о никонианской религии

вторник, 30 октября 2012 г.
Фрагмент из рассказа "Художник и Бог".

Оппоненты Максима нередко обвиняют его в «агрессии против верующих». Он в ответ спрашивает их: почему вы моё непринятие религии, объявление её ложью называете «агрессией» против вас лично? Я ведь о вас вообще ни единого слова не говорю, а лишь об идее, которую вы считаете истинной. Если бы истинной вы её считали только для себя, так это и ладно, и пусть. Но вы же считаете её истинной и для меня тоже, и для всего общества. Вы утверждаете, что персонаж из сказок, в которые я не верю, придумал и утверждает для меня и для всех нас моральные нормы.


Получается, что если я в этого персонажа не верю, то для меня нет и моральной нормы «не убивай»? Нет, уважаемые, не так это. Вот как раз верующие в бога считали вполне нормальными убийства, которые совершались во имя веры и в защиту её, например, костры во времена инквизиции или реформ Никона — «по нашему указу таких злых людей и врагов Божиих велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть безо всякие пощады». Видимо, вы и сейчас так считаете, что нормально это было.



Ведь вот посмотрите. Тысячу лет назад богами наших предков были Овинник, Домовой, Перун и прочие языческие боги и божки. И прекрасно они с теми божками жили. Например, Овинник. Он с нашими дедами и прадедами всегда рядом был. Случалось, что и наказывал, так, значит, за дело. Но ведь и помогал тоже. Следит, чтобы снопы уложены были по порядку, насылает сквозняки, необходимые для веяния зерна, наблюдает, чтобы провеиваемое зерно хорошо отделялось от мякины, следит, чтобы не было сушки при сильном ветре — от пожара бережёт. И вообще, защищает хозяйство от бед и от всякой нечисти.


Но князьям нашим для укрепления «вертикали власти» нужно было единобожие и зависимость людишек от некого единого божества — полная, абсолютная зависимость, а для надёжности, чтобы ещё и посмертная. А ещё, что очень важно, чтобы власти земные были бы «помазанниками» божьими.


И что? Привезли к нам заморского бога, как раз такого, что князьям нужен был. Перед этим, правда, выбирали из нескольких вариантов. Какого выбрать? Мусульманского, иудейского, католического? Остановились на византийском — богатством и роскошью богослужения поражены были.


А как поступили с богами, которым и сами молились, и все их предки, и которые вдруг, разом не нужны теперь стали? Перун был главный из них. Привязали деревянного идола к конскому хвосту, двенадцать мужей его плетьми стегали, приволокли на берег и «вринуша в Днепр». В один миг поменяли веру предков на заморскую, удобную для князей. А прежних идолов прилюдно плетью отстегали и в реку сбросили. Для отказа от старых богов надо было их унизить, «опустить».


Но вот прошло шесть с половиной веков. Чиновники церковные опомнились — молимся, оказывается, неправильно. Не так, видите ли, персты складываем — должно быть не двуперстие, а трёхперстие. Во время служб надо произносить «аллилуйя» не дважды, а трижды. Обходить храм во время обрядов надо не по солнцу, а против солнца. Вместо семи просфор служение должно быть на пяти. Вместо земных поклонов, должны быть поясные. Ну, ещё что-то там из обрядов и ритуалов. Не заповеди «не убий» и прочее главное, а исполнение обрядов. Людишки уже привыкли, уже эти «традиции» заморские своими считают, большей частью уже и забыли тех давних богов, униженных и свергнутых князьями.


А тут им опять и заново с немалой кровью религию меняют. Кто против навязанной Никоном модернизации, того лукаво и подло «раскольником» объявляют со всеми вытекающими из этого последствиями. Это они, оказывается, «раскольники»!


И кто вот вы теперь? Никониане? Ведь это же вы последователи тех, кого Никон «ссучил», силой принудил к другой вере и к убийству своих же собратьев, с которыми вчера ещё в одной церкви рядом стояли. И религия ваша теперь — никонианская.


Вы эти убийства и костры эти преступными не признаёте? Или как? Скажете: сейчас во имя религии не убивают. Неправда, в мусульманском мире это есть — за карикатуры убивают. Скажете: это в другой религии. Во-первых, но так в религии же. Не посмеете же вы утверждать, что та религия плоха? Во-вторых, а светско-православное судилище над тремя девушками, совершившими деяние, подсудное лишь по статье кодекса об административных правонарушениях, но приговорёнными к реальному двухлетнему сроку лишения свободы по статье уголовного кодекса? Нарушили, видите ли, 15-е правило Лаодикийского Собора, 62-е и 75-е правила Трулльского Собора IV и VII веков!.. Ну, и как это вам? Это не мракобесие? Это ли не реальная власть вашей никонианской религии и церкви в светском обществе?