В этот день автомобилисты города праздновали долгожданную победу. Сбылись их мечты - не надо больше тормозить, пропускать, можно парковаться как угодно, не думая о том, что кому-то перегораживаешь путь... 5 сентября 1964 года последний люксембургский трамвай проехал на прощание по своему маршруту и отправился в депо. На этом закончилась его почти вековая история, рельсы на улицах были разобраны или закатаны под асфальт. Мало кто из горожан об этом жалел - их манили широкие свободные проспекты, по которым, ясно и ежу, каждый человек мигом домчит куда угодно на своём авто. В крайнем случае, на автобусе. А архаичные и неповоротливые трамваи - ну кому они нужны? В наш век место им только в музее.
Впрочем, в шестидесятые о музее ещё и речи не шло. Так, собирали несколько чудиков осколки прошлого, да ржавели на детских площадках ставшие ненужными вагоны. Но годы шли, и простаивая в пробках, которые на удивление с уничтожением трамвая не уменьшились, а совсем даже наоборот, люксембуржцы стали всё с большей ностальгией вспоминать о том, как когда-то катались на трамвайчиках.
Поэтому собрав всё то немногое, что удалось сохранить, в 1991 году они открыли музей общественного транспорта.
Чтобы любой мог прийти и посмотреть на подкову трудовой лошадки, которая в далеком 1875 году провёзла по горбатым люксембургским улицам вагон первой конки:
На саму конку:
И на пришедший ей на смену в 1908 году электрический трамвай
На старые билеты:
Таблички остановок:
Предупреждения о том, что место занято:
Фуражки и галстуки кондукторов:
И на их же пуговицы:
На модели старых трамваев и автобусов:
И на те из них, что сохранились не в виде моделей:
Чтобы зайти внутрь:
Умилиться деталям:
Рекламе Аспирина и Мартини (хотя принимали, их, вероятно, в обратном порядке):
А также наконец воплотить в жизнь детскую мечту, покрутив ту самую ручку вагоновожатого
И посидеть на месте водителя автобуса
Выйти же из музея с чувством, что полвека назад была сделана очень большая ошибка. И проголосовать на местных выборах за возвращение трамвая на городские улицы.
Собственно, это уже произошло. В 2006 году в Люксембурге приняли решение восстановить трамвай, построив скоростную линию, которая потеснит автомобилистов, в конце концов осознавших, что без трамвая никак не обойтись. Строительство её начнется в 2014 году - ровно через 50 лет после того, как этот самый трамвай в последний раз проехал по своему маршруту.
Он ведь знал, что это не навсегда.