К сердцу дальневосточной промышленности: перелет Хабаровск – Комсомольск

четверг, 21 марта 2013 г.









[Tags |, , , ]



Часть I. Круг над Хабаровском и отказ двигателя

Часть II. Перелет Хабаровск – Комсомольск

Часть III. Комсомольск-на-Амуре в 2012 году

Часть IV. Новые корветы на Амурском судостроительном

Часть V. Сборочный цех Гражданских самолетов Сухого

Часть VI. Исторические задворки города Юности

Часть VII. Речка Силинка и поселок Горный

Часть VIII. Солнечный, перспективы ГОК и военная техника

Часть IX. В закат по дороге с облаками

29 Продолжить путь в Комсомольск-на-Амуре удалось через полтора часа, в течение которых готовили резервный борт – на этот раз Ан-24. Бывалые журналисты из нашей небольшой группы охарактеризовали его как безотказный: на Як-40 им уже доводилось попадать в переделки во время перелетов по Дальнему Востоку, а вот с Ан-24 ничего подобного не случалось.

Этот снимок нашего второго борт – RA-46643 – был сделан уже на поле аэродрома КнААПО почти сразу после приземления. Дело не в том, что я суеверно не стал фотографировать самолет до вылета, а в том, что в Комсомольске солнце светило под более удачным углом.






30 Продолжительность полета на Ан-24 с его 460 км/ч крейсерской скорости, конечно, оказалась больше, чем была бы у Як-40К, – до Комсомольска вышло чуть более часа. Кстати, этот борт на четыре года старше показанного в первой части альбома «яка» – на крыло он встал в 1973 году. Честно отслужил авиакомпании «Дальавиа» все время ее существования (хоть с осени 2008 года находился на хранении), с 2010 года трудится в «Хабаровских авиалиниях».

Это был второй в моей жизни полет на Ан-24 и первый после почти 23-летнего перерыва. Из детства запомнился сильный шум в салоне, о том же чаще всего в связи с этим самолетом пишут на авиафорумах. Честно говоря, старые воспоминания и молва показались мне преувеличением – хоть сидел я прямо напротив мотогондолы, спокойно можно было переговариваться с собеседниками, сидящими на соседнем ряду.



31 На этот раз я сел по левому борту, чтобы получить возможность фотографировать неохваченную в первый раз южную часть города. Этот снимок сделан практически сразу после отрыва от земли, самолет идет вдоль Восточного шоссе. Аляповатое здание в центре кадра – бизнес-центр «Золотые башни». Левее и дальше его можно наблюдать край территории военного аэродрома Терек, видны стоящие на нем вертолеты и часть самолетов. Справа же просматривается район ДОСов – домов офицерских семей – по четной стороне проспекта 60-летия Октября.



32 «Золотые башни» странновато смотрятся в окружении утилитарных малоэтажных строений, но если учесть близкое соседство с китайской барахолкой (рынок «Али» на Выборгской), то уже можно говорить о некой стилистической гармонии – наши заамурские соседи очень любят все блестящее. :)



33 Развязка на проспекте 60-летия Октября, связывающая его через Первый микрорайон с улицами Краснореченской и Павла Морозова. По-моему, это первая крупная авторазвязка Хабаровска, построили ее еще в советские годы. Под путепроводом проходят рельсы Транссиба, а чуть дальше виднеется северный участок крупной грузовой железнодорожной станции «Хабаровск-II» с локомотивным депо.



34 Упомянутый Первый микрорайон, точнее, большая его часть. Построен он был в конце 1950-х–начале 1960-х годов. Это сейчас его панельные пятиэтажные «хрущевки» кажется донельзя унылыми и депрессивными, а в пору молодости микрорайон воспринимался хабаровчанами совсем иначе. По сравнению с коммуналками жилье поражало простором и комфортом, пятиэтажные дома с иголочки выглядели современными и высокими, дворы тогда засадили молодыми деревьями, кругом разбили газоны. На улицах с оптимистичными и модными в ту эпоху названиями – Юности, Космической, Королёва – жило множество молодых семей.

Слева обращает на себя внимание стадион «Юность». Он значительно моложе микрорайона – его сдали только в 1983 году. В зимний период арену заливают льдом для любителей покататься на коньках.

Справа вверху виднеется участок Краснореченской вблизи института культуры. В кадр попала новостройка на углу с улицей Кубяка.



35 Затон ремонтно-эксплуатационной базы речного флота (РЭБ), вдоль которого на юг уходит улица Павла Морозова. На перекрестке с улицей Радищева стоит пока полностью не достроенный жилой комплекс «Парус». От него через узкую в этом месте Амурскую протоку – всего порядка 850 метров – уходит к Большому Уссурийскому острову колея ледовой переправы.



36 Тут можно видеть сразу два новых микрорайона. Справа и в центре высится 20-тысячный «Строитель», с юга ограниченный громадой аренды для хоккея с мячом («фирменный» зимний вид спорта для хабаровчан), которую обещают сдать в текущем году. По другую сторону трассы высится микрорайон, называемый по имени улицы, ограничивающей его с севера – Флегонтова. С востока он выходит на Краснореченскую. Вдали виднеется улица Индустриальная с ее авторынком. Это, кстати, единственное место в крае, где можно купить новую «Ладу». Желающих сделать это по понятным причинам находится исчезающе мало.



37 Тот же район, что и на предыдущем кадре, но более общим планом. В поле зрения попала также ТЭЦ-2 и лежащий за нем район Пятой площадки – хабаровская Хитровка.



38 Самолет развернулся над Большим Уссурийским островом. Вдали на правом берегу Амурской протоки видна южная оконечность города. Еще дальше на склоне Хехцира нисходящими белыми полосами виднеется хабаровская горнолыжка.



39 Уже северная часть города – район, непосредственно примыкающий к почти четырехкилометровому мосту через Амур, фигурирующему на пятитысячной купюре. На берегу чуть севернее моста стоит опора ЛЭП-220 РЦ–Левобережная, ведущей в Еврейскую автономную область.



40 Справа в границы снимка попала часть автомобильной развязки ведущего к мосту шоссе М-58, Чернореченского шоссе (за кадром), улиц Трехгорной и Тихоокеанской (тоже за кадром). В центральной части кадра к Трехгорной (ее участок слева называется улице Уборевича) снизу тянется железнодорожная линия Транссиба, под улицей ныряющая в короткий туннель, параллельно ей проходит улица профессора Даниловского. Слева виднеется небольшой лес рекреационной зоны, где находится военный и детский санатории.



41 Затон бывшей базы Краснознаменной амурской флотилии (КАФ) за Заячьим островом, южная оконечность которого соединена с берегом дамбой. На переднем плане тянется улица Руднева, в послевоенное время застроенная двухэтажными «сталинскими» домами. Справа можно разглядеть ДК завода им. Кирова (сейчас он называется дворцом творчества молодежи и детей).



42 Северная часть затона более крупным планом. У стоянок можно разглядеть сторожевые катера, составляющие ядро сил дивизиона пограничных кораблей. Левее на острове стоят ангары, в прошлом предназначенные для судов на воздушной подушке. Рядом с ними уходят в лед рельсы-слипы для подъема судов, близ которых высится кран для перегрузки на железнодорожные платформы.

Слева внизу виднеется перекресток улиц Руднева и Хорошева. Последняя названа в честь красного командира, руководившего обороной железнодорожного вокзала Хабаровска от японцев 5 апреля 1920 года. Между этим перекрестом и затоном раскинулась территория судоремонтного завода №179; насколько я понимаю, к нему уже можно применять слово «бывший».



43 Но вот самолет забирался все выше и выше, и Хабаровск полностью пропал из виду. Кстати, я сидел напротив левой мотогондолы, между тем правая у нашего Ан-24РВ интереснее – в ней установлен дополнительный двигатель).



44 Учитывая, что сначала предполагалось лететь на куда менее вместительном Як-40, множество кресел в салоне пустовало.

У запасного выхода по правому борту сидит штатный фотограф правительства края Валерий Спидлен, за ним – корреспондентка «Тихоокеанской звезды» Елена Ищенко. Справа можно видеть Алексея Святенького из пресс-службы правительства края и Серея Афанасьева – заместителя мэра Хабаровска по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами.

К слову, совещание по промышленности в Комсомольске обусловило также присутствие на борту директора Хабаровского судостроительного завода и ряда других так или иначе связанных с промышленным производством лиц.



45 Несмотря на краткость рейса, в пути предлагали не только прохладительные напитки, но и завтрак. Правда, от последнего почти все отказались, успев позавтракать дома.



46 Мы же с Анной Сидоровой anni_sanni большую часть времени полета проболтали с губернатором. Было интересно узнать точку зрения Вячеслава Ивановича на блогосферу, но мне кажется, что он в немалой степени пал жертвой распространенных штампов на тему анонимности и отсутствия какой-либо репутации у интернет-пользователей. Похоже, отчасти это связано с набегами интернет-троллей на твиттер-аккаунт губернатора (вопреки расхожему заблуждению, его Вячеслав Иванович ведет сам, а не сотрудники пресс-службы).



47 Надеюсь, нам с Анной в итоге удалось хоть отчасти поколебать скептицизм Вячеслава Шпорта в отношении адекватности блогосферы. На мой взгляд, разница между виртуальным пространством и реальным миром не столь уж и велика, только социальные коммуникации в Интернете гораздо короче, как в «глобальной деревне» Маршалла Маклюэна.

Кстати, это единственный в альбоме снимок, сделанный не мною, а упомянутым фотографом Валерием Спидленом. :)



48 За долгой дискуссией мы не заметили, как самолет пошел на снижение и выпустил шасси.



49 За иллюминатором видны сопки, лежащие на правом берегу Амура практически напротив Комсомольска.



50 Спустя несколько секунд на левом берегу реки во всей красе развернулись кварталы Комсомольска-на-Амуре.



51 Обширный парк, ограниченный Аллеей труда и проспектами Интернационалистов и Октябрьским. Слева виднеется красивое белое здание речного вокзала, в верхней левой части парка – драматический театр. Вдаль по центру уходит проспект Первостроителей, в конце которого розовеет здание железнодорожного вокзала. По другую сторону путей высятся корпуса и трубы завода «Амурметалл».



52 Практически под крылом территория одного из двух крупнейших предприятий Дальнего Востока – Амурского судостроительного завода, где мы довелось оказаться уже через пару часов после того, как была сделана эта фотография.



53 Подлетаем к Дзёмгам. Внизу не то брошенная военная часть, не то, что более вероятно, так и не достроенный на закате советской эпохи новый завод.



54 Только успели мелькнуть первые многоэтажные дома – и почти сразу же самолет пересек воздушную границу второго из градообразующих предприятий Комсомольска и крупнейшего завода Дальнего Востока – КнААПО.



55 Кроме тени от нашего Ан-24 виден также заводской рейсовый автобус – территория авиационного завода столь обширна, что была создана собственная транспортная инфраструктура.



56 Ну а дальше нашу небольшую блогерско-журналистскую группу встретил автобус, на котором в кильватере черных джипов предстояла ехать в городскую администрацию Комсомолька-на-Амуре, где должно было состояться совещание по промышленности.



Но об этом я расскажу уже в третьей части альбома.


Кстати, если вам нравится мой блог, вы можете поддержать его в голосовании на отборочном туре соискания Дальневосточной интернет-премии «Стерх». Благодарю всех откликнувшихся! :)