Кое-что о местном самоуправлении

среда, 23 января 2013 г.
Не в первый раз слышу одну и ту же фразу от разных людей: "народ не понимает (удивлен) - власть поменялась, а прежние сидят на местах". Интерпретации подразумевают, что эта фраза обращена в адрес органов метсного самоуправления и сам такой подход, зачастую, подвергается осмеянию. Правда смеются в основном те, кто сидит в Тбилиси и кто за общими словами не раскрывает смысла происходящего. А давайте попробуем разобраться в том, что же на самом деле не понимает народ и что происходит в муниципалитетах.

Во-первых, надо четко себе уяснить кто есть что на местах.

1. Там есть царский воевода на уровне региона - президентис рцмунебули (ака губернатор), которого, разумеется никто не выбирает. Это назначенец президента, в прямом переводе на русский - доверенное лицо президента. Он на месте проводит политику центральной власти, насколько это понимаю я, власти исполнительной. Иначе на хрена он там вообще нужен? Но если я не прав, то можете этот тезис оспорить.

2. Там есть сакребуло на уровне района, собрание проще говоря. Типа райсовет, чтоб понятнее было, только объединяющий в себе функции и горсовета и сельсоветов административных единиц, входящих в район. Туда члены избираются на муниципальных выборах, нынешние избраны в 2010-м и следущая ротация будет в 2014-м. Схема комплектации сакребуло такова: в любой сакребуло входят 10 членов по партийным спискам, пропорционально набранным голосам на муниципальных выборах. Остальные члены сакребуло это мажоритарии от административных единиц. Их количество меняется от района к району. Чтоб было понятнее, скажу на примере Гурии, в Озургети 29 административных единиц (одна адм. единица может включать в себя одно или более сёл), а в Чохатаури 23 административных единицы.

3. И там есть гамгебели. Говоря простым языком, что-то типа мэра района. То есть гамгебели Гори, это не только мэр города Гори, но он также в ответе и за все сёла, входящие в горийский район. За него народ не голосует, его избирают члены сакребуло. Очень важная деталь - претендовать на пост гамгебели по закону может любой желающий. По закону это вовсе не политический пост, а обычная должность государственного служащего. На неё объявляется вакансия, проводится конкурс, единственное отличие лишь в том, что утверждает отобранную кандидатуру не отдел кадров или вышестоящий начальник, а сакребуло.


Как обычно буква закона у нас нормальная и легкочитаемая. Проблемы у нас начинаются, когда эти законы начинают в жизни применяться.


Начну я не с избранников народа, а с назначенца. Поскольку вся сила исполнительной власти у нас переходит к премьеру, то я вполне понимаю тех, кто говорит, что и губернаторов должен назначать премьер. Иначе какой смысл в самой системе губернаторства? Либо надо сказать, что губернаторы к исполнительной власти никоим образом не относятся, а являются, например, гарантами конституции в регионах Грузии и соответственно отодвинуть их от финансовых потоков и рабочих вопросов исполнительной власти. По-моему логично. Если нет, то выслушаю контрдоводы. До сих пор я слышал только отголоски, что дескать надо бы поменять систему, но пока не слышал, чтобы требовали поменять нынешних губернаторов. Впрочем, я теленовости не смотрю, поэтому, если блогеры эту тему не обсуждают, банально могу быть не в курсе что там происходит. С самими губернаторами я после выборов не общался, у них резко пропала необходимость в нашем участии :)


Еще меньше говорят о членах сакребуло. Казалось бы вот кого надо пинать сторонникам новой власти, вот где рассадник националов-то. Но нет. К членам сакребуло особо не докапываются. А всё дело в том, сюрприз, что члена сакребуло, избранного от административной единицы, нельзя заменить. Если из сакребуло по какой-то причине выйдет член, избранный по партийному списку, то перевыборы не нужны, поскольку он автоматически меняется на однопартийца. То есть сколько списочных националов ты из сакребуло выгонишь, столько их взамен и получишь. Вот если несписочный член сакребуло скажет: "ну вас на хрен ребята, живите дальше сами, как знаете" или, не дай Бог, вообще ласты склеит в силу возраста или тяжелой продолжительной болезни, то его место до следующих выборов остается свободным, никого нового в его селе до 2014-го года выбирать не будут. Чтобы в этой части радикально изменить ситуацию, надо менять сам закон о местном самоуправлении. Насколько я знаю, есть движения в сторону "укрупнения", что дескать не нужно нам самоуправление на районном уровне, пусть будет на региональном. Лично я против таких нововведений буду агитировать очень активно. Самоуправление на то и самоуправление, чтобы на месте разбираться и решать, что людям надо, а не из центра ценные указания присылать. Но пока всё устроено по старому, ничего не изменилось.


И вот теперь остается последнее звено - гамгебели, на которых оказывается давление, сыпятся шишки, катят бочки и которые вообще все поуходили в отставку. Ай-ай-ай, местное самоуправление девственности лишают! Однако бомба в эту систему была заложена сильно раньше и отнюдь не мечтателями. Проблема нарисовалась когда националы возвели себя в ранг богов. Гамгебели при последней власти назначались на должности демократической процедурой, впервые примененной ещё при Адаме, когда Бог привёл к Адаму Еву и сказал: "выбирай себе жену". Точно так же в последние годы работала система типа "самоуправление" в Грузии. Давали одну кандидатуру и указание сакребуло: "выбирайте себе гамгебели". Против чего сейчас формально протестуют люди на местах? Не против тех сакребуло, в избрании которых они так или иначе участвовали, а против назначения гамгебели, которые назначены были не по принципу профессиональной пригодности, а исключительно за политическую лояльность. Более того, странным образом в большинстве районов именно гамгебели возглавляли районные партийные организации националов, такой неофициальный довесок к служебным обязанностям, непрописанный ни в одной должностной инструкции.


Между прочим, хоть я и считаю требования местных жителей справедливыми, но я не считаю их правильными. На самом деле проблема не в том, в какой партии состоит гамгебели, а в том, как он руководит районом. Среди них есть такие, которых надо не выгонять с работы, а уголовно преследовать и сажать. А есть такие, которые задницу рвали, чтобы в рамках существующей, перекошенной в политическую сторону системы, сделать хоть что-то полезное для района. Но кто сейчас на это заморачивается? Видимо спасибо надо сказать, что на столбах вешать не призывают. Разумеется в станах оппонентов торжествует одна и та же идея непримиримости. С одной стороны "выгнать этих редисок, они неправильной партии и вообще сели в свои кресла незаконно". С другой - "эти редиски незаконно гонят с рабочих мест избранников народа". И только к закону, как обычно, происходящее имеет меньше всего отношения.


И еще один нюанс, о котором я считаю надо рассказать, чтобы понятна была возникшая разница, о которой сторонники националов даже под пытками не признаются. В том же озургетском районе, на место ушедшего с поста гамгебели, претендуют 4 кандидата. И никто членам сакребуло из Тбилиси не подсказывает, кого из них надо утвердить, они сами за себя агитируют. Даже по голове бьют друг друга время от времени сами, без привлечения спецназа. Не знаю, восторжествовала ли демократическая процедура во всех районах, оставшихся без гамгебели в последние месяцы, но даже если только в одном сработало, то это уже одна маленькая победа той самой демократии, про которую нам столько лет рассказывали, но потрогать не давали.