Время действия - 1936-й год. Горская вечеринка глазами русского парня из российской глубинки

воскресенье, 25 ноября 2012 г.



Давно хотела выложить здесь отрывок из книги Василия Русина "Моя жизнь с чеченцами и ингушами", более семидесяти лет прожившего среди вайнахов. До конца своей жизни Василий Федорович сумел сохранить в своем сердце теплые, неподдельные чувства братской дружбы и любви к людям, с которыми жил бок о бок столько лет. В искренность его слов трудно не поверить. Это вы поймете, прочитав его воспоминания...

…Кинопередвижку в район привозили крайне редко, клубов в районе не было совсем, поэтому люди обходились традиционными вайнахскими развлечениями, главными из которых были вечеринки. Они различались как по форме, так и по содержанию. Наиболее частыми из них были просто вечеринки. Чеченцы их называют синкъерам. Это когда для гостей готовится хорошее угощение: режут молодого барашка, индеек или кур, варят их, готовят кукурузные галушки, чесночный соус (берам) и душистый бульон. Все это подают гостям, а старшему, самому почетному гостю, кроме всего прочего, подают вареную голову барашка. Этим подчеркивается, что барашек зарезан в честь гостей. При этом не обходилось без спиртного, но, как правило, этот момент не афишируется.

После ужина гости рассаживаются в ряд по старшинству. Обычно усаживались на нары, устланные коврами или красивой, узорчато расшитой кошмой. За спиной у каждого гостя – пышная пуховая подушка, чтобы он мог чувствовать себя более комфортно. В комнату приглашаются девушки и вдовушки, вернее, разведенные молодые женщины. У одной из них гармошка. Кому-то из гостей предоставляется возможность станцевать первым. В перерывах между танцами девушки под гармошку поют задушевные национальные песни.

Если вечеринка оказывается интересной и затягивается по времени, делаются один или два перерыва для перекура, отдыха и не стесненного рамками вечеринки разговора. Иногда в один из таких перерывов гостям снова подают еду. Спиртное обычно употребляется в очень скромной дозе, чтобы не нарушать нормы приличия. Причем, младший брат никогда не станет пить перед старшим, а о том, чтобы сын выпил перед отцом или племянник перед дядей, и речи быть не может. Таковы неписаные законы вайнахов.

Вечеринкой обычно руководит хозяин дома или кто-нибудь из старших. В дверях, а если позволяет место, то и в самом помещении, могут присутствовать домочадцы помоложе, соседи или просто сельчане. Они также могут участвовать в танцах.

Есть более сложная и по форме, и по содержанию вечеринка, где присутствует элемент условного выражения сердечных чувств (дог дахар). Начинается она с традиционного угощения гостей. Голову зарезанного по этому случаю барашка обязательно подают старшему из гостей. Он отрезает от нее приглянувшийся ему кусочек (обычно это ухо или язык), потом ее передают по кругу всем остальным гостям.

После того, как гости поужинают, еду со столов убирают, освобождают место для предстоящих танцев. В помещение, где находятся гости, приглашают девушек и молодых незамужних женщин. Гости усаживаются в ряд по старшинству, а напротив них на скамейки садятся девушки. Девушка с гармошкой обычно садится посередине.

Хозяин вечеринки обходит всех гостей, интересуясь, какая из девушек им понравилась. Гость указывает на приглянувшуюся ему девушку, а хозяин называет ему ее имя и предлагает девушке занять место напротив избравшего ее гостя. Таким образом, хозяин проходит по всему ряду, знакомя гостей и девушек между собой и усаживая их друг против друга. Вскоре пары, немного привыкнув друг к другу, начинают перемигиваться между собой (дог дахар), используя условные жесты. Основными жестами могут быть:

«Ты мне нравишься»  правая рука прикладывается к сердцу с легким наклоном головы. Она отвечает тем же.

«Ты не возражаешь, если я тебя приглашу танцевать?»  легкая, незаметная поза рук, приготовившихся к танцу, пальцем правой руки обводится круг, указывая на пол. Девушка движением головы показывает «да» или «нет».

«Согласна ли ты выйти за меня замуж, если мы тебя сегодня украдем?»  указательным пальцем правой руки парень указывает на нее и на себя, жестом рук делая вид, что обнимает ее и кивком головы показывает на дверь. Она кивком головы и легким, незаметным движением, как будто встает с места, подтверждая свое согласие. А при несогласии отрицательно качает головой.

«Я хочу с тобой поговорить, давай выйдем на улицу?»  указательным пальцем правой руки парень показывает на свою грудь, затем на свой язык и кивком головы показывает на дверь. Она также кивком головы показывает «да» или «нет».

«Иди ко мне, посиди со мной рядом» (этот жест делается в шутку: никогда она рядом с ним или другим не сядет)  правой рукой незаметно указывает на нее, а левой  на край топчана слева от себя. Она кивком головы дает согласие и немного приподнимается. Это девушка как бы проявляет согласие посидеть рядом, стараясь угодить гостю. Не надо забывать, что все эти знаки условные.

«А можно, я буду моргать и тебе, и твоей соседке?»  указательным пальцем правой руки парень показывает на свою грудь и свои глаза, а потом  на нее и на ее соседку. Она, как правило, отрицательно качает головой, а иногда, чтобы не обидеть гостя, делает утвердительный жест головой.

Гость просит свою избранницу разрешить ему выказать внимание (временно) ее соседке, и если девушка согласна, просит ее сказать об этом соседке. Обычно это делается тогда, когда гость хочет разыграть своего товарища. В этом случае правой ладонью или указательным пальцем правой руки он показывает на свою напарницу, затем  на ее соседку. Его напарница должна шепнуть об этом своей соседке. Та обычно отрицательно качает головой. Но если об этом просит старший из гостей, да еще настойчиво просит, то она условным жестом просит извинения у своего напарника и начинает уделять внимание почетному гостю.

После такого условного «разговора» объявляется перерыв. Затем начинаются танцы. Почетному гостю предлагается танец с гармонисткой. Если этот гость хороший танцор, он будет танцевать, а если нет, то сделает с ней один почетный круг, поблагодарит девушку, и оба сядут на свои места. Далее танцуют в первую очередь гости и хорошие танцоры из местных жителей.

Такие вечеринки обычно продолжаются до самого рассвета. Поэтому во время одного из перерывов гостям приносят еду, чтобы они могли подкрепиться. Подчеркну, что пьют в таких случаях чисто символически и подобные вечеринки проходят очень организованно, без каких-либо недоразумений.

Во время вечеринок строжайшим образом соблюдаются все правила приличия. Не дай Бог, если парень во время танца коснется девушки! Подобное расценивается как чрезвычайное происшествие. На случай непредвиденных обстоятельств в соседней комнате, как правило, находятся один-два человека из старших.

Перед тем, как завершить вечер, хозяин сердечно благодарит гостей и девушек, принимавших участие в вечеринке, гости тоже выражают им свою благодарность.

Следует отметить, что некоторые элементы подобного времяпрепровождения, в частности, выше описанные вечеринки, наблюдались у жителей высокогорных районов: Галанчожского, Шатойского, Итум-Калинского. В плоскостных селах эти вечера проводились несколько иначе.

По большим праздникам, особенно на майские и октябрьские праздники, на улицах проводились празднества с танцами (ловзар). Очень популярны были скачки, которые устраивались вокруг озера Ами. Здесь наиболее пригодный для скачек, ровный рельеф местности.

Скачки – это наиболее любимое зрелище в горных районах. Если судить по быстроте аллюра и горной выносливости, лучшими были признаны лошади нашего района, ценились также скакуны Шатойского и Итум-Калинского районов. Те, кто хотел приобрести красивых и резвых лошадей, непременно отправлялись в эти три района.

Второго мая 1936 года в скачках близ озера Ами участвовали и мы с Хасаном. Он тогда был очень молод, прошел всего год, как женился, и, как любой юноша-горец, очень увлекался верховой ездой. Призовые места нам тогда не достались.

Первым на финиш пришел конь первого секретаря райкома партии Абдул-Рашида Чагаева, но всадник на его коне был другой (такое допускалось в скачках). Мне хорошо запомнился этот конь. Это был иноходец темно-серой масти, при аллюре он вытягивал шею вперед, и, слегка, чуть заметно глазу, покачиваясь из стороны в сторону, пулей летел вперед, едва касаясь копытами земли. Такого коня я хотел иметь больше всего на свете!