Общественный транспорт: культура поведения

четверг, 28 марта 2013 г.
Почему все жалуются на департамент транспорта, на мэра, на погоду, но только не на себя? Давайте посмотрим на то как мы сами себе можем помочь сделать поездку в общественном транспорте более комфортной и быстрой, и при этом – менее затратной для наших нервов.

Предлагаю рассмотреть ситуацию на примере маршрута моего движения из дома на работу, проходящего через легендарный московский пересадочный узел “Выхино”.








Яндекс.Карты предлагает мне на выбор 5 маршрутов общественным транспортом длительностью около 55 минут (по факту выходит 1 час 10 минут) и автомобильный длительностью 1 час 10 минут с учётом пробок, что есть наглая ложь: в реальности это не менее 1ч 45 минут. Я как прагматик предпочитаю общественный транспорт: по дороге можно поспать, почитать, помечтать (на выбор), а главное - выиграть время на сон.


1



1a



Первая альтернатива в выборе маршрута общественного транспорта: электричка или автобус до метро. Выбор в пользу второго способа: он гораздо ближе к дому, ходит часто (раз в 5-7 минут). Однако в дороге можно встать в серьёзную пробку, что случается примерно раз в месяц-полтора, и потерять на этом участке до 20-30 минут.

Сегодня как раз и произошёл такой случай: Лермонтовский проспект стоял вусмерть, и я было решился податься на станцию железной дороги. Не тут-то было! На ЖД в кой-то веки случилась серьёзная оказия – поезда не шли то ли из-за обрыва контактной сети, то ли из-за того, что в ней просто не было напряжения. Пришлось вернуться на остановку (потеря +5 минут, ибо до станции я добежать не успел, узнав эту новость у толп потенциальных пассажиров, бредущих от ЖД). Далее первый квест: все понаехавшие неуехавшие поездом атакуют автобусы, и без того идущие достаточно загруженными. Задание: попасть в автобус.


2



Задание оказывается практически нерешаемым в этой ситуации в следствии того, что тем, кому попасть в автобус таки посчастливилось, с радостью занимают первый тамбур и тем самым создают пробку. А средняя и задняя платформы - полупустые. Это первый пункт, где мы сами можем помочь себе и окружающим: ведь сегодня в автобус я влез и встал впереди, а завтра – уже остался на остановке.


Пришлось применить лайвхак: поехать на маршрутке. Тут конечно свои плюсы и минусы, но для меня главный недостаток этого транспорта перед автобусом - мой, собственно, автобусный проездной. Да, я прагматик.


И автобус, и маршрутка прибывают на легендарный узел “Выхино”. Народу здесь много всегда. И рано утром, и поздно вечером, и днём. Тут у нас снова альтернатива: ехать электричкой до Казанского вокзала или м. Электрозаводская, либо предпочесть метро. Выбираем второй путь, он быстрее. И интереснее. Соответственно, задача вторая: попасть в метро.


Несколько входов на станцию атакует большая толпа. К слову, в сутки станция метро Выхино (ТКЛ) обслуживает около 180 тыс. пассажиров, она – самая загруженная в Московском метрополитене. Несмотря на это, преодоление этого этапа занимает одну – максимум две минуты. Очень редко – больше. Самое интересное начинается при посадке в поезд.


3



Выхино – пока ещё конечная станция метро, а это значит, что поезд подходит пустой и у пассажиров велик соблазн уехать сидя. Но возможно это только в том случае, если ты стоишь у самых дверей подошедшего поезда. Толпа мигом устремляется в открывающиеся двери, сметая зазевавшихся и нерасторопных. Тут важна сноровка! И тут же нас поджидает вредитель №2: прожжённая жизнью баба сильно за 45 и весом 100+, которой непременно надо ехать сидя. Она, конечно же, стоит не в первом ряду пассажиров, ожидающих поезд на самом краю платформы с риском для жизни, но заходить не станет – она перегородит собою вход в вагон и будет ждать следующего состава. Обойти её крайне сложно: масса и габариты требуют силы и сноровки для преодоления барьера, а в случае законного возмущения она злобно вопит: “Чего вы толкаетесь?!”.


Выход один - повышение самосознательности, ведь в одно прекрасное утро разгарячённый клерк, которому такая фрау не даёт возможности вовремя приехать в любимый офис, найдёт-таки в себе силы и протолкнёт её, тем самым, скорее всего, нанеся ей увечья. И хорошо ещё, если протолкнёт в вагон, а не на рельсы перед поездом. Но и поделом: сама виновата!


Скорее всего вам всё же удастся занять неплохое место в вагоне - поезда не уходят под завязку – и вы в относительном комфорте доедете до станции пересадки. В моём случае это Баррикадная. Относительно спокойное место.


4



6



Третий этап маршрута на любимую работу таит в себе скрытую угрозу потерять ещё несколько драгоценных десятков секунд на пересадке. Как? Очень просто! Станции соединены эскалатором на спуск, а главное правило эскалатора какое? Правильно: “Стойте справа, проходите слева”! Так вот, люди обязательно будут стоять и справа, и слева. Ну вот лень им и в очередь встать, и пройтись несколько десятков метров. Согласен, пешая прогулка по эскалатору экономит сущие секунды, но ведь кому-то и они порой на вес золота, а кто-то просто хочет получить дополнительную физическую нагрузку в виде пешей прогулки по лестнице (особенно актуально при движении вверх).

И снова выход - лишь уважение к окружающим. Увещевания бабушек в будках на людей не действуют. Да, порой дежурный “переводит” эскалатор в режим “занимайте обе стороны, каждую ступеньку”, но это случаи особо большого скопления народа.


7



Итак, мы с приключениями, но добрались до работы. Какие же выводы напрашиваются?


8






  1. Наш общественный транспорт не так уж и плох: с учётом задерживающих факторов и отменой одного альтернативного вида транспорта моё опоздание в финальной точке маршрута составило всего 13 минут. К тому же – само наличие альтернатив. Если встал один транспорт, худо-бедно, но вывезет другой. Вполне приемлемо.

  2. Культура поведения пассажиров невысокая, а порой и поразительно низкая. Чем это лечить я, пока что, не представляю.

  3. Не так страшно Выхино как его малюют. :) Шуточный вывод, но тем не менее, это так. При соблюдении элементарных правил культуры поведения станция может стать совершенно безпроблемной.




Кстати, давно хочу заметить, что организация пассажиропотока на станции метро Выхино очень грамотная. Если бы дело пущено на самотёк как на многих других станциях - там действительно был бы ад. А так - ничего, жить можно.