила рекомендуют класть плашмя для удобства итогового подсчета, но вообще это дело вкуса



Игра продвигается. Добавили клеток и закончили два объекта. Красный игрок получает во владение город (по два очка за каждую из клеток и еще два от клетки со щитом, итого, 12 очков). Желтый разбойник закончил строить дорогу от перекрестка до перкрестка (по очку за каждое поле с дорогой, всего 6). После завершения объектов подданные возвращаются к игрокам, а фигурки на поле подсчета перемещаются в соответствии с набранными баллами



Я, правда, не стал убирать тут, когда снимал, хотя надо было бы. Но принцип, думаю, понятен. Здесь, как видите, черный и желтый игроки поделили город, а красный и зеленый - дорогу. Синий построил скромный городок. А вот чтобы набрать очки за храм, необходимо окружить эту клетку со всех сторон (получится 9 баллов)



Двоим игрокам это почти удалось, но нужна последняя карточка для заполнения бреши. Ну и остальные достроили кое-что тоже. Что касается крестьян, то они лежат на полях до конца игры (а он наступает, когда кончаются кусочки геграфического паззла)



При текущем раскладе, получилось одно очень большое поле, на котором находятся крестьяне красного, синего, желтого и черного игроков (а зеленый вот на своем поле пока что). То есть, они не отделены друг от друга дорогой или городом, а само поле сложилось воедино постепенно, потому как выставлять фигурку на поле, где уже есть крестьянин, нельзя. (Однако выходит, что я в данном случае ошибся и положил красного и желтого крестьян неправильно. Не в игровом режиме ставил фигурки и проглядел в пылу съемки. Посыпаю голову пеплом.)


Очки в этом случае получат все 4 игрока. Три очка за каждый достроенный город на этом поле. Таких городов шесть, значит предварительно выходит по 18 очков, но это будет только в самом конце игры. Удачно поставленные крестьяне, между прочим, с очень большой вероятностью могут привести к победе.


Вот готовый монастырь



Города нарисованы незамысловато, но прототип узнать можно:)



А вот примерно такой расклад выходит по очкам в нашей неоконченной игре, если я не ошибся, считая по фотографии. За крестьян пока не учитываем очки



Игра идет динамично, следить за процессом нетрудно, хотя умение просчитать картинку на несколько ходов вперед не помешает в любом случае.


Ну а тут я убрал все фигурки и просто закончил эту карту



Хотел совсем уж ровненько сделать (в итоге для трех прорех нужных элементов не осталось), но на практике при случайном наборе вытянутых квадратов о симметрии думать не стоит



Полагаю, все основные моменты, связанные с игрой, я изложил. Если что-то и упустил, то вы всегда сможете подглядеть в правилах, когда обзаведетесь "Каркассоном":)


Чтобы играть в "Каркассон", вовсе не обязательно знать о происхождении названия этой настолки или интересоваться историей средневековой ереси, хотя у меня совпало все это в итоге, как ни странно. Впрочем, не исключено, что после игры вы захотите пополнить свой багаж знаний, что безусловно является еще одним ее достоинством. Кстати, каких-то недостатков назвать не могу. Если кому-то процесс игры кажется слишком примитивным, то у "Каркассона" есть куча дополнений, которые вводят новые виды локаций и подданных.


Сложно, конечно, давать прогноз, но не думаю, что "Каркассон" относится к числу игр, которые могут быстро надоесть и отправиться на полку, ведь исход каждой партии решает в основном порядок выкладывания карточек. Это достаточно простая и быстрая игра, которую оценят и новички вроде меня, и чуть более продвинутые любители настолок. Так что всем, кто хочет приобрести несложную стратегию, рекомендую обратить внимание.